Ход урока
І. Организационный момент
Аутотренинг (психологическая подготовка).
Учитель:
Я пришел на урок с радостью,
Со мной мои друзья, моя учительница,
Сегодня я много узнаю, многому научусь,
Буду очень внимателен.
II. Стадия вызова
– Для открытия новых знаний мы займёмся исследовательской работой.
1. Выполним задание “Верные и неверные утверждения”
– Вам предстоит подумать над моими вопросами, дать ответ, поставив знаки “+” или “–” в таблицу, в левый столбик, который называется “До начала изучения темы”.
Вопросы для таблицы:
– Верите ли вы, что…
- что большая часть земной поверхности покрыта водой?
- что на Земле множество источников питьевой воды?
- что всему живому на Земле нужна вода?
- что, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только чистую, пресную воду?
- что воду нужно использовать бережно, экономно, не загрязнять, не тратить её напрасно?
– Отвечая на мои вопросы, догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке?
2. Тема нашего урока: Царица-водица. Вода и её значение для живого.
– Трудно ли вам было отвечать на вопросы? Уверены ли вы в своих ответах? А хотели бы вы больше узнать об этом?
3. Так какую учебную задачу мы ставим перед собой на урок?
– Где находится вода на Земле?
– Какая вода нужна человеку?
– Какую роль играет вода для всего живого?
– Как нужно расходовать воду?
– Для решения этой задачи мы будем использовать:
учебники, карточки, таблицы и ваш личный
жизненный опыт.
III. Стадия осмысления
1. Рассказ учителя:
– Для того чтобы узнать, сколько на Земле воды,
посмотрите на глобус.
– Глобус – модель Земли (раскрутить глобус).
– Какого цвета больше на глобусе?
– Каким вам кажется глобус?
– Это потому, что голубой краски на нём больше,
чем жёлтой, коричневой, зелёной и белой.
– Догадались ли вы, что на глобусе изображено
голубой краской?
– Да, это вода, которая занимает большую часть
Земли.
2. Наглядно представить это можно с помощью простого яблока (моделирование количества воды на Земле).
– Разрежем его на 4 части. 3/4 – вода; 1/4 – суша.
3. Как называются большие водоёмы Земли? (океаны, моря) (Словарь: водоёмы – части земной поверхности, которые покрыты водой).
– Но и участки суши пронизаны множеством
голубых нитей и есть большие углубления на
земной поверхности, в которые стекают воды.
– Как называются эти водоёмы, хранящие воду,
узнаем в учебнике на стр. 56 №5.
– Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: Какие
водоёмы занимает вода?
4. Читать будем с остановками и выполним инсерт (маркировка текста).
После инсерта:
– Какую новую информацию о воде вы получили?
– Где находится вода на Земле?
– Какие водоёмы занимает вода?
5. Составим таблицу – кластер (классификация водоёмов).
6. Учитель: Вы наверное уже знаете –
– Какая вода в океанах и морях?
– А в реках, озёрах, болотах?
– А какая вода нужна всему живому? (пресная,
чистая)
7. Какие водоёмы хранят пресную воду узнаем, разгадав загадки на стр. 54 №1 (работа в парах).
– Прочитайте загадки, напишите отгадки.
– Я подобрала ещё 2 загадки, отгадайте их:
а) Клюквы кислой есть охота, приходите на …. (болото).
б) Мы рыбачить едем скоро на глубокие …. (озёра).
– Назовите источники питьевой воды.
– Составим следующий кластер.
8. Учитель: Какое значение имеет вода для жизни на Земле? Кому и для чего нужна вода?
Кластер:
9. Где используют воду люди? (Ответы по картинкам учебника.)
– А ещё и организм человека в значительной
части состоит из воды.
– Потеря воды опаснее, чем голодание, т.к. без
пищи можно прожить 1 месяц, а без воды всего
несколько дней.
10. Как вода помогает растениям?
– В растениях и самих есть вода (огурцы и арбузы состоят на 4/5 из воды).
11. Какую роль играет вода в жизни животных? (по картинкам)
– Животные, если лишить их воды, быстро погибают (собака без пищи может прожить до 100 дней, а без воды менее 10).
12. Учитель: Из всего вышеперечисленного запомним “добрые дела” воды, ответив на вопросы кроссворда “Водица” на стр. 55 №3 (коллективная работа).
IV. Физкультминутка
“Путешествие капельки”. (дети имитируют движение капельки)
– С поверхности океанов, морей, рек и суши
капельки воды под воздействием Солнца
испаряются, превращаются в пар и поднимаются
вверх.
– В воздухе пар охлаждается, превращается в
капельки воды или льдинки.
– Из них образуются облака.
– Лёгкие облака ветер переносит на большие
расстояния.
– Из облаков капельки в виде дождя или снега
выпадают на Землю. Они питают растения, почву,
пополняют воды рек, морей, океанов.
– И всё повторяется сначала. Такой путь капельки
называется “Круговорот воды в природе”.
13. Рассказ учителя:
– Вода – явление волшебное. Она умеет
принимать разную форму. То она дождик, то снег, то
спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако,
то твёрдый лёд.
– Живым организмам нужна пресная чистая вода. А
она во многих местах загрязняется.
– Отчего загрязняется вода?
– Какой приходит вода в наш дом? (грязная или
чистая).
– Какой становится после стирки, мытья посуды,
рук, приёма ванной?
– Такую воду можно использовать?
– Какую воду пить безопасно? А какая может быть
опасной для здоровья? (вывод: “Не пей сырой
воды!”
– Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту воды?
14. Сделайте общий вывод о воде на стр. 55 №4 (самостоятельная работа).
V. Рефлексия
1. Возврат к таблице “Верные и неверные утверждения”.
Учитель читает те же вопросы, а учащиеся работают в колонке: “После изучения темы” (ставят “+”).
– Есть ли у кого-нибудь “–”?
– Вы получили новые знания?
– Как вы их получили? (использовали учебник,
рисунки, загадки, кроссворд)
2. Общий вывод урока:
Вода – это жизнь!
Всегда и везде вечная слава воде! (рис. Мойдодыр)
VI. Домашнее задание
– стр. 55 №4
– тетрадь, стр. 26 №41
– по желанию составить эссе (сочинение) о красоте
воды.
VII. Самооценка
– Какое у вас эмоциональное состояние? (Ответы учеников.)