Открытый урок по окружающему миру "Вода и ее значение для всего живого"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

І. Организационный момент

Аутотренинг (психологическая подготовка).

Учитель:

Я пришел на урок с радостью,
Со мной мои друзья, моя учительница,
Сегодня я много узнаю, многому научусь,
Буду очень внимателен.

II. Стадия вызова

– Для открытия новых знаний мы займёмся исследовательской работой.

1. Выполним задание “Верные и неверные утверждения”

– Вам предстоит подумать над моими вопросами, дать ответ, поставив знаки “+” или “–” в таблицу, в левый столбик, который называется “До начала изучения темы”.

Вопросы для таблицы:

– Верите ли вы, что…

  1. что большая часть земной поверхности покрыта водой?
  2. что на Земле множество источников питьевой воды?
  3. что всему живому на Земле нужна вода?
  4. что, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только чистую, пресную воду?
  5. что воду нужно использовать бережно, экономно, не загрязнять, не тратить её напрасно?

– Отвечая на мои вопросы, догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке?

2. Тема нашего урока: Царица-водица. Вода и её значение для живого.

– Трудно ли вам было отвечать на вопросы? Уверены ли вы в своих ответах? А хотели бы вы больше узнать об этом?

3. Так какую учебную задачу мы ставим перед собой на урок?

– Где находится вода на Земле?
– Какая вода нужна человеку?
– Какую роль играет вода для всего живого?
– Как нужно расходовать воду?
– Для решения этой задачи мы будем использовать: учебники, карточки, таблицы и ваш личный жизненный опыт.

III. Стадия осмысления

1. Рассказ учителя:

– Для того чтобы узнать, сколько на Земле воды, посмотрите на глобус.
– Глобус – модель Земли (раскрутить глобус).
– Какого цвета больше на глобусе?
– Каким вам кажется глобус?
– Это потому, что голубой краски на нём больше, чем жёлтой, коричневой, зелёной и белой.
– Догадались ли вы, что на глобусе изображено голубой краской?
– Да, это вода, которая занимает большую часть Земли.

2. Наглядно представить это можно с помощью простого яблока (моделирование количества воды на Земле).

– Разрежем его на 4 части. 3/4 – вода; 1/4 – суша.

3. Как называются большие водоёмы Земли? (океаны, моря) (Словарь: водоёмы – части земной поверхности, которые покрыты водой).

– Но и участки суши пронизаны множеством голубых нитей и есть большие углубления на земной поверхности, в которые стекают воды.
– Как называются эти водоёмы, хранящие воду, узнаем в учебнике на стр. 56 №5.
– Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: Какие водоёмы занимает вода?

4. Читать будем с остановками и выполним инсерт (маркировка текста).

После инсерта:

– Какую новую информацию о воде вы получили?
– Где находится вода на Земле?
– Какие водоёмы занимает вода?

5. Составим таблицу – кластер (классификация водоёмов).

6. Учитель: Вы наверное уже знаете –

– Какая вода в океанах и морях?
– А в реках, озёрах, болотах?
– А какая вода нужна всему живому? (пресная, чистая)

7. Какие водоёмы хранят пресную воду узнаем, разгадав загадки на стр. 54 №1 (работа в парах).

– Прочитайте загадки, напишите отгадки.
– Я подобрала ещё 2 загадки, отгадайте их:

а) Клюквы кислой есть охота, приходите на …. (болото).
б) Мы рыбачить едем скоро на глубокие …. (озёра).

– Назовите источники питьевой воды.
– Составим следующий кластер.

8. Учитель: Какое значение имеет вода для жизни на Земле? Кому и для чего нужна вода?

Кластер:

9. Где используют воду люди? (Ответы по картинкам учебника.)

– А ещё и организм человека в значительной части состоит из воды.
– Потеря воды опаснее, чем голодание, т.к. без пищи можно прожить 1 месяц, а без воды всего несколько дней.

10. Как вода помогает растениям?

– В растениях и самих есть вода (огурцы и арбузы состоят на 4/5 из воды).

11. Какую роль играет вода в жизни животных? (по картинкам)

– Животные, если лишить их воды, быстро погибают (собака без пищи может прожить до 100 дней, а без воды менее 10).

12. Учитель: Из всего вышеперечисленного запомним “добрые дела” воды, ответив на вопросы кроссворда “Водица” на стр. 55 №3 (коллективная работа).

IV. Физкультминутка

“Путешествие капельки”. (дети имитируют движение капельки)

– С поверхности океанов, морей, рек и суши капельки воды под воздействием Солнца испаряются, превращаются в пар и поднимаются вверх.
– В воздухе пар охлаждается, превращается в капельки воды или льдинки.
– Из них образуются облака.
– Лёгкие облака ветер переносит на большие расстояния.
– Из облаков капельки в виде дождя или снега выпадают на Землю. Они питают растения, почву, пополняют воды рек, морей, океанов.
– И всё повторяется сначала. Такой путь капельки называется “Круговорот воды в природе”.

13. Рассказ учителя:

– Вода – явление волшебное. Она умеет принимать разную форму. То она дождик, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лёд.
– Живым организмам нужна пресная чистая вода. А она во многих местах загрязняется.
– Отчего загрязняется вода?
– Какой приходит вода в наш дом? (грязная или чистая).
– Какой становится после стирки, мытья посуды, рук, приёма ванной?
– Такую воду можно использовать?
– Какую воду пить безопасно? А какая может быть опасной для здоровья? (вывод: “Не пей сырой воды!”
– Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту воды?

14. Сделайте общий вывод о воде на стр. 55 №4 (самостоятельная работа).

V. Рефлексия

1. Возврат к таблице “Верные и неверные утверждения”.

Учитель читает те же вопросы, а учащиеся работают в колонке: “После изучения темы” (ставят “+”).

– Есть ли у кого-нибудь “–”?
– Вы получили новые знания?
– Как вы их получили? (использовали учебник, рисунки, загадки, кроссворд)

2. Общий вывод урока:

Вода – это жизнь!
Всегда и везде вечная слава воде! (рис. Мойдодыр)

VI. Домашнее задание

– стр. 55 №4
– тетрадь, стр. 26 №41
– по желанию составить эссе (сочинение) о красоте воды.

VII. Самооценка

– Какое у вас эмоциональное состояние? (Ответы учеников.)