Введение
Цели и задачи исторической игры:
- развить интерес к краеведческой работе, к истории и достопримечательностям родного края;
- воспитать у ребят бережное отношение к культурным ценностям родного края;
- привить детям интерес к чтению, к книге через литературные игры.
Критерии оценки:
- Правильный и полный ответ – 2 балла.
- Неполный раскрытый ответ – 1 балл.
- Неправильный ответ – 0 баллов.
- Творческий конкурс – 5 баллов.
Историческая игра:
“Знаешь ли ты историю Родины?”
I. Представление команды
(Приветствие, девиз, эмблема.)
II. Домашнее задание
Расшифровать выражения:
1. “Положить в долгий ящик”
В приказных избах в России подававшиеся прошения
складывались в длинные лари. Эти дела лежали
годами неразобранными. Употребляется, когда
решение откладывается на неопределенный срок.
2. “Подлинная правда”
Во время допроса подсудимого били кнутом,
который назывался длинником. Считалось, что от
боли человек скажет всю правду.
3. “Точить лясы”
Лясы, или балясы – так называли на Руси резные
деревянные украшения на столбах, придерживающих
крыльцо. Вырезать балясы считалось делом
несложным, не требующим особого внимания.
Поэтому работающий мог одновременно вести
посторонние разговоры
Употребляется в смысле пустого провождения
времени.
4. “Кричать во всю Ивановскую”
В Московском Кремле у “Колокольни Ивана
Великого “была Ивановская площадь. На ней во
всеуслышание объявлялись народу все важные
государевы указы. Употребляется в смысле
осуждения, когда человек разговаривает слишком
громко.
5. “Тянуть волокиту”
Из медной проволоки тянули очень тонкую нить –
волокиту. Работа была медленной и трудоемкой.
Употребляется в значении “делать медленно,
тянуть время”. Нитку иногда называли
“канитель”, поэтому синоним – “тянуть
волокиту”.
6. “Бить баклуши”
Чтобы сделать деревянную ложку или чашку,
требовалось отколоть чурку – баклушу. Это было
легкое дело. Оно поручалось подмастерьям и
особого умения не требовало. Употребляется в
значении “делать пустое, никчемное дело,
заниматься ерундой”.
7. “Зарубить на носу”
Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее
носили с собой и делали зарубки на память.
Означает “запомнить надолго”.
8. “Остаться с носом”
Проситель в царской России, когда обращался в
учреждение или суд, то приносил подношение для
ускорения рассмотрения дел. Если его “подарок”
не принимался, то он уходил со своим подношением
или “носом” обратно, т.е. с тем, что принес.
Означает “уйти ни с чем, ничего не добиться.
9. “Красной нитью”
Выражение вошло в речь нескольких народов из
языка английских моряков конца XVIII в. С 1776 г. по
приказу адмиралтейства во все канаты
английского военного флота вплетали красную
нить. Вытащить ее можно было, только уничтожив
сам канат. Флотский канат англичан был узнаваем
везде. Употребляется в значении самой сути,
постоянной приметы.
10. “Тарабарская грамота”
Особым, секретным способом написанное письмо,
употреблялось в тайной переписке XII–ХШ вв. В XIX в.
тарабарской грамотой пользовались должностные
лица, в более позднее время-старообрядцы.
Означает “говорить на непонятном для
большинства языке”.
11. “Работать спустя рукава”
Одежда русских бояр была такова, что рукава
спускались очень низко, почти до колен. Работать
в такой одежде было совершенно невозможно.
Означает “работать плохо, неаккуратно”.
12. “Сарынь на кичку”
Клич при захвате судов. Сарынь – это голытьба.
Кичка – передняя часть судна. Грабя богатых,
разбойники на Волге и на других реках не трогали
бедноту. Означает “отойти в сторону, затаиться,
не вмешиваться”.
III. С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.
Ох, тяжела ты – шапка Мономаха |
Медвежья услуга |
Дело в шляпе |
Конь не валялся |
Бросить перчатку |
Мартышкин труд |
Яблоко раздора |
IV. Восстановить пословицу
- Москва – всем городам мать.
- Москвой – столицей весь народ гордиться.
- Кто в Москве не бывал -тот красоты не видал.
- В Москве побывать – ума набраться.
- Москва верстой далека, а сердцем близка.
- Поезжай в Москву там все найдешь.
- Москва слезам не верит.
- Не разом Москва строилась.
V. Вопросы болельщикам
- Сколько башен в Кремле? (20)
- При ком была надстроена Колокольня Ивана Великого (при Борисе Годунове), и какова ее высота? (81 м.)
- Самое первое гражданское сооружение в Кремле? (Грановитая палата 1491 г.)
- Каков вес Царь – пушки? (40 т.)
- Каков вес Царь – колокола? (200 т.)
- Самая древняя площадь Кремля? (Соборная)
- Сколько царей захоронено на Ивановской площади? (2)
- Самая высокая башня Кремля? (Троицкая. 80 м.)
- Самая маленькая башня Кремля? (Кутафья 13,5 м)
- Самая мощная башня Кремля? (Угловая Арсенальная).
VII. Расшифровать ребусы
VIII. Литературный конкурс
Каждая команда читает стихотворения, где есть упоминания о Москве, ее улицах, достопримечательностей и т.д.
IX. Отгадай этот объект
Храм Василия Блаженного, или Покровский
собор.
1554–1561 гг., в честь взятия Казани. Архитекторы:
Барма, Постник.
Памятник Минину и Пожарскому.
1818 г., надпись на памятнике: “Гражданину Минину и
князю Пожарскому благодарная Россия “.
Скульптор И.П.Мартос.
Колокольня Ивана Великого.
1 строительство в 1505–1508 гг. Бон Фрязин. Достроен в
1601 г. по указанию Бориса Годунова.
Грановитая палата.
1487 г. Строители: Марко Руффо, Пьетро Антонио
Солари.
Х. Конкурс художников “Москва 21 века”
Изобразить памятники Москвы 21 века.
1) Памятник А.С. Пушкину.
2) Памятник Крылову.
3) Памятник книгопечатнику И. Федорову.
4) Памятник М.В. Ломоносову.
XI. Музыкальный конкурс
Исполнение русских народных песен. “Отгадать песню и продолжить ее”.
XII. Подведение итогов
Награждение команд.