Цели урока:
- Закрепить умение решать задачи.
- Отрабатывать вычислительные навыки.
- Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности.
Оборудование урока:
- Иллюстрация кота Мурлыки.
- Ромашки Блума.
- Таблица с вопросительными словами.
- Схемы задач.
- Конверты с рыбками, сигналы светофора у детей.
- Учебник Демидовой, III часть.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия Вызова.
– Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке.
– Верно, кот! Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будет помогать Мурлыке ловить рыбок и пускать их в свои аквариумы. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте на уроке внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок. Приготовьте свои аквариумы и рыбок. (Открываю шторку).
– Дети, а здесь у нас спрятался еще один кот! Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какая у него порода?)
– Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей.
Дети предполагают, что звать кота могут Умником, Математиком или Цифриком. Порода математическая, а хозяева его – ученики и учительница 1 “Б” класса.
III. Стадия Осмысления.
– Прочитайте тему урока. Задайте вопрос по теме урока.
Решение задачи |
– Чем мы будем заниматься на уроке?
– Ответьте на вопрос своего товарища. (Мы будем учиться решать задачи).
– Какие виды задач вы знаете? (Дети перечисляют).
Кот хочет проверить, как вы умеете решать эти задачи и предлагает математический диктант, который находится на усах и хвостике Цифрика. Нужно устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку. (Учитель читает задачку, числа показывает на усах кота).
- У тети Кошки было 7 племянников, а племянниц на 2 меньше. Сколько племянниц было у тети Кошки?
- На солнышке грелись 7 взрослых котов и пятеро котят. На сколько меньше было котят, чем взрослых котов?
- У кота Леопольда было семеро друзей, это на 4 больше чем врагов. Сколько врагов было у кота Леопольда?
- Тетя Кошка знала 7 грустных песенок, а веселых на 3 больше. Сколько веселых песенок знала тетя Кошка?
- На день рождения к коту Леопольду пришло 7 худеньких мышат и один толстый мышонок. Сколько всего мышат пришло к коту на день рождения?
- Стены богатого дома тети Кошки были украшены 7 портретами родственников, что на два меньше, чем картин с пейзажем. Сколько картин с пейзажем украшало стены дома?
- У Леопольда было 8 мышеловок и 2 крысоловки. Сколько всего ловушек для грызунов было у Леопольда?
- У Кота было 8 пар охотничьих сапог, а праздничных на 6 пар меньше. Сколько пар праздничных сапог было у Кота?
Проверим ответы: (самопроверка)
5, на 2, 3, 10, 8, 10, 2.
– Оцените свою работу при помощи шкалы.
Правильность работы. Оцените аккуратность работы.
Встаньте те, кто ни разу не ошибся и поставил себе высокий балл.
Положите 1 рыбку.
Кто за аккуратность поставил себе высший балл.
Положите 1 рыбку.
Физкультминутка.
Ромашка Блума.
Посмотрите на туловище кота. Задайте простые вопросы своим товарищам, используя слова – помощники.
– На какую геометрическую фигуру похоже туловище кота?
– Сколько углов у этой фигуры?
– Сколько сторон у прямоугольника?
– Какие углы у прямоугольника?
– Какие стороны у прямоугольника?
– Почему размеры указаны только с двух сторон?
– Что можно узнать, зная длину и ширину прямоугольника?
(Можно найти сумму длин всех сторон).
– Узнайте. (3+1+3+1=8 (дм)) (+ 1 рыбка)
– Что можно сравнить у прямоугольника? (Можно сравнить длину и ширину).
Поставьте вопрос:
– На сколько дм длина туловища больше его ширины?
(3 – 1 = 2 (дм)) (+ 1 рыбка)
– Определите виды задач.
(Геометрические задачи на нахождение целого и на разностное сравнение чисел).
Физминутка для глаз.
– Посмотрите на лапы кота. Что мы сейчас будем делать? (Составлять задачи).
Задание по колонкам.
1 колонка. В парах составить задачу на уменьшение на несколько единиц, используя первую лапу кота.
2 колонка: составить задачу на разностное сравнение по 2 лапе кота.
3 колонка: составить задачу с косвенным вопросом по 3 лапе кота.
(Сигнализируем с помощью светофора).
III. Стадия Рефлексии.
Откройте учебник на стр. 10, найдите № 3. Условие задачи до черной точки прочитает Андрей Пунашев, а все дети внимательно следят по тексту и готовятся задавать вопросы по условию задачи.
– О ком говорится в условии?
– Что сказано о коте Леопольде?
– Что сказано про мышей?
– Это задача? Почему?
А вопросы даны ниже. Сейчас каждый из вас внимательно прочитает эти вопросы и подумает, какие из них заданы правильно и на них можно ответить решением задачи.
– Посоветуйтесь в парах.
– Посоветуйтесь в группах-четверках. (Ваше мнение: 2) 5) вопросы). (+ 1 рыбка)
1 вариант. Прочитайте еще раз вопрос № 2 и подумайте, какая из пяти предложенных схем подойдет к вашей задаче.
2 вариант. Прочитайте вопрос № 5 и покажите, какая из предложенных схем подойдет к вашей задаче.
Запишите в тетради решение и ответ своей задачи. (Обратите внимание на орфограммы).
Проверка на доске.
1 вариант.
6 – 4 = 2 (л)
Ответ: у Леопольда на 2 ловушки больше. (+ 1 рыбка)
2 вариант.
6 + 4 = 10 (л)
Ответ: всего 10 ловушек у Леопольда и мышей.
– Чем мы занимались на уроке?
– Выполнили ли мы задачу урока?
– Кто из вас стал лучше решать задачи? Оцените, показав на шкале.
Как я умею решать простые задачи. |
Встаньте те, у кого 5 и более рыбок. Молодцы!
Похвалите друг друга за старание на уроке.
(Погладить, пожать руку, приобнять).