Урок математики в 1-м классе "Решение задач". Использование приемов критического мышления на уроке

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить умение решать задачи.
  2. Отрабатывать вычислительные навыки.
  3. Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности.

Оборудование урока:

  • Иллюстрация кота Мурлыки.
  • Ромашки Блума.
  • Таблица с вопросительными словами.
  • Схемы задач.
  • Конверты с рыбками, сигналы светофора у детей.
  • Учебник Демидовой, III часть.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия Вызова.

– Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке.

– Верно, кот! Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будет помогать Мурлыке ловить рыбок и пускать их в свои аквариумы. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте на уроке внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок. Приготовьте свои аквариумы и рыбок. (Открываю шторку).

– Дети, а здесь у нас спрятался еще один кот! Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какая у него порода?)

– Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей.

Дети предполагают, что звать кота могут Умником, Математиком или Цифриком. Порода математическая, а хозяева его – ученики и учительница 1 “Б” класса.

III. Стадия Осмысления.

– Прочитайте тему урока. Задайте вопрос по теме урока.

Решение задачи

– Чем мы будем заниматься на уроке?

– Ответьте на вопрос своего товарища. (Мы будем учиться решать задачи).

– Какие виды задач вы знаете? (Дети перечисляют).

Кот хочет проверить, как вы умеете решать эти задачи и предлагает математический диктант, который находится на усах и хвостике Цифрика. Нужно устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку. (Учитель читает задачку, числа показывает на усах кота).

  1. У тети Кошки было 7 племянников, а племянниц на 2 меньше. Сколько племянниц было у тети Кошки?
  2. На солнышке грелись 7 взрослых котов и пятеро котят. На сколько меньше было котят, чем взрослых котов?
  3. У кота Леопольда было семеро друзей, это на 4 больше чем врагов. Сколько врагов было у кота Леопольда?
  4. Тетя Кошка знала 7 грустных песенок, а веселых на 3 больше. Сколько веселых песенок знала тетя Кошка?
  5. На день рождения к коту Леопольду пришло 7 худеньких мышат и один толстый мышонок. Сколько всего мышат пришло к коту на день рождения?
  6. Стены богатого дома тети Кошки были украшены 7 портретами родственников, что на два меньше, чем картин с пейзажем. Сколько картин с пейзажем украшало стены дома?
  7. У Леопольда было 8 мышеловок и 2 крысоловки. Сколько всего ловушек для грызунов было у Леопольда?
  8. У Кота было 8 пар охотничьих сапог, а праздничных на 6 пар меньше. Сколько пар праздничных сапог было у Кота?

Проверим ответы: (самопроверка)

5, на 2, 3, 10, 8, 10, 2.

– Оцените свою работу при помощи шкалы.

Правильность работы. Оцените аккуратность работы.

Встаньте те, кто ни разу не ошибся и поставил себе высокий балл.

Положите 1 рыбку.

Кто за аккуратность поставил себе высший балл.

Положите 1 рыбку.

Физкультминутка.

Ромашка Блума.

Посмотрите на туловище кота. Задайте простые вопросы своим товарищам, используя слова – помощники.

– На какую геометрическую фигуру похоже туловище кота?

– Сколько углов у этой фигуры?

– Сколько сторон у прямоугольника?

– Какие углы у прямоугольника?

– Какие стороны у прямоугольника?

– Почему размеры указаны только с двух сторон?

– Что можно узнать, зная длину и ширину прямоугольника?

(Можно найти сумму длин всех сторон).

– Узнайте. (3+1+3+1=8 (дм)) (+ 1 рыбка)

– Что можно сравнить у прямоугольника? (Можно сравнить длину и ширину).

Поставьте вопрос:

– На сколько дм длина туловища больше его ширины?

(3 – 1 = 2 (дм)) (+ 1 рыбка)

– Определите виды задач.

(Геометрические задачи на нахождение целого и на разностное сравнение чисел).

Физминутка для глаз.

– Посмотрите на лапы кота. Что мы сейчас будем делать? (Составлять задачи).

Задание по колонкам.

1 колонка. В парах составить задачу на уменьшение на несколько единиц, используя первую лапу кота.

2 колонка: составить задачу на разностное сравнение по 2 лапе кота.

3 колонка: составить задачу с косвенным вопросом по 3 лапе кота.

(Сигнализируем с помощью светофора).

III. Стадия Рефлексии.

Откройте учебник на стр. 10, найдите № 3. Условие задачи до черной точки прочитает Андрей Пунашев, а все дети внимательно следят по тексту и готовятся задавать вопросы по условию задачи.

– О ком говорится в условии?

– Что сказано о коте Леопольде?

– Что сказано про мышей?

– Это задача? Почему?

А вопросы даны ниже. Сейчас каждый из вас внимательно прочитает эти вопросы и подумает, какие из них заданы правильно и на них можно ответить решением задачи.

– Посоветуйтесь в парах.

– Посоветуйтесь в группах-четверках. (Ваше мнение: 2) 5) вопросы). (+ 1 рыбка)

1 вариант. Прочитайте еще раз вопрос № 2 и подумайте, какая из пяти предложенных схем подойдет к вашей задаче.

2 вариант. Прочитайте вопрос № 5 и покажите, какая из предложенных схем подойдет к вашей задаче.

Запишите в тетради решение и ответ своей задачи. (Обратите внимание на орфограммы).

Проверка на доске.

1 вариант.

6 – 4 = 2 (л)

Ответ: у Леопольда на 2 ловушки больше. (+ 1 рыбка)

2 вариант.

6 + 4 = 10 (л)

Ответ: всего 10 ловушек у Леопольда и мышей.

– Чем мы занимались на уроке?

– Выполнили ли мы задачу урока?

– Кто из вас стал лучше решать задачи? Оцените, показав на шкале.

Как я умею решать простые задачи.

– Посчитайте рыбок в своих аквариумах.

Встаньте те, у кого 5 и более рыбок. Молодцы!

Похвалите друг друга за старание на уроке.

(Погладить, пожать руку, приобнять).