"Как учили школьников на Руси". Урок "Мы и окружающий мир" в 3-м классе (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • познакомить детей с первыми письменными источниками,
  • сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,
  • развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности,
  • воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Оборудование для учителя:

  • иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
  • выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,
  • мультимедиа проектор, экран.

Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2 часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2008; раздаточный материал (буквы)

Программное обеспечение: “Microsoft Office PowerPoint”.

Программа: система Л.В.Занкова.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Улыбнулись, подтянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.

2. Подведение к проблеме.

Презентация (слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель: Что можете сказать об этом предложении?

Учащиеся: Это пословица.

Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся). Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели спросить?

Ответы учащихся: Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники? - Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Какие были портфели?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

3. Формулирование проблемы.

Учитель: Итак, определите тему нашего урока.

Учащиеся: Как учились школьники на Руси.

4. Составление плана исследования.

Учитель: Где будем собирать информацию?

Учащиеся: Подумаем сами.

– Посмотрим в компьютере.

– Понаблюдаем.

– Спросим у других людей.

– Проведем эксперимент.

– Посмотрим в книгах.

Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 2)

5. Проведение исследования.

1) Понаблюдаем.

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет Федорова Анастасия.

Экскурсовод: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое.

Слайд 3. Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.[1}

Слайд 4. Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.[1]

Слайд 5. Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.[1]

Слайд 6. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли. [1]

Слайд 7. А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.[1]

Слайд 8. Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.[1]

2) Посмотрим в книгах.

Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику. Слайд 9.

Прочитайте статью “Как учили школьников” в учебнике “Мы и окружающий мир” на стр. 21–23. Задайте вопросы товарищу, работая в парах.

3) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева “Школа в Московской Руси”. Слайд 10.

Учитель: Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый учитель – дьяк. Поделитесь своими наблюдениями.

(Высказывания детей) Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. Целый год зубрили они названия букв.

Слайд 11. Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М – “Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. По правилам надо назвать “полным именем” каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова “класс”, вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам: дом, мама, школа)

Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?

Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго.

4) Спросим у других людей. Слайд 12.

Учитель: Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком, располагаясь перед детьми)

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача “Не за тридевять земель” и я ее ведущая Усова Анастасия. Представляю своих собеседников: историки – Атепаева Марина и Кузнецова Ксения, библиограф – Шумов Владислав.

Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”.

Историк 1. Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.[2]

Ведущий. Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?

Историк 2. Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.[2]

Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?

1-й гость. Егорова Дарья , 3 “А” класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.

Историк 1. В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.[3]

2-й гость. Филимонова Александра, 3 “А” класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.

Историк 2. Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. [3]

3-й гость. Самоша Виктория, 3 “А” класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.

Библиограф. Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей.[3]

Ведущий. А какие наказания были в древнерусской школе?

Библиограф. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть![3]

4-й гость. Пригода Дмитрий, 3 “А” класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.

Историк 2. Слайд 13. Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте”” в 17 веке. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.[3]

Ведущий. Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.

Физкультминутка.

Учитель: После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами.

(Дети исполняют русскую народную песню “Калинка”, играя на русских народных инструментах: деревянные ложки, стиральная доска, колотушка, баночки, заполненные горохом).

Учитель. Наш корреспондент Пронина Алина обратилась с вопросом к учителю истории нашей школы Рудь Н.В. Послушаем ее интервью. (Интервью записано на диск)

Слайд 12. Пронина Алина, 3 “А” класс. Я учусь в МОУ “СОШ № 73”. Скажите, пожалуйста, Наталья Васильевна, а как раньше назывались учебные заведения?

Наталья Васильевна. Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, а вместо слова класс - “дружина”. В документе “Стоглав” говорится: “В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь”. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.

Учитель: Наш корреспондент, Подколзина Екатерина, побеседовала с библиотекарем нашей школы Федорцовой Ларисой Юрьевной. Послушаем ее интервью.

Подколзина Екатерина, 3 “А” класс. Лариса Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?

Лариса Юрьевна. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет”

5) Посмотрим в компьютере.

Детская энциклопедия “Кирилл и Мефодий”, статья “Письменность славян”.

6. Подведение итогов исследования. Слайд 14

Учитель: Трудно ли было учиться школьникам на Руси?

– Чему удивились на уроке?

– Что узнали нового?

7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд 15

  1. Составьте ребусы и кроссворды по теме.
  2. Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси.
  3. Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?

8. Заключительное слово учителя. Приложение (слайд 16)

Хорошо вы потрудились!
Знаете, как на Руси учились,
И на ложках поиграли,
В колотушку постучали,
И стиральная доска
Тоже в музыке нужна.
А теперь всем – отдыхать,
Широкую масленицу встречать,
Как тогда на Руси, приглашаю на блины.

(Угощение детей блинами с медом)

Список использованной литературы

  1. П.Утевская. Слов драгоценные клады. – Издательство “Детская литература”, 1985.
  2. И.Г.Смирнова. Мы и окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. – Волгоград, Издательство “Учитель”, стр. 31, 2007.
  3. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. Как учились на Руси. – Выпуск 6, стр. 11–14, 2008.