Задачи:
- познакомить детей с первыми письменными источниками,
- сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,
- развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности,
- воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Оборудование для учителя:
- иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
- выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,
- мультимедиа проектор, экран.
Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2 часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2008; раздаточный материал (буквы)
Программное обеспечение:
“Microsoft Office PowerPoint”.Программа:
система Л.В.Занкова.Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Улыбнулись, подтянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.
2. Подведение к проблеме.
Презентация (слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.
Учитель: Что можете сказать об этом предложении?
Учащиеся: Это пословица.
Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся). Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели спросить?
Ответы учащихся: Когда появилась первая школа?
– Как учились наши сверстники? - Какие были у них учебники?
– Какие предметы преподавались?
– Какие были портфели?
– Как долго продолжались уроки?
– Кто был учителем?
3. Формулирование проблемы.
Учитель: Итак, определите тему нашего урока.
Учащиеся: Как учились школьники на Руси.
4. Составление плана исследования.
Учитель: Где будем собирать информацию?
Учащиеся: Подумаем сами.
– Посмотрим в компьютере.
– Понаблюдаем.
– Спросим у других людей.
– Проведем эксперимент.
– Посмотрим в книгах.
Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 2)
5. Проведение исследования.
1) Понаблюдаем.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет Федорова Анастасия.
Экскурсовод: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое.
Слайд 3. Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.[1}
Слайд 4. Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.[1]
Слайд 5. Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.[1]
Слайд 6. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли. [1]
Слайд 7. А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.[1]
Слайд 8. Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.[1]
2) Посмотрим в книгах.
Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику. Слайд 9.
Прочитайте статью “Как учили школьников” в учебнике “Мы и окружающий мир” на стр. 21–23. Задайте вопросы товарищу, работая в парах.
3) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева “Школа в Московской Руси”. Слайд 10.
Учитель: Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый учитель – дьяк. Поделитесь своими наблюдениями.
(Высказывания детей) Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. Целый год зубрили они названия букв.
Слайд 11. Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М – “Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. По правилам надо назвать “полным именем” каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова “класс”, вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам: дом, мама, школа)
Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?
Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго.
4) Спросим у других людей. Слайд 12.
Учитель: Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком, располагаясь перед детьми)
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача “Не за тридевять земель” и я ее ведущая Усова Анастасия. Представляю своих собеседников: историки – Атепаева Марина и Кузнецова Ксения, библиограф – Шумов Владислав.
Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”.
Историк 1. Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.[2]
Ведущий. Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?
Историк 2. Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.[2]
Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?
1-й гость. Егорова Дарья , 3 “А” класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.
Историк 1. В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.[3]
2-й гость. Филимонова Александра, 3 “А” класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.
Историк 2. Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. [3]
3-й гость. Самоша Виктория, 3 “А” класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.
Библиограф. Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей.[3]
Ведущий. А какие наказания были в древнерусской школе?
Библиограф. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть![3]
4-й гость. Пригода Дмитрий, 3 “А” класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.
Историк 2. Слайд 13. Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте”” в 17 веке. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.[3]
Ведущий. Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.
Физкультминутка.
Учитель: После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами.
(Дети исполняют русскую народную песню “Калинка”, играя на русских народных инструментах: деревянные ложки, стиральная доска, колотушка, баночки, заполненные горохом).
Учитель. Наш корреспондент Пронина Алина обратилась с вопросом к учителю истории нашей школы Рудь Н.В. Послушаем ее интервью. (Интервью записано на диск)
Слайд 12. Пронина Алина, 3 “А” класс. Я учусь в МОУ “СОШ № 73”. Скажите, пожалуйста, Наталья Васильевна, а как раньше назывались учебные заведения?
Наталья Васильевна. Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, а вместо слова класс - “дружина”. В документе “Стоглав” говорится: “В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь”. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.
Учитель: Наш корреспондент, Подколзина Екатерина, побеседовала с библиотекарем нашей школы Федорцовой Ларисой Юрьевной. Послушаем ее интервью.
Подколзина Екатерина, 3 “А” класс. Лариса Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?
Лариса Юрьевна. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет”
5) Посмотрим в компьютере.
Детская энциклопедия “Кирилл и Мефодий”, статья “Письменность славян”.
6. Подведение итогов исследования. Слайд 14
Учитель: Трудно ли было учиться школьникам на Руси?
– Чему удивились на уроке?
– Что узнали нового?
7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд 15
- Составьте ребусы и кроссворды по теме.
- Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси.
- Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
8. Заключительное слово учителя. Приложение (слайд 16)
Хорошо вы потрудились!
Знаете, как на Руси учились,
И на ложках поиграли,
В колотушку постучали,
И стиральная доска
Тоже в музыке нужна.
А теперь всем – отдыхать,
Широкую масленицу встречать,
Как тогда на Руси, приглашаю на блины.
(Угощение детей блинами с медом)
Список использованной литературы
- П.Утевская. Слов драгоценные клады. – Издательство “Детская литература”, 1985.
- И.Г.Смирнова. Мы и окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. – Волгоград, Издательство “Учитель”, стр. 31, 2007.
- Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. Как учились на Руси. – Выпуск 6, стр. 11–14, 2008.