В последние пять лет, заметно возросло обращение родителей в кабинет поликлиники по поводу нарушений письма и чтения у детей школьного возраста.
Письменная форма речи в школьном возрасте является важнейшим средством овладения программным материалом. Трудности, связанные с овладением письменной формой речи могут привести к школьной дезапдатции, неуспеваемости, психо-эмоциональным расстройствам.
Расстройства письменной речи следует дифференцировать с недостаточностью овладения ребёнком программным материалом по чтению и письму, которое может быть вызвано различными факторами (неблагоприятная обстановка в семье, прогулы, неквалифицированность педагога).
Чтение и письмо являются сложными формами речевой деятельности, многоуровневыми процессами. В процессах письма и чтения принимают участие различные анализаторы, между которыми устанавливается тесная связь. Процессы чтения и письма имеют сложную структуру и включают большое количество операций.
Нарушение чтения и письма в психиатрии относятся к нарушениям развития школьных навыков (парциальные расстройства развития). Существуют рубрики 315.00 "Нарушение чтения" и 315.2 "Нарушение письма".
Согласно МКБ 10 эти нарушения характеризуются следующими признаками:
Начало в детском возрасте (самое позднее до 5 класса школы).
Тесная связь с биологическим созреванием центральной нервной системы.
Постоянное течение без ремиссий и рецидивов; это обозначает наличие дефицита в обучении навыкам чтения и письма, но не утрату уже приобретённых навыков.
Нарушения чтения и письма становятся очень заметными при выполнении заданий, оценки учащихся по чтению и письму неудовлетворительные, успеваемость хуже, чем у 97% школьников.
В ходе сбора анамнеза часто выявляются нарушения речи в дошкольном возрасте, дополнительно может нарушаться понимание речи.
У детей, с нарушениями письменной формы речи часто отмечается нарушение развития в сфере общей моторики и мелкой моторики рук, нарушение зрительной моторики.
В качестве сопутствующих расстройств наблюдаются нарушение внимания, памяти, двигательное беспокойство и психические нарушения.
Усилия семьи и школы по формированию навыков чтения и письма не всегда приводят к улучшению успеваемости.
Недостаточность навыков чтения и письма не соответствует уровню интеллекта ребёнка.
Нарушение чтения и письма не являются непосредственным следствием недостаточного обучения.
Характерно уменьшения степени функциональных нарушений с возрастом, хотя у многих взрослых пациентов специфическое расстройство школьных навыков сохраняется.
Иногда наблюдается учащение нарушений чтения и письма, они встречаются с большей вероятностью у родственников первой степени родства.
Распространённость нарушений чтения и письма составляет 4-7%. Чаще всего диагноз ставится в возрасте 9-12 лет.
Расстройство письменной речи встречается во всех социальных слоях.
Нарушение чтения и письма обозначаются терминами дисграфия и дислексия. В классификации дисграфий и дислексий выделяют различные формы нарушения чтения и письма, однако в практике чистые формы встречаются редко. Чаще всего при нарушениях письменной речи, мы видим комбинирование различных форм дисграфии и дислексии.
Мною было обследовано 37 детей в возрасте 8-12 лет с нарушениями письменной формы речи. При обследовании были выделены следующие типичные ошибки.
Письмо | Чтение |
Неправильное расположение текста в
тетради: сдвиг вправо, влево, вверх, вниз, выход за
"поля". Неумение отсчитывать нужное количество клеток и линеек в тетради. Нарушения почерка: чересчур мелкие или крупные буквы или их размер меняется. Ошибки в переносе слов с одной строчки на другую. Пропуски гласных и согласных, чаще всего при их стечении. Пропуски слов в предложении, а так же частей текста при списывании. Необоснованное слитное или раздельное написание предлогов и приставок. Слитное написание двух или нескольких слов. Разрыв слова на две или три части. Появление лишних букв в слове. Недописывание слов. Появление лишних элементов в графеме. Слияние двух графем в одну. Невыделение ребёнком предложения, как языковой единицы. Начало предложения не обозначается заглавной буквой, в конце предложения не ставится точка. Смешение оптически близких графем. Отсутствие красной строки или она получается слишком большой. Трудности в обозначении твёрдости и мягкости. Смешение графем по признаку звонкости и глухости звуков (фонем), которые они обозначают. Аграмматизмы. Неумение выделить прямую речь детьми более старшего возраста. Искажение почерка. |
Замедленный темп чтения, с переходом на
послоговое и побуквенное, даже у учащихся
средней школы. Наличие пропусков графем. Смешение оптически близких графем. Неузнавание или забывание знакомых букв. Соскакивание со строчки в процессе чтения, потеря строки. Появление лишних букв в слове. Недочитывание слов. Угадывание слов. Забывание первого и второго слогов при чтении двух-, трёхсложных слов. Пропуски слов, словосочетаний, предложений, иногда частей текста. Монотонность прочтение, несоблюдение пауз. Непонимание значения прочитанного слова. Попытки прочтения слов справа налево. При разделении слов на слоги с помощью дефиса, прочтение одного из слогов справа налево, а другого правильно. Аграмматизмы. |
Кроме специфических нарушений письменной речи у большинства детей выявлены затруднения в устной речи:
- Бедность лексического запаса. Неумение использовать лексический запас при составлении рассказов и описаний.
- Недостаточность овладения навыками словоизменения и словообразования.
- Недостаточность понимания многозначности слова.
- Недостаточность понимания идиоматических выражений и пословиц. (не могут объяснить смысл, понимают буквально).
- Недостаточность сформированности связной формы речи. В общении с окружающими и при рассказывании пользуются только простыми, малораспространёнными фразами. При попытке составления более сложных фраз, могут появиться стилистические ошибки.
- Затрудняются в исправлении стилистических ошибок.
- Реже отмечаются нарушения звукопроизношения и нарушения интонационно-мелодической стороны речи.
При проверке усвоения школьных знаний по русскому языку выявляются следующие особенности:
- Большое количество орфографических ошибок.
- Недостаточное усвоение языковых единиц (дети не различают понятия "звук - слог - слово - предложение").
- Дети не дифференцируют понятия "склонения" и "спряжения", "лица" и "числа". Путают названия падежей.
- Не дифференцируют части речи, не могут поставить вопрос к указанной части речи.
- Затруднения в усвоении правил переноса слов.
- У всех детей в большей или меньшей степени присутствовали нарушения общей моторики и мелкой моторики пальцев.
В плане особенностей психических процессов мы видим следующие нарушения:
- Снижение произвольного внимания.
- Снижение различных видов памяти.
- Недостаточность целенаправленности в выполнении заданий.
- Отсутствие интереса, желания преодолевать свои затруднения.
- Требование постоянной помощи со стороны взрослых.
- Иногда отмечается вызывающе оппозиционное поведение.
- Эмоциональные расстройства, когда ребёнок чувствует себя усталым и становится нервным, плаксивым.
При сборе анамнестических данных часто выявляется следующее:
- На первом году жизни почти у всех детей наблюдалась перинатальная энцефалопатия (ПЭП).
- У большинства детей отмечалось нарушение мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус.)
- Наличие патологии речи в дошкольном возрасте.
- Наличие психических расстройств: задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания (СДВ), гиперактивность.
Для правильной постановки диагноза родителям детей рекомендуется посещение других специалистов: психолога, нейропсихолога, психиатра, невролога.
После обследования ребёнка и выявления структуры нарушения составляется план индивидуальной работы с ребёнком, с учётом рекомендации других специалистов. Перед началом курса занятий, обязательно проводится разъяснительная работа с родителями о состоянии ребёнка и перспективе дальнейшего обучения. Работа с детьми, страдающими расстройствами чтения и письма, является многоплановой, методы и приёмы работы разнообразны и направлены на формирование, как письменной, так и устной речи ребёнка. Многообразие методов, приёмов и упражнений необходимо для поддержания интереса ребёнка к занятиям.
При проведении занятий, перед логопедом могут стоять следующие задачи:
- Формирования представления о языковых единицах. (звук-буква, слог, слово, предложение)
- Расширение, уточнение и активизация лексического запаса.
- Формирование навыков словоизменения и словообразования.
- Дифференциация частей речи.
- Формирование представления о составе слова.
- Дифференциация понятий "предлог" и "приставка".
- Дифференциация оптически близких графем.
- Дифференциация акустически близких фонем.
- Дифференциация категорийных понятий русского языка: лицо, число, падеж, склонение, спряжение.
- Развития связной формы речи.
- Развитие понимания логико-грамматических конструкций.
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие интонационно-мелодической стороны речи.
Работа над преодолением дисграфии и дислексии является длительным обучающим процессом и требует значительных усилий со стороны логопеда, родителей и самого ребёнка.
Список литературы:- Хельмут Ремшмидт Детская и подростковая психология - М. ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Ефименкова Л.