ЗАДАЧИ:
- показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;
- развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;
- прививать желание заниматься творческой деятельностью;
- формировать эстетический вкус.
ОБОРУДОВАНИЕ:
У УЧИТЕЛЯ:
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, интерактивная доска;
- Репродукции, кроссворд;
- CD с записью музыки Э. Грига "Утро", А. Вивальди "Времена года";
У УЧАЩИХСЯ:
- Карточки с заданиями для самостоятельной работы;
- Конверты с репродукциями и "цветными нотками";
- Цветные карандаши;
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. (Приложение 1, слайд 1)
- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:
Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы,
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
- На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?
- Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?
- Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.
- О чём нам могут рассказать, например, дома?
- Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.
2. Актуализация.
- Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.
- Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 - 4)
Исторический.
Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии).
Художественный.
- Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 - 8)
Эрмитаж.
Русский музей в Санкт - Петербурге.
Третьяковская галерея.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
В нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?
- В каких их них вы побывали?
3. Формирование новых знаний и умений.
- Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.
Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.
- А что же красивого мог увидеть человек в природе?
(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)
- Красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.
- Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?
- Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)
- С какой же целью люди создают бесценные произведения литературы и искусства?
- Итак, я предлагаю вам сегодня пройтись по картинной галерее, заглянуть в волшебный мир искусства, присмотреться и прислушаться к нему.
- Входите тихо. Картины в галерее как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начнется с появлением первого посетителя.
- Вы замечали, что люди, глядя на одно и то же, видят как будто по-разному? Например, глядя на одну и ту же картину природы, каждому из вас захочется рассказать о чем-то своем.
- Давайте посмотрим на первую картину в нашей галерее (в учебнике - репродукция картины И. Левитана "Март" + слайд 9)
- О чем вам сейчас хочется сказать?
- А ведь мы все видим одно и тоже. Почему же тогда говорим о разном?
(Каждый из нас ко всему относится по-своему)
- И художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит.
- Что на картине И. Левитана больше всего говорит нам о весне?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Звучит музыка. А. Вивальди "Времена года. Весна")
-А теперь тихонько встаньте, выйдите из-за парт. Представьте, что вы стоите на крыльце дома, изображенного на картине.
- Вдохните чистый весенний воздух.
- Поприветствуйте солнышко, потянитесь к нему, возьмите себе немного тепла, которое оно вам дарит.
- Смотрите, а там, вдалеке, летит клин журавлей, летит домой.
- Весна пришла. Улыбнитесь весне и друг другу.
- Помогла ли вам музыка почувствовать атмосферу мартовского весеннего дня?
- Композитор (А. Вивальди) тоже хотел показать красоту весенней природы, оживающей после зимнего сна, но по-своему, средствами музыки.
- Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна, лето, неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это Шишкин, Саврасов, Левитан и др.
- В толковом словаре дается такое определение слову "пейзаж":
1. Общий вид какой-нибудь местности;
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
- Картину, к которой мы сейчас с вами подойдем, вы, наверняка, видели. Догадайтесь, о какой картине я буду говорить. (Звучит фоном - Э. Григ "Утро")
- Густая чаща леса. Над ней занимается раннее утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина.
Проглянули первые лучи солнца, и сосны своими верхушками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда так тихо в лесу. Бывают и шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Только тогда берегись! Треск и грохот стоят в лесу. Не каждая сосна выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна лежит - сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны.
Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, напоенный ароматом:
А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И, кажется, стоит войти в него, сразу почувствуешь запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и наверняка глуховатый голос притаившегося где-то на дне оврага ручейка. Вот оно - царство медведей.
Медвежата выбрали местом своей игры расщепленную сосну, а рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и шалость ее детей, не ведающих пока о законах борьбы в природе.
- Кто догадался, о какой картине я говорю? (И. Шишкин "Утро в сосновом лесу")
- Проверьте себя. (Слайд 10)
- Поднимите руку, чьи предположения оказались верными.
- Помогла ли музыка увидеть, представить картину утра в лесу?
И. Шишкин очень любил лес. Он считал недопустимым изображать деревья приблизительно. Изумительно знал каждое дерево, каждую морщинку коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был беззаветно предан природе. Особенно любил осень.
- Картина, которую вы сейчас видите, так и называется "Осень" (слайд 11)
- Какие краски использовал художник, чтобы так правдиво и выразительно передать свое восхищение природой?
- Приходилось ли вам видеть другие картины, изображающие золотую осень?
- Кто их написал?
- Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше.
- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими узорами, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.
- Красота зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных произведений. Какие стихотворения о зиме вы знаете?
- Посмотрите, как по-разному говорят авторы об этом времени года, потому что каждый видит его по-своему и по-своему выражает свои мысли и чувства. Нет ли у вас стихотворений об этом времени года? (на карточке - находят + С. Есенин "Береза" + слайд 12 Грабарь "Февральская лазурь")
- Присмотритесь к ней повнимательнее. Постарайтесь увидеть глазами художника.
Художник остановился. Его привлекла одна береза - широкая и могучая, сиявшая на солнце белейшим светом белейшего ствола, со множеством тонких ветвей.
Заглядевшись на березу, художник выронил из руки палку, с которой пробирался по снегу. Нагнулся за палкой и еще раз - снизу - посмотрел на дерево. И вдруг увидел все по-новому: небо ярчайшей синевы, пылающую белизну березы; и услышал хруст и треск льдинок на застывших ветках. Да этот пейзаж надо писать, и непременно снизу!
- Так создавалась картина.
4. Самостоятельная работа.
- Картин, на создание которых художников вдохновила природа, очень много. Назовите, репродукции каких картин перед вами.
- А как прекрасно, с каким волнением изображают природу в разные времена года поэты! Подберите к каждой репродукции наиболее подходящее стихотворение. Выберите из предложенных в конвертах. (Работа в парах) Приложение 2
- Почему выбрали именно это стихотворение?
5. Работа с учебником и тетрадью.
- Находясь рядом с картинами в выставочном зале, мы с вами услышали и поэтические строки, и услышали музыку, которая, как и любое искусство передает мысли и чувства того, кто ее создал.
- Рожденная композитором музыка записана на нотной бумаге. Как сделать, чтобы ее услышали другие?
- И вот человек создает музыкальные инструменты. Музыка разная и инструменты разные. (Работа с учебником на стр. 47)
- Прочитаем задание № 1 и первый вопрос. (Обведите изображение этих инструментов) Как назовете эту группу?
- Разные инструменты и разные звуки. Почему?
- Как вы думаете, какой любимый инструмент у русского народа?
- На какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?
(Дети обводят группы разными цветными карандашами:
Струнные - гитара, балалайка, скрипка, виолончель, мандолина;
Духовые: фагот, флейта, труба, кларнет, туба;
Ударно-клавишные: рояль;
Клавишно-духовые: баян;
Ударные: барабан, тарелки)
- Давайте впишем названия инструментов в клеточки кроссворда и прочитаем ключевое слово (Оркестр)
- Что означает слово "оркестр"?
(Древние греки словом "оркестра" называли площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных. Современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников)
- А теперь закройте глаза и послушайте: (Ребенок играет на скрипке)
- Что вы представляли себе, когда слушали?
- Каждый слышал и представлял что-то свое, хотя слушали мы с вами одно и то же произведение.
6. Рефлексия.
- И художники, и композиторы, и поэты учат нас видеть красоту природы, мира, нужно быть только чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой красотой.
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
- Вы пробовали когда-нибудь сочинять музыку?
- В ваших конвертах лежат волшебные нотки. Посмотрите на них - это нотки настроения. Они помогут нам сочинить нашу мелодию настроения. Прислушайтесь к себе и покажите свою нотку.