Урок окружающего мира (УМК "Гармония". 2-й класс) по теме "Художественное творчество человека. Природа в произведениях искусства"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЗАДАЧИ:

  • показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;
  • развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;
  • прививать желание заниматься творческой деятельностью;
  • формировать эстетический вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ:

У УЧИТЕЛЯ:

  • мультимедийный проектор, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, интерактивная доска;
  • Репродукции, кроссворд;
  • CD с записью музыки Э. Грига "Утро", А. Вивальди "Времена года";

У УЧАЩИХСЯ:

  • Карточки с заданиями для самостоятельной работы;
  • Конверты с репродукциями и "цветными нотками";
  • Цветные карандаши;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. (Приложение 1, слайд 1)

- Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:

Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы,
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

- На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?

- Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?

- Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.

- О чём нам могут рассказать, например, дома?

- Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.

2. Актуализация.

- Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.

- Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 - 4)

Исторический.

Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии).

Художественный.

- Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 - 8)

Эрмитаж.

Русский музей в Санкт - Петербурге.

Третьяковская галерея.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

В нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?

- В каких их них вы побывали?

3. Формирование новых знаний и умений.

- Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.

Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.

- А что же красивого мог увидеть человек в природе?

(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)

- Красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.

- Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?

- Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)

- С какой же целью люди создают бесценные произведения литературы и искусства?

- Итак, я предлагаю вам сегодня пройтись по картинной галерее, заглянуть в волшебный мир искусства, присмотреться и прислушаться к нему.

- Входите тихо. Картины в галерее как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начнется с появлением первого посетителя.

- Вы замечали, что люди, глядя на одно и то же, видят как будто по-разному? Например, глядя на одну и ту же картину природы, каждому из вас захочется рассказать о чем-то своем.

- Давайте посмотрим на первую картину в нашей галерее (в учебнике - репродукция картины И. Левитана "Март" + слайд 9)

- О чем вам сейчас хочется сказать?

- А ведь мы все видим одно и тоже. Почему же тогда говорим о разном?

(Каждый из нас ко всему относится по-своему)

- И художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит.

- Что на картине И. Левитана больше всего говорит нам о весне?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Звучит музыка. А. Вивальди "Времена года. Весна")

-А теперь тихонько встаньте, выйдите из-за парт. Представьте, что вы стоите на крыльце дома, изображенного на картине.

- Вдохните чистый весенний воздух.

- Поприветствуйте солнышко, потянитесь к нему, возьмите себе немного тепла, которое оно вам дарит.

- Смотрите, а там, вдалеке, летит клин журавлей, летит домой.

- Весна пришла. Улыбнитесь весне и друг другу.

- Помогла ли вам музыка почувствовать атмосферу мартовского весеннего дня?

- Композитор (А. Вивальди) тоже хотел показать красоту весенней природы, оживающей после зимнего сна, но по-своему, средствами музыки.

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна, лето, неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это Шишкин, Саврасов, Левитан и др.

- В толковом словаре дается такое определение слову "пейзаж":

1. Общий вид какой-нибудь местности;

2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

- Картину, к которой мы сейчас с вами подойдем, вы, наверняка, видели. Догадайтесь, о какой картине я буду говорить. (Звучит фоном - Э. Григ "Утро")

- Густая чаща леса. Над ней занимается раннее утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина.

Проглянули первые лучи солнца, и сосны своими верхушками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда так тихо в лесу. Бывают и шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Только тогда берегись! Треск и грохот стоят в лесу. Не каждая сосна выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна лежит - сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны.

Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, напоенный ароматом:

А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И, кажется, стоит войти в него, сразу почувствуешь запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и наверняка глуховатый голос притаившегося где-то на дне оврага ручейка. Вот оно - царство медведей.

Медвежата выбрали местом своей игры расщепленную сосну, а рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и шалость ее детей, не ведающих пока о законах борьбы в природе.

- Кто догадался, о какой картине я говорю? (И. Шишкин "Утро в сосновом лесу")

- Проверьте себя. (Слайд 10)

- Поднимите руку, чьи предположения оказались верными.

- Помогла ли музыка увидеть, представить картину утра в лесу?

И. Шишкин очень любил лес. Он считал недопустимым изображать деревья приблизительно. Изумительно знал каждое дерево, каждую морщинку коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был беззаветно предан природе. Особенно любил осень.

- Картина, которую вы сейчас видите, так и называется "Осень" (слайд 11)

- Какие краски использовал художник, чтобы так правдиво и выразительно передать свое восхищение природой?

- Приходилось ли вам видеть другие картины, изображающие золотую осень?

- Кто их написал?

- Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше.

- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими узорами, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

- Красота зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных произведений. Какие стихотворения о зиме вы знаете?

- Посмотрите, как по-разному говорят авторы об этом времени года, потому что каждый видит его по-своему и по-своему выражает свои мысли и чувства. Нет ли у вас стихотворений об этом времени года? (на карточке - находят + С. Есенин "Береза" + слайд 12 Грабарь "Февральская лазурь")

- Присмотритесь к ней повнимательнее. Постарайтесь увидеть глазами художника.

Художник остановился. Его привлекла одна береза - широкая и могучая, сиявшая на солнце белейшим светом белейшего ствола, со множеством тонких ветвей.

Заглядевшись на березу, художник выронил из руки палку, с которой пробирался по снегу. Нагнулся за палкой и еще раз - снизу - посмотрел на дерево. И вдруг увидел все по-новому: небо ярчайшей синевы, пылающую белизну березы; и услышал хруст и треск льдинок на застывших ветках. Да этот пейзаж надо писать, и непременно снизу!

- Так создавалась картина.

4. Самостоятельная работа.

- Картин, на создание которых художников вдохновила природа, очень много. Назовите, репродукции каких картин перед вами.

- А как прекрасно, с каким волнением изображают природу в разные времена года поэты! Подберите к каждой репродукции наиболее подходящее стихотворение. Выберите из предложенных в конвертах. (Работа в парах) Приложение 2

- Почему выбрали именно это стихотворение?

5. Работа с учебником и тетрадью.

- Находясь рядом с картинами в выставочном зале, мы с вами услышали и поэтические строки, и услышали музыку, которая, как и любое искусство передает мысли и чувства того, кто ее создал.

- Рожденная композитором музыка записана на нотной бумаге. Как сделать, чтобы ее услышали другие?

- И вот человек создает музыкальные инструменты. Музыка разная и инструменты разные. (Работа с учебником на стр. 47)

- Прочитаем задание № 1 и первый вопрос. (Обведите изображение этих инструментов) Как назовете эту группу?

- Разные инструменты и разные звуки. Почему?

- Как вы думаете, какой любимый инструмент у русского народа?

- На какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Дети обводят группы разными цветными карандашами:

Струнные - гитара, балалайка, скрипка, виолончель, мандолина;

Духовые: фагот, флейта, труба, кларнет, туба;

Ударно-клавишные: рояль;

Клавишно-духовые: баян;

Ударные: барабан, тарелки)

- Давайте впишем названия инструментов в клеточки кроссворда и прочитаем ключевое слово (Оркестр)

- Что означает слово "оркестр"?

(Древние греки словом "оркестра" называли площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных. Современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников)

- А теперь закройте глаза и послушайте: (Ребенок играет на скрипке)

- Что вы представляли себе, когда слушали?

- Каждый слышал и представлял что-то свое, хотя слушали мы с вами одно и то же произведение.

6. Рефлексия.

- И художники, и композиторы, и поэты учат нас видеть красоту природы, мира, нужно быть только чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой красотой.

Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.

- Вы пробовали когда-нибудь сочинять музыку?

- В ваших конвертах лежат волшебные нотки. Посмотрите на них - это нотки настроения. Они помогут нам сочинить нашу мелодию настроения. Прислушайтесь к себе и покажите свою нотку.

Приложение 2.