Урок по технологии "Прохладительные напитки. Приготовление коктейлей"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс:

8

Метод:

репродуктивный, эвристический (частично- поисковый, частично- исследовательский)

Тип урока:

комбинированный

Вид работы:

индивидуальная, коллективная, групповая

 

Цель:

ознакомление учащихся с видами холодных напитков, технологией приготовления коктейля и их значением в питании человека.

Задача обучающая:

формирование знаний, умений в приготовлении коктейлей и их оформлении, правилами подачи холодных напитков.

Задача развивающая:

развитие умений в исследовании, анализе, сравнении, обучении, используя раздаточный материал. Развитие интереса к предмету, процессу приготовления пищи.

Задача воспитательная:

воспитание осознанной потребности к труду, экологической культуре, экономической грамотности, гуманизму, взаимовыручке.

Методическое обеспечение:

инструкционные карты, рецепты коктейлей, иллюстрации с оформление коктейлей, миксер, емкость для взбивания, ложка столовая, нож кухонный, тарелка глубокая, доска разделочная, стаканы высокие, средства гигиены и санитарии по уходу за посудой.

Ход урока:

I этап. Организационный момент

Метод мотивации успеха, желание работать.

  1. приветствие учащихся;
  2. проверка отсутствующих;
  3. проверка готовности к уроку.

II этап. Актуализация знаний

Проверка Т.Б. в виде решения проблемных ситуаций, под названием «разминка»:

Словесный метод проверки Т.Б.

Выявление новых понятий.

  1. Вам нужен миксер для работы, но от долгого хранения шнур перегнулся и надломился. Вы об этом не знаете. Ваши действия?
    • Перед работой необходимо осмотреть целостность шнура, затем включить вилку в розетку сухими руками.
  2. Звонок на перерыв, вы работаете миксером, но вам нужно иди в столовую. Ваши действия?
    • Отключить миксер сухими руками, придерживая розетку левой рукой, а правой вынуть вилку.
  3. Вы приготовили блюдо с использованием молока, но при подаче к столу увидели, что молоко свернулось. Что вы сделали не так?
    • Перед использованием продукта необходимо проверить его срок годности.
  4. В рецепте указано «1000 мл». Как это понять?
    • Это 1 литр
  5. Юбилей- это большое событие в жизни. Можно ли его отметить в форме «банкет-коктейль»?
    • Нет. Продолжительность «банкета- коктейля» 1,5- 2 часа, проходит при встрече или дружеской беседе.
  6. На обеде официант подал в виде третьего прохладительный напиток «коктейль». Правильно ли он сделал?
    • Нет. Коктейли подают отдельно, а после обеда холодные напитки подавать нельзя.

III этап. Мотивация и целевая установка

Записать в тетрадь тему урока.


Метод опережающего обучения.

Метод (беседа)- репродуктивный.

С древнейших времен люди научились готовить самые разнообразные напитки, в том числе и холодные.

  • Как вы думаете, какова роль и назначение холодных напитков?
  • Роль холодных напитков- утоление жажды.
  • Так где же люди впервые научились готовить напитки от жажды?

(Учащиеся рассказывают свои мини-проекты, которые они подготовили заранее).

  • Еще 8000 лет назад египтяне умели готовить напиток типа кваса, а в Китае, около 3000 лет назад, охлаждали фруктовые соки для утоления жажды. У китайцев это вкусное «средство от жажды», вероятно, переняли арабы, индийцы и персы. На протяжении многих веков разные народы создавали всевозможные напитки в зависимости от местного пищевого сырья.

Русская кухня тоже богата своими традиционными напитками. Какие русские напитки вы знаете?

  • Русские напитки- это рассолы (огуречный, капустный), морсы, квасы, брусничная и вишневая вода, меды, увары (компоты), сбитни, и даже щи. Они использовались не только как I блюдо, но и как напиток- «кислый квас». В.А. Гиляровский пишет, что «этот напиток так газирован, что его приходится закупоривать в шампанку, а то всякую бутылку разорвет».
  • Главное место в русской кухне занимает квас- исконно русский напиток. Квас славяне знали задолго до образования Киевской Руси. В «Повести временных лет» сообщается, что в ознаменовании победы над печенегами и освящения церкви Преображения в 996 г. святой князь Владимир приказал «мед в бочках, а в других квас возить по городу». Славянское слово «квас» означает «кислота». Отсюда слово «квасить», т.е. заставлять киснуть. Квас, наряду с капустой, служил источником витамина группы В. Квас пили чаще, чем воду. Существовало множество поговорок о нем: «И худой квас лучше хорошей воды», «Ешь щи с мясом, а нет- так щи с квасом», «Не все с припасом, поживешь и с квасом». Кроме хлебного кваса известны медовые, клюквенные, грушевые, яблоневые, можжевеловые. На выставке квас набрал 19,8 баллов из 20, а Кола- 9.

Меняется время, меняются пристрастия и вкусы.
Сейчас популярны другие напитки.

  • Девочки, какой напиток популярен у молодежи и детей?
  • Это коктейли.
  • Как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке?
  • Узнать о коктейлях и научиться их готовить, а также научиться украшать и подавать их к столу.
  • Интересно, а какие исторические корни у коктейля?
  • «Коктейль»- в переводе с англ. «петушиный хвост». В Южной Америке были популярны петушиные бои. В знак победы хозяин петуха потребовал в виде награды напиток. Хозяйка налила в стакан все, что было под рукой, а для яркости вставила в этот напиток петушиные перья. И уже все вокруг требовали такой же «петушиный хвост», т.е. «коктейль».

IV этап. Самостоятельная работа учащихся

Метод самостоятельной учебной работы: индивидуальная, коллективная

  • Сегодня вы будете самостоятельно готовить коктейль по инструкционным картам. Этим будут заниматься по одной девочке от бригады. У каждой бригады свой рецепт напитка, который они выбрали предварительно (Приложение 1).

V этап. Усвоение новых умений и знаний

Объяснительно- иллюстрированный метод: рассказ, показ упражнений.
Словесный- беседа.
Практический

Пока девочки занимаются приготовлением коктейлей, идет объяснение, как украшать стаканы:

  1. Насыпать сахар горкой в блюдце.
  2. Обвести ободок стакана лимоном.
  3. Перевернуть стакан и опустить ободок в сахар.
  4. Нарезать лимон кружочками, надеть на край стакана.
  5. Сделать надрезы по спирали на цедре лимона для получения «серпантина». Опустить его в стакан для украшения.

Все садятся на места, кроме «дизайнеров»- по одной девочки от бригады- и украшают стаканы.

На доске:

  1. «Виды безалкогольного коктейля»

Диетические (с низким % жирности)

Сливочные
(сливки 10%)

Молочные с мороженым

БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ КОКТЕЙЛИ

Молочные (молоко)

Молочно- яичные

Десертные
(ягоды, сок)

Каждый вид напитка разбираются вместе в ходе беседы. Запись в тетради (Приложение 2).

  1. Правила подачи коктейлей и прохладительных напитков (до или после еды, но не к блюдам; можно ли между блюдами).
  2. Виды напитков- таблица.
  3. Значение напитков в питании (покрывает 30-50% потребности в воде, потеря 10% жидкости становится угрозой для жизни).

Закончив работу «бармены и дизайнеры» садятся за свои рабочие места, за работу берутся «сервировщики»: стелют скатерти, ставят цветы, ставят стаканы на салфетки. Приглашают всех к столу.

Обсуждение во время дегустации:

  • сервировка стола;
  • качество приготовленных коктейлей (вкус, цвет);
  • украшение коктейля;
  • оценки.

Во время дегустации- сообщения о напитках «кисель», «сбитень».

VI этап. Закрепление понимания нового материала

Частично- поисковой, частично- исследовательский, методы контроля

Предложить задания с элементами исследования. Разбить на группы по 3-4 человека:
1 группа. Задание: «Исследуйте марки промышленных газированных напитков «Pepsi», «Cola», «Малинка». Выявите возможность употребления их детьми и взрослыми».

2 группа. Задание: «Исследуйте рецепты напитков, их ингредиенты и дайте определение этим напиткам».
Учащиеся исследуют, анализируют ингредиенты и способы приготовления морса, напитков, компота.
Дают определение: «Морс- это…», «Напиток- это…», «Компот- это…».

3 группа. Задание: «Рассчитайте стоимость коктейля, сравните с ценами в кафе, сделайте вывод» (рецептура в граммах, цена в килограммах, посчитать 1 порцию, 5 порций) (Приложение 3).

Вопросы для обсуждения:

  • Девочки, кто занимается приготовлением коктейлей в кафе, ресторанах, барах?
  • Этим занимается бармен (рассказ о профессии «Бармен»).
  • Какие инструменты и приспособления он использует в приготовлении холодных напитков?
  • Миксер, шейкер, емкость или чашка, ложечка с длинной ручкой, мерный стакан.
  • Можно ли коктейль подавать на десерт во время обеда?
  • Нет, т.к. он холодный. Можно подать как самостоятельное блюдо.
  • В каких случаях вы примените свои умения по приготовлению коктейлей?
  • Я сделаю коктейль летом, когда будет жарко.
  • А я сделаю при проведении праздника в форме «банкет-коктейль».
  • Как вы думаете, имеет ли коктейль питательные вещества? Является ли он полезным?
  • Да, т.к. там много молока, сока, а они богаты витаминами и аминокислотами.

VII этап. Подведение итогов

Метод создания ситуации успеха

  1. Выставление оценок.
  2. Объяснение, почему именно так.

Вопросы на рефлексию урока:

  1. Что вы сегодня научились делать?
  2. Что узнали нового?
  3. Достигли ли вы поставленной цели в начале урока?
  4. Что вам понравилось?

Задание на дом:
Принести отзывы приготовленных коктейлей.
Подготовить мини проект по бригадам «Банкет-коктейль»