Урок-зачет по русскому языку "Повторение изученного материала о местоимении"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  • Проверить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы "Местоимение"; проконтролировать и оценить знания обучающихся.
  • Вызвать интерес к урокам русского языка, придать уроку проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся.
  • Развивать у обучающихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работ.

Ход урока

Введение в урок.

Создание психологического настроя.

Постановка целей урока.

План работы на уроке (на доске).

Основная часть.

Каждому обучающемуся выдаётся задание на индивидуальном листе "Зачёт по теме "Местоимение"".

Вариант № 1.

Обязательная часть.

Чем отличается местоимение по своему общему значению от других частей речи?

Назовите морфологические признаки местоимений:

Какова синтаксическая роль местоимения:

Перечислите разряды местоимений.

Объясните лексическое значение фразеологизмов:

выходить из себя -

на себя не похож -

Укажите, каким членом предложения является местоимение: Мы сделали гербарий из листьев, которые нашли в лесу.

Определите разряд местоимений:

к вам -

другой -

чей-то -

кто?-

Сколько местоимений в предложении.

Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня,
Есть не будешь ты три дня.

Составьте предложение, в котором местоимение будет определением.

Дополнительная часть

Выпишите местоимения из предложения:

Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Определите морфологические признаки этих местоимений. Определите синтаксическую роль этих местоимений.

Вариант № 2.

Обязательная часть

Местоимение - это часть речи, которая:

Как могут изменяться местоимения?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

Какие бывают разряды местоимений?

Объясните лексическое значение фразеологизмов:

держат себя в руках -

само собой -

Укажите, каким членом предложения является местоимение: Мы не знаем, чьи книги лежат на столе.

Определите разряд местоимений:

со мной -

некто -

всякий -

этот-

Сколько местоимений в предложении:

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.

Составьте предложение, в котором местоимение будет являться дополнением.

Дополнительная часть.

Выпишите местоимения из предложения:

Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.

Определите морфологические признаки этих местоимений.

Определите синтаксическую роль этих местоимений.

Оценка деятельности обучающихся.

* Работа в парах: взаимопроверка выполненных заданий (ответы даны учителем), выставление оценок

Отметка "Зачет" "4" "5"
Обязательная часть 6 баллов 7 баллов 8 баллов
Дополнительная часть - 2 балла 3 балла

Творческое задание (на карточке; сдаётся учителю для проверки)

Задание 1: Прочитайте стихотворение Ф Кривина. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

                Герострат.
А Герострат (не)верил в чудеса.
Он их считал опасн_ пр_чудой.
Великий храм _г_рел за полчаса
И от него осталась пепла груда.
Храм Артемиды. (Не)бывалый храм
По совершенству линий соразмерных.
Его во_двигли смертные богам
И эти чудом пр_взошли бе_мертных.
Но Герострат (не)верил в чудеса
Он знал всему действительную цену.
Он верил в то, что мог бы _делать сам.
А что он мог? Поджеч_ вот эти стены.
(Не)славолюбец и (не) фантазёр
А самый трезвый человек на свет_ -
Вот он стоит. И смотр_т на костёр
Который в мир_ (ни)кому (не)свет_т.

Задание 2: Укажите разряд и синтаксическую функцию каждого местоимения. Закончите предложение: "В этом тексте нет местоимений:.разряда (разрядов)". Придумайте предложения с такими разрядами.

Задание 3: Выполните морфологический разбор местоимений из последнего предложения.

Итог урока.

Домашнее задание:

Повторить теоретический материал по теме "Местоимение", выполнить письменно по заданию упр. 430 (для тех, кто получил "Не зачёт").

Прочитать историческую справку о Герострате. Ответить на вопросы: Как вам кажется: на какую информацию об этом человеке опирался автор стихотворения, какую позицию по отношению к Герострату он занимает - защищает или обвиняет его? Поясните свой ответ, приведите примеры.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

  1. Сиднева И.В. "Тематический контроль по русскому языку. Зачёты. 6 класс - М.: "Интеллект-Центр", 2004
  2. Газета "Русский язык - Первое сентября" - 2006 год