Задачи урока:
- Проверить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы "Местоимение"; проконтролировать и оценить знания обучающихся.
- Вызвать интерес к урокам русского языка, придать уроку проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся.
- Развивать у обучающихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работ.
Ход урока
Введение в урок.
Создание психологического настроя.
Постановка целей урока.
План работы на уроке (на доске).
Основная часть.
Каждому обучающемуся выдаётся задание на индивидуальном листе "Зачёт по теме "Местоимение"".
Вариант № 1.
Обязательная часть.
Чем отличается местоимение по своему общему значению от других частей речи?
Назовите морфологические признаки местоимений:
Какова синтаксическая роль местоимения:
Перечислите разряды местоимений.
Объясните лексическое значение фразеологизмов:
выходить из себя -
на себя не похож -
Укажите, каким членом предложения является местоимение: Мы сделали гербарий из листьев, которые нашли в лесу.
Определите разряд местоимений:
к вам -
другой -
чей-то -
кто?-
Сколько местоимений в предложении.
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня,
Есть не будешь ты три дня.
Составьте предложение, в котором местоимение будет определением.
Дополнительная часть
Выпишите местоимения из предложения:
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Определите морфологические признаки этих местоимений. Определите синтаксическую роль этих местоимений.
Вариант № 2.
Обязательная часть
Местоимение - это часть речи, которая:
Как могут изменяться местоимения?
Какими членами предложения могут быть местоимения?
Какие бывают разряды местоимений?
Объясните лексическое значение фразеологизмов:
держат себя в руках -
само собой -
Укажите, каким членом предложения является местоимение: Мы не знаем, чьи книги лежат на столе.
Определите разряд местоимений:
со мной -
некто -
всякий -
этот-
Сколько местоимений в предложении:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Составьте предложение, в котором местоимение будет являться дополнением.
Дополнительная часть.
Выпишите местоимения из предложения:
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Определите морфологические признаки этих местоимений.
Определите синтаксическую роль этих местоимений.
Оценка деятельности обучающихся.
* Работа в парах: взаимопроверка выполненных заданий (ответы даны учителем), выставление оценок
Отметка | "Зачет" | "4" | "5" |
Обязательная часть | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
Дополнительная часть | - | 2 балла | 3 балла |
Творческое задание (на карточке; сдаётся учителю для проверки)
Задание 1: Прочитайте стихотворение Ф Кривина. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Герострат.
А Герострат (не)верил в чудеса.
Он их считал опасн_ пр_чудой.
Великий храм _г_рел за полчаса
И от него осталась пепла груда.
Храм Артемиды. (Не)бывалый храм
По совершенству линий соразмерных.
Его во_двигли смертные богам
И эти чудом пр_взошли бе_мертных.
Но Герострат (не)верил в чудеса
Он знал всему действительную цену.
Он верил в то, что мог бы _делать сам.
А что он мог? Поджеч_ вот эти стены.
(Не)славолюбец и (не) фантазёр
А самый трезвый человек на свет_ -
Вот он стоит. И смотр_т на костёр
Который в мир_ (ни)кому (не)свет_т.
Задание 2: Укажите разряд и синтаксическую функцию каждого местоимения. Закончите предложение: "В этом тексте нет местоимений:.разряда (разрядов)". Придумайте предложения с такими разрядами.
Задание 3: Выполните морфологический разбор местоимений из последнего предложения.
Итог урока.
Домашнее задание:
Повторить теоретический материал по теме "Местоимение", выполнить письменно по заданию упр. 430 (для тех, кто получил "Не зачёт").
Прочитать историческую справку о Герострате. Ответить на вопросы: Как вам кажется: на какую информацию об этом человеке опирался автор стихотворения, какую позицию по отношению к Герострату он занимает - защищает или обвиняет его? Поясните свой ответ, приведите примеры.
При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
- Сиднева И.В. "Тематический контроль по русскому языку. Зачёты. 6 класс - М.: "Интеллект-Центр", 2004
- Газета "Русский язык - Первое сентября" - 2006 год