Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является развитие орфографической зоркости, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость – это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции.

Нужно учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Слуховое восприятие осуществляется при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание. Проговаривание - это так как надо писать.

Наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора, при чтении, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Важна еще установка самих учащихся на работу.

Приемы, развивающие орфографическую зоркость.

1. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю следующий:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его, не заглядывая в текст.

- Подчеркни все орфограммы.

- Прочитай предложение орфографически.

- Повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

- Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам.

- Проверь.

2. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

3. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4. Зрительный диктант. Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается “сфотографировать” отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

5. Диктант “Проверяю себя”. Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

6. Какографические упражнения, которые предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

7. Диктант с простукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивании заставляет ученика думать.

8. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам даётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать.

9. Скоростное письмо. Методика проведения:

- Орфоэпическое чтение хором с учителем.

- Самостоятельное чтение хором.

- Объяснение орфограмм.

- Считают количество предложений в тексте.

- Чтение по предложениям.

- Орфографическое чтение.

- Запись текста по команде учителя.

- Подсчитать количество записанных слов.

- Проверка написанного.

10. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Задания могут быть такими:

- вставь пропущенную букву,

- подчеркни изученные орфограммы,

- прокомментируй запись словосочетаний,

- запиши под диктовку.

10. Использование “ Памятки работы над ошибками” воспитывает у детей активное отношение к пробелам в знаниях, желание ликвидировать их, вырабатывает орфографическую зоркость, способствует выработке навыков самоконтроля, развивает умение учиться.

11. Обострению орфографической зоркости способствует прием “Секрет письма зеленой пастой”, с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет “зажигается” в тетрадях учеников.

Кроме основных упражнений очень часто применяю занимательные упражнения и игры, кроссворды, ребусы.

Предложенные мною виды работ способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют умственную деятельность учащихся, развивают их речь.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привития тяги к знаниям - вот условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты- всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.