"Тестопластика" - программа и аналитический доклад (из опыта работы психолога)

Разделы: Коррекционная педагогика


УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.

Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятий 40 минут. Число участников в группе от 1 до 12 человек. Занятия проводятся в кабинете ручного труда или кабинете психологической разгрузки.

Оборудование: аудио-кассеты со спокойной музыкой, набор специальных инструментов для работы с тестом (стеки, формы, приспособления для раскатывания теста и т.д.), дополнительные нетрадиционные материалы (вермишель в виде цветов, звезд, ракушек, букв; бусины, бисер, пуговицы, конфетные ячейки, гороховые хлопья, куски пластиковых бутылок различных цветов, скорлупа орехов и прочее) для развития тактильных ощущений и использования в создании как индивидуальных произведений из теста, так и совместных больших картин и композиций.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛА СТИКОЙ:

  • Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
  • Для чего мы здесь собрались?
  • Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
  • Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
  • Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)

ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:

  • Коррекционно-развиеающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
  • Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для формирования:

  • устойчивых эмоциональных состояний у детей,
  • фундамента основ согласования,
  • усиления познавательной деятельности.

ПРОГРАММА РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • развитие познавательной сферы ребенка,
  • развитие эмоционально-волевой сферы,
  • формирование основ сотрудничества, взаимодополнения, взаимопомощи,
  • расширение представлений об окружающей действительности,
  • приобретение навыков и умений в практической творческой деятельности.

Для реализации поставленных задач в программе использованы следующие формы работы: индивидуальная, в малых группах 2-4 человека, с классом.

Каждый вид работы выполняет специфические функции.

1. Индивидуальная.

Служит средством для:

  • укрепления и развития моторики,
  • коррекции эмоционального состояния,
  • повышения самооценки,
  • улучшения взаимоотношений с родителями, сверстниками, взрослыми,
  • развития пространственного мышления, пространственной ориентации.

2. Групповая - в малых группах (2-4 человека).

Служит средством для:

  • развития умения позитивного взаимодействия в процессе творческой работы,
  • воспитания сотрудничества, повышения мотивации, помощи младшим детям через проведение игровых занятий с применением дидактического материала, изготовленного своими руками
  • развития пространственного мышления, моторики, воображения, эстетического вкуса.

3. С классом.

Служит средством для:

  • закрепления коммуникативных умений,
  • навыков практической творческой деятельности, умения их практического применения,
  • повышения заинтересованности в деятельности, работоспособности,
  • ознакомления с дополнительными видами нетрадиционных материалов, их сочетания с тестопластикой.