Склонений имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Формировать умения склонять имена существительные.
  • Повторить приёмы распознавания падежей им. сущ.
  • Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Оборудование: картина Левитана "Золотая осень", карточки с падежами и вопросами, деформированное предложение в виде листьев, мультимедийная установка со слайдами, муз. произведение П.И.Чайковский "Времена года", толковый словарь Ожегова, картинка лесовика.

Ход урока

I. Вступление.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою стеной,
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

-К какому времени года относятся эти строчки?

Об этой чудесной поре писали многие поэты: Ф.И.Тютчев, Фет, С.Есенин, Бальмонт, А.С.Пушкин и др.

Писали осенние пейзажи и художники.

II. Словарная работа.

Перед вами картина Левитана "Золотая осень".

-Почему художник так назвал её?

-Какие краски использовал художник? Почему?

Задание: найдите на картине слова из словаря.

(аллея, осина, берёза, облака, растения, горизонт, издалека)

-Можем ли проверить безударную гласную в этих словах?

-А если мы не знаем значение слова или правописание, где мы можем узнать?

-К какой части речи относятся записанные слова?

-Какое слово "лишнее"? Почему?

Давайте прочитаем значение этого слова в словаре Ожегова.

-Что можете сказать об именах существительных? (изменяются по числам и падежам)

III. Работа по теме урока.

/на доске/

Я подошла к берёзке.
Я взяла лист берёзки.

- Прочитай предложения. Что заметили? (одно и то же слово, а окончания разные)

- Почему?

ВЫВОД. Значит, чтобы точно передать свою мысль и правильно написать окончание существительного, надо знать падежные окончания им. сущ.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

IV. Сообщение темы урока.

1. Повторим все падежи с вопросами.

2. Поупражняемся в определении падежей им. существительных.

V. Упражнения:

А все задания для нас придумал наш старый знакомый Лесовичок.

1. Работа с деформированным предложением.

Лесовичок принёс хорошее предложение об осени, но ветер подул и разбил все слова этого предложения. Составьте это предложение.

с, падают, деревьев, медленно, золотые, листья, в, лес

(характеристика предложения, разбор по членам предложения, указать падежи им. сущ.)

2. Повторение падежей и вопросов им. сущ.

Старичок Лесовичок придумал ещё задание и предлагает вспомнить название падежей и вопросы.

(у доски работает ученик с карточками название падежей и вопросы к ним)

-А как ещё можно определить падеж им. сущ.?

Давайте вспомним предлоги с каждым падежом. / на плакате/

Р.п. - из, до, для, у, от, без

Д.п. - к, по

В.п. - про, через

Т.п. - над, перед

П.п. - о, (об), в, на, при

Теперь, когда все вопросы и предлоги повторили:

3. Кто быстрее определит падеж? (устно, с сигнальными карточками)

Гулять по лесу, бежал по тропинке, отдыхал под берёзой, побежал по траве, выглянул из гнезда, нашел под дубом, пролетел над лесом, качалась от ветра, по сторонам дороги.

4. Списать стихотворение. Определить падеж всех им. сущ.

(у доски работает 1 ученик)

Октябрь уж наступил
Уж роща отрясает
Последний лист с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад
Дорога промерзает
Журча ещё бежит
За мельницу ручей.

Обобщение. А теперь ответим на вопросы Лесовика:

-Что называется склонением?

-Как определить падеж им. сущ.?

-Какая часть слова изменяется при склонении?

Физкультминутка

(под музыку П.И.Чайковского "Времена года")

Мы уже говорили, что осени посвятили свои творения поэты, писатели, художники, но и композиторы.

-Какое музыкальное произведение прозвучало? Кто автор?

5. Пословицы об осени.

У вас было домашнее задание подготовить пословицы об осени.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ ОСЕНИ

- Холоден сентябрь да сыт.

- В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

- Лето со снопами, осень с пирогами.

- Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

- С сентября и лист на дереве не держится.

(запись в тетрадь, определить падеж им. сущ.)

6. Творческая работа. /картина/

Составь рассказ из 2-3 предложений по началу, используя слова и словосочетания.

В осеннем лесу__________________________.

Слова для справки: лежит ковёр, птицы улетают, дождик моросит.

VI. Итог урока.

Расположи правильно алгоритм определения падежа.

Определить падеж. Найти слово:

Поставить вопрос.

VII. Домашнее задание по выбору:

1) упр.113.

2) составить и записать словосочетания по теме "Осень", используя имена существительные в разных падежах.