Цели и задачи урока:
- Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
- Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
- Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.
Оборудование: Учебник "Окружающий мир"2 класс, автор О. Поглазова (программа "Гармония"), тетрадь к учебнику, выставка работ "Моя родословная", выставка семейных реликвий (фотографии, предметы обихода), набор пословиц и поговорок о семье, картонные "яблочки" для каждого ребёнка.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Знакомство с планом урока (слайд 1).
1. Проверка домашнего задания.
-Ребята, отгадайте ребус "7Я".
-Да, на прошлом уроке мы с вами начали большую и важную тему: "Моя семья". Семья - это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра. (Слайд № 2).
- Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).
- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)
- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).
- А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?
- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).
- Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
- Ребята, давайте ответим на вопросы вашего домашнего задания в учебнике на с.53.
(слайд 3).
- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.
Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).
- Оказывается, в нашем классе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.
- Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. Выполните следующее задание учебника (слайд 4, 5).
2. Рассказ о родословной своей семьи.
- Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего. И вы, составляя вместе с родителями свои родословные, узнали много нового и интересного (выступление нескольких детей с рассказами о своих родословных).
3. Работа в группах. Составление пословиц о семье.
-Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).
4. Физкультминутка (слайды 6,7).
5. Новая тема.
Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).
Разбор понятия "традиция" (чтение текста в учебнике на с.63).
Но есть и семейные традиции.
- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.
- Какие из этих традиций есть в вашей семье? (рассказы детей).
- Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз (слайды 9,10).
Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.
-Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?
Значит, это можно назвать и семейной традицией?
На Руси с древних времён празднуют Масленицу (слайды 11,12).
-У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.
Общая народная традиция - встреча Нового года (слайды 13,14).
Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.
- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии (слайды 15, 16).
Прочтём об этом на с.62 учебника (чтение текста).
6. Рассказ ученика о семейных реликвиях.
- Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).
7. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.
- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
- Что было для вас интересно на уроке?
- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Оценки за урок. Домашнее задание (слайд 17).
- Прочитать стр. учебника.
- Узнать о семейных реликвиях.
- Написать на "яблочке" традиции своей семьи.