Цели урока:
- Обсудить разные подходы к понятию толерантности
- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию “толерантность”
- Развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, человеческое достоинство и индивидуальность.
Задачи урока:
- Изучить с учащимися терминологию толерантной личности, используя кластер
- Учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов (Декларация принципов толерантности, статья СМИ)
- Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
“Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди”.
(Бернард Шоу)
(слайд № 2)
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я не случайно взяла слова Б. Шоу. Обсудив данную проблему, в конце урока вы мне попытаетесь раскрыть суть этого высказывания.
Мотивация – создание ситуации, порождающей потребность в размышлении)
Учитель: (держит в руках маленький глобус).
- Я смотрю на этот глобус, он круглый и небольшой, как наша Земля. Земля – это тот дом, в котором мы живём. Что бы вы хотели изменить в отношениях между людьми, живущими в этом доме?
Обсуждение высказываний детей.
Учитель:
- Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в нашем меняющемся обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Очень часто мы применяем определённые стереотипы по отношению к другим нациям и национальностям.
- В нашем классе учатся дети разных национальностей: русские, мордва, чуваши, татары, армяне.
(слайд № 3).
(Идёт характеристика друзей другой национальностей – несколько учеников, которые дружат с ребятами другой национальности, дают друг другу характеристику).
Учитель:
- Как мы не видим воздуха и не думаем о нём, когда дышим, так же точно мы не замечаем права и не думаем о нём, даже когда пользуемся. Невидимый мир права постоянно окружает нас, но мы вспоминаем о нём тогда, когда встречаемся с какой-то проблемой.
Вопрос учащимся: - какими качествами должен обладать человек, чтобы найти выход из конфликтной ситуации? (дети – сдержанность, терпимость, уважение и т.д.).
Учитель: - синонимом слова “терпимость” является понятие “толерантность” (слайд № 4).
(Ученики записывают в тетрадях понятие “толерантность”).
(слайд № 5):
В отличие от “терпимости” (терпеть – не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное), “толерантность” - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных; при этом даже в том случае, если эти убеждения – взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Работа в группах
Источник – “Декларация принципов толерантности” (слайд № 6)
Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает текст одной из статей документа “Декларации принципов толерантности”.
Задание: сформулировать и выписать в представленном на слайде кластере принципы толерантности –
- 1 группа – Статья 1. Понятие толерантности
- 2 группа – Статья 2. Государственный уровень
- 3 группа – Статья 3. Социальные аспекты
- 4 группа – Статья 4. Воспитание
Итог работы – составление принципов толерантности в виде солнца (кластер).
По завершении работы учащихся в группах, каждая группа представляет свой кластер с выписанными на листках принципами толерантности, и данные работы вывешиваются на доске. В результате совместной работы учащихся по разным аспектам понятия “толерантность” выводим общие принципы, представленные на слайде - (слайд № 7)
Учитель:
- Определение слова “толерантность” на разных языках земного шара звучит по разному.
(слайд № 8) (Приложение № 2)
Учитель обращается к учащимся с вопросами:
Что объединяет эти понятия?
Почему так актуальная толерантность в настоящее время?
(Ребята высказывают свои предположения, идёт обсуждение)
Учитель:
- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, но мы всё чаще слышим слова: “беженец”, “жертва насилия”, “жертвы теракта” и т.д. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Обратимся к одной из статей СМИ. (Приложение № 3)
Организуется работа в парах.
После прочтения статьи, организуется беседа учащихся по вопросам, представленным на слайде № 9:
- О чём идёт речь в этой статье?
- Какие чувства вызвала у вас эта статья?
- Какой основополагающий принцип демократии нарушен?
- Как вы считаете, возможно, ли предотвратить подобные происшествия и что для этого необходимо предпринять?
Учитель:
Вернёмся к нашему эпиграфу. Ваши мысли? (Выводы детей, их суждения и мнения)
(слайд № 10)
Учитель:
Во второй половине 80-х годов XX века на телевидении появилась новая передача “Вечера в Останкино”. Это были встречи с выдающимися гражданами нашей страны, чья нравственная позиция и поддержка были очень важны для начавшегося процесса обновления страны. В одной из первых передач состоялась встреча с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Более часа он спокойно и мудро отвечал на вопросы аудитории. И когда встреча близилась к концу, пришла записка: “Дмитрий Сергеевич! Для чего живёт человек?”. Запомнилась реакция Лихачёва – он как-то смутился, сказав: “Это очень сложный вопрос, ответ на него искали многие учёные, философы...
- И вдруг чётко произнёс как давно продуманное и выстроенное: (учитель даёт возможность ученикам предположить самим, что ответил на данный вопрос академик Лихачёв, и только после высказываний детей, приводит цитату академика) – Природа миллионы лет трудилась, чтобы создать человека, и человек не должен обманывать её ожидания”.
(слайд № 11).
Учитель:
- Наш класс, который я очень люблю – это маленькая семья. И мне очень хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
- Постройте для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики – составляющие слова “толерантность”.
- Вновь организуется работа учащихся в группах: каждая группа получает листок с рисунком.
По завершении работы представитель от каждой группы представляет полученный результат.
Оформленные работы вывешиваются на доске, даётся общий комментарий. (слайд № 12 - 13).
Домашнее задание: (слайд № 14)
Задание II уровня:
Какие принципы толерантности необходимо соблюдать в школе? Перечислить эти принципы и аргументировать.
Задание III уровня:
Привести примеры конфликтных ситуаций и выхода из них, следуя принципам толерантности.
Рефлексия:
- Что я вынес из этого урока?
- Получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие, как “толерантность?”
- Было ли услышано ваше мнение на проблему толерантности?
Класс: 10 “Б” класс (профильный уровень)
Продолжительность занятия: 2 часа
Тип урока: урок-семинар по завершению изучения блока-модуля: “Личность. Межличностные отношения”
Цели урока:
- обсудить разные подходы к понятию толерантности;
- создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию “толерантность”;
- развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, человеческое достоинство и индивидуальность.
Задачи урока:
- изучить с учащимися терминологию толерантной личности, используя кластер;
- учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов
(Декларация принципов толерантности, статьи СМИ);
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Основные понятия: “толерантность”, терпимость, нации, межличностные отношения, конфликтные ситуации.
Использованные литература и материалы (в том числе видео и мультимедиа):
- Декларация принципов толерантности
- Учительская газета №8/2010 год; статья “Человек – “раб обстоятельств?”
- Статья из “Независимой газеты”, источник – Интернет, поиск в Yandex по теме “Толерантность”.
- Социальная психология. Словарь-справочник. Мн.; М. 2001.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для групп.
Ход урока с названием и подробным описанием каждого этапа урока и указанием его продолжительности:
Этап, название этапа | Подробное описание | Время |
1 этап – Организация на урок | Подготовка к первичному восприятию.
Сообщение темы урока, постановка целей. Учащиеся
ставят трёхуровневую цель, знакомятся с планом
работы. (слайды 1,2). Мотивация – создание ситуации, порождающей потребность в размышлении. |
2 минуты |
2 этап – вступительная эвристическая беседа | Учителем организована вводная беседа, где учащиеся высказывают свою точку зрения по проблеме, чтобы они хотели изменить в отношениях между людьми, живущими в доме-на планете земля? Возможна дискуссия. | 6 минут |
3 этап – работа с классом по проблеме взаимоотношений между людьми разных национальностей. | Учителем сказано, что в классе учатся
дети разных национальностей. Предложен вариант
такой работы – ученики, которые дружат с
ребятами другой национальности, дают друг другу
характеристики, чтобы выявить тот момент, мешает
ли национальность настоящей дружбе. (слайд № 3) |
10 минут |
4 этап – Эвристическая беседа с учащимися по проблеме конфликтной ситуации | Ребята предлагают возможные варианты
действий и решений, чтобы выйти из конфликтной
ситуации. Знакомятся со словом “толерантность”
- записывают это понятие в тетрадях. Пытаются
определить разницу в значении слов
“терпимость” и “толерантность”. (слайд № 4, 5) |
7 минут |
5 этап – Групповая самостоятельная работа с источником | Класс делится на 4 группы для работы с
источником “Декларация принципов
толерантности”. Каждая группа получает текст
одной из статей документа; на основании
документа группы обсуждают понимание
толерантности на своём уровне и должны
сформулировать и выписать в представленном
кластере принципы толерантности и роль этой
ценности. Общий итог работы всех групп – по разным аспектам понятия “толерантность” выводим общие принципы, представленные на слайдах 6, 7. (Приложение № 1) |
15 минут |
6 этап – Эвристическая беседа | Определяем значение слова
“толерантность” на разных языках земного шара.
Учащиеся определяют общие принципы и различия в
понимании значения этого слова. (Приложение № 2; слайд – 8) |
6 минут |
7 этап – Работа в парах со статьёй СМИ | Учащиеся знакомятся со статьёй из
“Независимой газеты”. Сначала обсуждают
проблему в парах, затем работают с вопросами,
представленными на слайде № 9; делают выводы о
межличностных отношениях в нашей жизни. (Приложение № 3) |
10 минут |
8 этап – Работа с классом с вопросом, представленном в эпиграфе урока. | На основании всей работы, проделанной
на уроке, ребята самостоятельно высказывают свои
суждения по проблеме. Анализ высказывания академика Д.С. Лихачёва. (слайды 10, 11) |
7 минут |
9 этап – Групповая творческая работа (закрепление знаний по теме) | Каждая группа получает листок с
рисунком строящегося дома. Они должны построить
свой дом, где фундаментом будет слово
“толерантность”, а кирпичики стен –
составляющие слова “толерантность”. По
завершении работы представитель от каждой
группы представляет полученный результат.
Оформленные работы вывешиваются на доске, даётся
общий комментарий. (Приложение № 4; слайды 12, 13) |
10 минут |
10 этап – Домашнее задание | Ребята самостоятельно выбирают задания
II или III уровня, записывают задания в тетрадях. (слайд № 14) |
2 минуты |
11 этап – рефлексия | Высказывания учащихся о результатах обученности и развития. Самоанализ и самооценка своей деятельности. | 5 минут |
Приложения:
- Приложение № 1: составление кластера на основе документа “Принципы толерантности” (4 статьи).
- Приложение № 2: определение слова “толерантность” на разных языках земного шара.
- Приложение № 3: Статья из “Независимой газеты”, источник – Интернет, поиск в Yandex по теме “Толерантность”.
- Приложение № 4: творческая работа “Построить для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики дома – составляющие слова “толерантность”.