Цели: обобщить и закрепить знания учащихся 3 класса по теме: "Состав слова", совершенствовать навыки разбора слов по составу; развивать речь и логическое мышление учащихся; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: маршрутная карта, перфокарты, короны для Приставки, Корня, Суффикса и Окончания; плакат с текстом для списывания, пособия на закрепление знаний частей слова.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправляемся на экскурсию по городу. Город этот сказочный. Его нельзя найти ни на одной географической карте, но на нашей он есть. А называется этот город Словотворск. Жители Словотворска необычные. Скоро вы с ними познакомитесь. И ехать мы будем по городу тоже необычно, не на транспорте, а на наших знаниях. Как только выполним одно задание, так сразу и доберемся до первой остановки. Готовы? Тогда в путь! Поехали.
2. Минутка чистописания.
- Путешествие начинается, тетрадки открываются. Запишите число, классная работа.
- Сядьте правильно, спину держать прямо, соблюдать правильный наклон и т. д.
3. Словарная работа.
- Как называются эти слова?
- Что общего есть у этих слов?
- Какой корень в данных словах?
- Выделите корень и обозначьте ударение.
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- А что такое Родина?
- Может, кто-нибудь знает пословицы о Родине?
- Человек без Родины, что дерево без плода.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- А стихи про Родину вы знаете?
Ученик читает наизусть стихотворение З. Александровой: "Родина".
Родина.
Если скажут слово родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
У реки березка - скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок,
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Молодцы. Вот мы и добрались до первой остановки.
4. Закрепление пройденного.
- Как называется остановка?
- Коренная.
- Кто догадался, почему она так называется?
- Здесь живут корни слов.
Выходит Корень.
- Здравствуйте, я рад, что вы справились с заданиями. Расскажите-ка еще, как пишутся корни в однокоренных словах?
-Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
- А сейчас Корень прочитает стихотворение.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть,
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
- Давайте порадуем Корень.
Подберите и запишите однокоренные слова к данным:
- Выделите корни слов.
- Хорошо, поехали дальше. Какая у нас следующая остановка?
- Приставочная.
- Как думаете, какие части слов живут здесь?
- Здесь живут приставки.
- А какие приставки вы знаете?
- Расскажите правило о приставках.
Выходит Приставка.
- Здравствуйте, ребята. Мне понравились ваши ответы, а сейчас я расскажу о себе сама:
Я по городу гуляю
И значенье слов меняю:
Он - приехал, ты - уехал,
Выехал или объехал.
Всем я службу сослужу,
Дружбой с вами дорожу.
Без меня прожить нельзя,
Рада видеть вас, друзья!
- Приставка, хочешь посмотреть, как ребята могут образовывать слова с приставками? (Да.)
- Образуйте с помощью приставок 3 слова от слова лить.
- Проверяем, что написали.
- Выделите приставки.
Физкультминутка в стихах.
- Поехали дальше. Как называется следующая остановка?
- Суффиксовая.
- Почему она так называется?
- Здесь живут суффиксы.
- Какие вы знаете суффиксы?
- Расскажите правило о суффиксах.
Выходит Суффикс.
- Здравствуйте, ребята. Молодцы, хорошо обо мне говорили. Я еще хочу сам немного о себе сказать:
Суффикс слово изменил,
То он нас развеселил,
То грустить заставил.
Суффикс так слова меняет:
В великаны превращает,
Иногда их уменьшает,
Часто ласковым бывает,
Может, правда, нагрубить,
Но его не надо злить.
- Что суффиксы могут вносить в слова?
- Суффиксы вносят дополнительные оттенки в значения слов.
- Давайте убедимся в этом.
- Запишите слова с разными суффиксами:
- Как изменил суффикс ик и ищ значения слов?
- Суффиксы ичк и оньк что сделали со словом лиса?
- Назвали ласково.
- Где такое обращение лисичка, лисонька встречается?
- В сказках.
- Правильно. А сейчас я назову слова, а вы с помощью суффиксов их ласково назовите:
Береза - березонька
Сестра - сестричка
Дочь - доченька
- Как суффикс может изменить слово?
- Назвать ласково, уменьшить или увеличить его.
- Молодцы. Едем дальше. Вот и последняя остановка. Как она называется?
- Конечная.
- А почему она так называется?
- Здесь живут окончания слов.
- Расскажите правило об окончаниях.
Выходит Окончание.
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, мы с вами подружимся. Я хочу рассказать о себе:
Окончание - часть слова
Очень важная для вас.
Не обходится без него
Ни диктант и ни рассказ.
С окончаньями дружите,
Правильно вы их пишите.
- Ты сейчас убедишься, что дети правильно пишут окончания.
На доске плакат "Как ловят рыбу". Окончания закрыты. Дети называют их, затем учитель открывает окончания и дети списывают текст в тетрадь.
5. Итог урока.
- Что помогают нам делать части слова?
- Знание частей слова помогает нам писать грамотно, без ошибок.
- Части слова, спасибо вам за то, что помогли нам совершить это удивительное путешествие по Словотворску. Не хотите ли вы нам что-нибудь пожелать на прощание?
Части слов говорят хором:
Части слов мы важные,
Смелые, отважные,
Стройте вы из нас слова,
Но не забывайте:
Мы придем тому на помощь,
Кто нас выучил на "пять".
Вас, ребята дорогие,
Просим всех нас уважать!
- Спасибо, части слова, мы очень рады, что вы сегодня побывали у нас.
- Мы тоже очень рады этой встрече. Вот вам, ребята, подарки. Это карточки. Сейчас вы сделаете по ним задания, а учитель поставит вам за это оценки. Надеемся, что только хорошие.
До свидания, ребята!
До новых встреч!
Ученики выполняют работу по перфокартам: "Части слова". Учитель ставит оценки за работу, за устные ответы учащихся.