Книга твой друг

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Повторить изученные произведения.
  • Воспитывать интерес к литературным произведениям.
  • Прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.
  • Развивать устную речь, внимание, память.

Оборудование:

  • иллюстрации из сказок,
  • рисунки сказочных героев,
  • книги. Выставка детских
  • иллюстраций к прочитанным и полюбившимся книгам. Плакат “День,
  • прожитый без книги – потерянный день”,
  • маски, наборы карточек.

Ход занятия

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать занятие с чтения стихотворения или предложить отгадать загадки.

I. Ребята, отгадайте загадки.

Организационный момент:

Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит?

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешками,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.

Ученики (хором): Это книги.

Воспитатель: Правильно!

Приходит книга в дом любой,
Коснись ее страницам –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук и Гек,
Тимур и дядя Степа.

Ей злая вьюга не страшна,
И не страшна распутица.
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а когда взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг,
Развеет скуку книжка.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но подумайте, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться с настоящим и, словно крылья, уносят нас в будущее. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знания, бодрости духа.

Основная часть.

II. Инсценирование басни “Две книжки”.

Выступают заранее подготовленные ученики. Выходят ведущий и два ученика.

Ведущий:

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

1-й ученик: Ну, как твои делишки?

Ведущий: Одна спросила у другой.

2-й ученик:

Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да что обложки. Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей...
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?

1-й ученик:

Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, –
О них и говорить-то неприлично...
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на “отлично”.

2-й ученик:

Ну, мой на “тройках” едет еле-еле,
И даже “двойку” получил на той неделе.

Ведущий:

Найдешь ты храбрости пример
В хорошей умной книжке,
Увидишь всю Россию,
Всю землю с этой вышки.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

Но, к сожалению, не все ребята нашего класса соблюдают эти правила.

Послушайте обращение книги к вам, ребята:

– Я книга, я – товарищ твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня заляпал!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Не бережешь меня, друг, ты
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Запомни, я твой лучший друг!
Но только не для грязных рук!

Надеюсь, вы будете выполнять просьбу книги.

III. Физкультминутка.

А сейчас мы узнаем лучших знатоков книг.

1 конкурс “Загадка”

Угадайте героев сказок, назвать произведение и автора.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор ... (Айболит. К.Чуковский)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком –
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется ... (Чипполино. Д.Родари)

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан. (К.Чуковский. “Тараканище”)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”)

2 конкурс “Пословицы”

Назовите пословицы о книгах.

  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Прочел новую книгу – встретился с другом.
  • С книгой жить – век не тужить.
  • Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее.
  • Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

3 конкурс “Музыкальный”

Узнать героев песни, назвать произведение, автора.

Звучат песни в исполнении ребят:

1. “Если долго по дорожке...” (Красная Шапочка. Ш.Перро).

2. “Я был когда-то странной игрушкой безымянной.. .” (Чебурашка. Э.Успенский).

3. Какую песню пел Колобок?

4. Что пела коза своим семерым козлятам?

IV. Итог. Объявление итогов конкурса.

У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берем ее везде.

Мы идем в библиотеку
Чтоб побольше почитать.
Настоящим человеком
Помогает книга стать!
Новых книг живые строки.

Ведь она тебе поможет
И в учебе и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!

А сейчас обратите внимание на выставку рисунков к полюбившимся произведениям и попробуйте угадать друг у друга (название произведения и автора).

На этом наше занятие закончилось. Читай книги. Ведь они – источник радости, жизни, знанья!

Список литературы

  1. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Воспитание школьников: Журнал, 2003.
  3. Илларионов Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Махров В.Г. Задачи-сказки. “Начальная школа” №6, 1984.
  5. Ушаков Н.Н. Внеклассное занятие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971. – 176 с.