Урок литературного чтения в 3-м классе "В.П. Астафьев «Капалуха»"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; развивать навыки смыслового чтения, осмысленного беглого чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; пополнять словарный запас; прививать интерес к природе, её секретам и тайнам; обобщить знания о поведении в лесу; учить всматриваться в природу; развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор; учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает; воспитывать любовь к животным, природе родного края.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше).

- Обратимся к словам Агнии Барто.

"Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем".

- Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить).

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу "Люби живое" и отправляемся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать.
Глаза, чтобы видеть.
И сердце, чтобы всё это понять.

- А помогут нам всё это увидеть и услышать рассказы В.П.Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.

4. Работа над новым материалом.

Слайд №1.

- Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея.

Слайд №2.

Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро".

После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.

Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы.

Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

Слайд №3.

- Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятно слово).

- Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку.

Слайд №4.

- Что вы знаете об этих птицах? Послушайте сообщение о глухаре?

Сообщение ученика.

Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью.

- Итак, отправляемся в Зелёную страну, в особый лес - тайгу.

Слайд №5.

- Что такое тайга? (Труднопроходимый лес) - В тексте встретятся трудные слова. Давайте научимся читать и понимать их.

Словарная работа.

Слайд №6.

Слайд №7.

Работа над содержанием текста.

- Прочитаем рассказ по частям. Прислушайтесь к своим чувствам.

Комбинированное чтение.

1часть читает учитель.

2 часть - первый ученик.

3 часть - второй ученик.

4 часть - третий ученик.

- Понравился рассказ?

- Что чувствовали при чтении?

Слайд №8 (физминутка).

Работа над частями текста.

1 часть дети читают в режиме жужжащего чтения.

По содержанию этой части ученики задают друг другу вопросы. (Где происходило действие? Что делали дети в тайге? Где поднялся шум?) 2 часть. Чтение "про себя".

Выборочное чтение. - Найдите и прочитайте. - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо?

Вопросы 4,5 на с.104 учебника "Родная речь".

- Какое правило забыли мальчики? Давайте его вспомним. - Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нём тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

3 часть. Чтение "цепочкой".

- Подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. - Зачитайте эти слова. - Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи). - Какие слова ещё использует писатель, чтобы описать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие).

- Так какой мы увидели капалуху? (Испуганную, обеспокоенную, заботливую). - Что необычного увидели дети? Прочитайте. 4 часть. "Жужжащее чтение".

- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Работа с иллюстрацией к рассказу.

- Какой момент изображён на рисунке?

- Найдите строчки для подписи. Прочитайте.

Слайд №9.

- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа. Объясните свой выбор.

5. Итог урока.

- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что нового узнали о жизни животных, их повадках?

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших).

Слайд №10.

- Давайте вспомним слова М.Пришвина из рассказа "Моя Родина". - Почему "охранять природу - значит охранять Родину"? (Природа - часть Родины) - Нашим уроком мы с вами попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. - В нашем классе учатся ребята не равнодушные, добрые, любящие природу, заботящиеся о ней. Это мы увидим в творческих работах ребят.

Слайд №11.

Слайд №12.

Приложение.