ЦЕЛИ: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; развивать навыки смыслового чтения, осмысленного беглого чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; пополнять словарный запас; прививать интерес к природе, её секретам и тайнам; обобщить знания о поведении в лесу; учить всматриваться в природу; развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор; учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает; воспитывать любовь к животным, природе родного края.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше).
- Обратимся к словам Агнии Барто.
"Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем".
- Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить).
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу "Люби живое" и отправляемся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну:
Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать.
Глаза, чтобы видеть.
И сердце, чтобы всё это понять.
- А помогут нам всё это увидеть и услышать рассказы В.П.Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.
4. Работа над новым материалом.
Слайд №1.
- Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея.
Слайд №2.
Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро".
После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.
Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.
После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы.
Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.
Слайд №3.
- Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).
- Почему? (Непонятно слово).
- Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку.
Слайд №4.
- Что вы знаете об этих птицах? Послушайте сообщение о глухаре?
Сообщение ученика.
Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью.
- Итак, отправляемся в Зелёную страну, в особый лес - тайгу.
Слайд №5.
- Что такое тайга? (Труднопроходимый лес) - В тексте встретятся трудные слова. Давайте научимся читать и понимать их.
Словарная работа.
Слайд №6.
Слайд №7.
Работа над содержанием текста.
- Прочитаем рассказ по частям. Прислушайтесь к своим чувствам.
Комбинированное чтение.
1часть читает учитель.
2 часть - первый ученик.
3 часть - второй ученик.
4 часть - третий ученик.
- Понравился рассказ?
- Что чувствовали при чтении?
Слайд №8 (физминутка).
Работа над частями текста.
1 часть дети читают в режиме жужжащего чтения.
По содержанию этой части ученики задают друг другу вопросы. (Где происходило действие? Что делали дети в тайге? Где поднялся шум?) 2 часть. Чтение "про себя".
Выборочное чтение. - Найдите и прочитайте. - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо?
Вопросы 4,5 на с.104 учебника "Родная речь".
- Какое правило забыли мальчики? Давайте его вспомним. - Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нём тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
3 часть. Чтение "цепочкой".
- Подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. - Зачитайте эти слова. - Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи). - Какие слова ещё использует писатель, чтобы описать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие).
- Так какой мы увидели капалуху? (Испуганную, обеспокоенную, заботливую). - Что необычного увидели дети? Прочитайте. 4 часть. "Жужжащее чтение".
- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
Работа с иллюстрацией к рассказу.
- Какой момент изображён на рисунке?
- Найдите строчки для подписи. Прочитайте.
Слайд №9.
- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа. Объясните свой выбор.
5. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Что нового узнали о жизни животных, их повадках?
- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших).
Слайд №10.
- Давайте вспомним слова М.Пришвина из рассказа "Моя Родина". - Почему "охранять природу - значит охранять Родину"? (Природа - часть Родины) - Нашим уроком мы с вами попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. - В нашем классе учатся ребята не равнодушные, добрые, любящие природу, заботящиеся о ней. Это мы увидим в творческих работах ребят.
Слайд №11.
Слайд №12.