Содержание
I. Тезисы
II. Типология уроков математики (теория)
1. Структура и методика урока освоения новых знаний.
2. Урок закрепления новых знаний и умений.
3. Урок комплексного применения знаний, навыков и умений.
4. Структура урока обобщения и систематизации знаний.
5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
6. Заключение.
III. План урока алгебры в 8 классе по теме: “Уравнение х2 = а ”(Приложение)
IV. Используемая литература
1. “Из опыта преподавания математики в школе”, г. Москва, “Просвещение”, 1999 г.
2. “Урок в современной школе”, В.А.Онищук, г. Москва, “Просвещение”, 1981 г.
3. Учебник “Алгебра 8 класс”, С.А.Теляковский, г. Москва, “Просвещение”, 2001 г.
4. Материалы школьного методического объединения математиков.
I. Тезисы
Сегодняшний урок насыщен учебно-познавательной деятельностью школьников. На каждом уроке, как правило, вводится что-то новое. Это не обязательно теоретические сведения. Может быть и новое применение уже известного материала, новые методы решения задач, обобщение и систематизация ранее изученного. Получают развитие и организационные формы работы учащихся – индивидуальная и коллективная работа, практические занятия на уроках и вне школы.
В классической структуре урока – проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание – содержание каждого этапа определяется целями урока. Планировать уроки целесообразно сразу по всей теме или по крупным её частям. Это позволяет охватить тот объем работы, который должен выполнить учащийся, и более точно распределить его по урокам.
При планировании уроков по той или иной теме предусматривается повторение материала, необходимого не только для изучения материала данной темы, но и последующих тем. Поэтому очень важно, чтобы те вопросы, которые нужны для изучения последующего материала, были бы заранее продуманы и включены в планы уроков.
При подготовке к уроку планируется индивидуальная работа с учащимися, дифференциация обучения. Обычно она осуществляется через упражнения. Наряду с упражнениями, обязательными для всех, учитель подбирает для одних учащихся дополнительные задания по изученному материалу, используя при этом результаты опроса, для других – более трудные упражнения.
К каждому (или почти каждому) уроку полезно подбирать нестандартные задачи, решение которых требует определенной сообразительности, смекалки. Их решение необязательно для всех учащихся. (Эти задания даются обычно в конце урока для решения в классе или дома, после того как основная часть плана урока уже выполнена.) Как показывает практика, при умелой организации работы учащихся, поощрения тех, кто предлагает интересные решения, все большее число школьников включается в такую работу.
Выбор типа урока зависит в первую очередь от цели занятия. Структура урока каждого типа прежде всего определяется дидактической целью занятия. От содержания учебного материала зависит выбор организационных форм и методов обучения и использование средств. Цель определяется на целый урок, а иногда и на несколько связанных одной темой уроков.
Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков по тому или иному признаку и не определив, какой из них наиболее подходит для решения поставленных педагогических задач.
В педагогической теории и практике распространенной является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. Это уроки: усвоения новых знаний; закрепления новых знаний и умений; комплексного применения знаний, навыков и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Каждый тип уроков имеет свою, только ему свойственную структуру с четко определенными элементами. Например, урок усвоения новых знаний состоит из следующих элементов: восприятия и осознания учебного материала, осмысления в нем связей и отношений, обобщения и систематизации знаний. Если исключить хотя бы один из этих элементов, то это заметно скажется на качестве усвоения знаний.
Для урока закрепления новых знаний и умений характерно применение в определенной, дидактически оправданной последовательности системы упражнений, практических и творческих заданий. От этой системы зависит структура урока данного типа (предварительные задания, вводные, пробные, тренировочные упражнения, творческие задания). В структуре урока применения знаний, навыков и умений основным является самостоятельное выполнение учащимися сложных комплексных заданий. Своеобразные условия для определения специфических структур имеют уроки проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Каждый тип урока имеет определенную, четко обозначенную, основную образовательную цель. Цель достигается не сразу, а постепенно, по мере решения ряда последовательных задач. Эти отдельные задачи необходимы для достижения основной образовательной цели и являются элементами структуры уроков. Элементы структуры определенного типа урока, с одной стороны, являются постоянными, неизменными, поскольку не изменяются закономерности и логика того или иного процесса, а с другой – эта структура внутри каждого типа может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей оборудования учебных кабинетов и т.п.
На структуру урока каждого типа влияют методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных педагогических действий учителя и учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть различной, что заметно сказывается на результатах урока. Поэтому эффективность урока определяется как его структурой, так и методикой, которая предусматривает, какие методы, приемы, средства обучения и в какой последовательности и взаимосвязи должны быть использованы на каждом этапе. Например, на этапе восприятия и осознания нового учебного материала учитель может объяснить содержание учебного материала, осуществить проблемное изложение, применить эвристическую беседу, демонстрацию видеоматериалов. Самостоятельная работа по учебнику может проводиться в плане запоминания и воспроизведения учебного материала или с целью решения серии последовательных задач. Учащиеся при этом могут писать конспекты, составлять тезисы или план изложения, фиксировать ответы на эвристические вопросы, составлять таблицы, чертить диаграммы и графики, выполнять практические задания. Понятно, что применение всех перечисленных приемов и средств далеко не равнозначно, а их определенные системы дают различный учебный, воспитательный и развивающий эффект.
II. Типология уроков математики (теория)
1. Структура и методика урока освоения новых знаний.
Урок данного типа предполагает следующую примерную структуру:
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Применение знаний на уроке данного типа не выделяется отдельным этапом. Оно осуществляется по мере необходимости и в соответствии с логикой учебного процесса на различных этапах урока.
Проверка домашнего задания. Важно с первых минут урока включить учащихся в активную учебную деятельность. Если начало урока энергичное, деловое, то эта деловитость сохранится до конца урока. Наличие и аккуратность письменных, графических и практических заданий проверяется во время обхода класса. Содержание работы, ее результаты проверяются фронтально, при активном участии всего класса. Более подробному анализу подвергаются трудные или оказавшиеся для многих недоступными задания. Письменные задания проверяются и оцениваются учителем дома – фронтально или выборочно.
Знания фактического материала можно быстро проверить с помощью тестового опроса. Тесты требуют кратких ответов – одним словом, словосочетанием или кратким предложением. За 5-10 минут учащиеся могут ответить на 8-10 подобных вопросов. Оценивать такие работы удобно, если вопросов 10. При правильных и полных ответах на 9-10 вопросов ставится оценка “5”, 7-8 – “4”, 5-6 – “3”, меньше 5 – “2”. Ответы учащихся учитель корригирует, уточняет, дополняет и таким образом подводит их к восприятию нового материала. Устный опрос имеет значение также для развития устной речи и мышления учащихся.
Во многих случаях опорными для усвоения новых знаний являются усвоенные на предыдущем уроке понятия. Здесь важно сосредоточить внимание на тех особенностях усвоенных прежде понятий, на которые опирается изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. Тему урока учитель обычно сообщает в начале занятия или при переходе к работе над новым материалом. Большинство учителей сообщает при этом и план содержания или вычленяет основные вопросы, подлежащие усвоению.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. В процессе обучения школьники неоднократно сталкиваются с изучаемым материалом. Известно мнение психологов, что для полного усвоения учащиеся должны встретиться с материалом в различных сочетаниях не менее шести раз.
Школьников необходимо учить слушать устное изложение, приучать их сосредоточиваться на содержании материала, производить краткие записи в виде опорных пунктов, плана, тезисов, конспекта. Приучать школьников к ведению записей в тетрадях следует постепенно, контролируя их работу и в случае необходимости оказывая им помощь. Наблюдения показывают, что учащиеся, систематически составляющие план или конспект изложения, отличаются более глубокими и полными знаниями, богатой лексикой, лучшими умениями выражать свои мысли, четче обосновывать теоретические положения, чем те, которые подобных записей не ведут.
Деятельность учащихся во время объяснения учителя должна быть направлена на лучшее осознание учебного материала. Этому способствуют, кроме записей формулировок, также рисунки и таблицы в тетрадях с соответствующими надписями и подписями к ним.
Важную роль в усвоении нового материала должна играть самостоятельная работа с книгой на уроке. Под самостоятельной работой понимают такую деятельность учащихся, которая направлена на достижение поставленных образовательных целей, выполняется ими без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его контролем.
Наблюдения и специальные исследования показали, что как бы тщательно учитель ни объяснил учебный материал, у учащихся после первичного восприятия еще не складывается целостная картина об изучаемых предметах и явлениях. Учащимся трудно сразу во время первичного восприятия устанавливать связи между отдельными элементами знаний. Поэтому вопросы к тексту учебника или изложенному учителем материалу могут иметь следующий характер: почему? С какой целью? Каковы причины? Результаты? Чем это можно объяснить? Какова последовательность действий?
Творческая работа мысли учащихся в процессе раскрытия связей и отношений проявляется там, где нужно объяснить причину явления аргументировать выдвинутое положение, установить обусловленность явлений, сформулировать вывод.
Обобщение и систематизация знаний. Как отдельный этап урока усвоения новых знаний обобщение и систематизация имеют своей задачей приведение в единую систему усвоенные на уроке понятия с изученными прежде знаниями.
Существуют различные приемы поурочного обобщения и систематизации знаний, среди них сравнение и сопоставление, составление систематизирующих таблиц.
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. Подводя итоги учитель кратко сообщает, что нового узнали на уроке, какими знаниями овладели, как работал весь класс и отдельные ученики, оценивает работу учащихся, за которыми проводились наблюдения в течение всего урока. Домашнее задание не обязательно составляет заключительную часть урока. Оно может сообщаться в начале или в середине урока, в соответствии с логикой учебного процесса. Если домашнее задание является логическим продолжением или окончанием классной работы, его лучше сообщить в конце урока. Но не следует это делать наспех. Нужно спокойно, терпеливо объяснить содержание работы, приемы и последовательность ее выполнения и оформления. В отдельных случаях целесообразно проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.
2. Урок закрепления новых знаний и умений.
Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их применения в изменяющихся ситуациях.
Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Например, перед изучением способов умножения и деления алгебраических дробей учащиеся припоминают правила сокращения, умножения и деления обыкновенных дробей, выполняя несколько несложных примеров.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения. Подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формулирования нового правила (алгоритма или алгоритмического предписания), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала.
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен еще не прочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении. Пробные упражнения обязательно выполняются при непосредственном руководстве и под контролем учителя. Выполнение пробных упражнений учащиеся сопровождают объяснением своих действий и кратким их обоснованием. Этот этап связан с устной речью.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно нарастает.
Тренировочные упражнения – это задания с готовым материалом и разработанными конкретными ситуациями.
По степени познавательной и исполнительной самостоятельности учащихся различают тренировочные упражнения трех видов: по образцу, инструкции, заданию.
Упражнения по образцу – это задания с полной ориентировочной основой действия: учащиеся знают, как выполнять его и какие результаты должны получить. Эти упражнения несложны по содержанию и нетрудны по выполнению. Учащиеся успешно могут их выполнять по заданным или самостоятельно установленным алгоритмам или алгоритмическим предписаниям.
Упражнения по инструкции выполняются по указаниям о порядке осуществления действий, самостоятельных работ, применения отдельных операций и их последовательности. Инструкция может быть письменной или устной. Упражнения по инструкции, как и упражнения по образцу, имеют воспроизводящий характер, но отличаются большей степенью самостоятельности учащихся и более сложными по содержанию заданиями.
Более самостоятельными являются упражнения по заданию. К упражнениям этого типа можно отнести задания, требующие самостоятельного выполнения без каких-либо подробных указаний учителя, без образца, но на готовом материале, с четко сформулированными вопросами.
Творческие упражнения различаются двумя уровнями. Первый характеризуется тем, что их выполнение требует только определенной перестройки известного. Второй уровень отличается большей степенью творчества, требует выполнения заданий с внесением в них элементов нового по содержанию или способам выполнения действий.
Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особенного усложнения содержания.
Структура урока закрепления новых знаний и умений в соответствии с его целями и задачами и последовательностью различных видов заданий и упражнений для решения этих задач имеет следующую наиболее общую схему:
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания).
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Изучение нового материала (вводные упражнения).
- Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
- Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
- Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
- Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся. Этот этап осуществляется различными методами и приемами. Наличие и аккуратность выполненных дома упражнений учитель проверяет во время обхода класса. Ученики читают задание по тетради. В наиболее сложных случаях дают объяснения и теоретические обоснования действий. Для воспроизведения опорных знаний применяется беседа или повторение материала по учебнику.
Выполняются подготовительные упражнения. Например, прежде чем формировать у учащихся навыки работы с пропорциональными отрезками (геометрия), им предлагают задания на определение крайнего или среднего члена арифметической пропорции. Они припоминают свойства пропорций, с тем, чтобы учесть их, приобретая новые навыки.
Сообщение темы, цели и задач урока и мотивация учения школьников. Следует подчеркнуть, чему должны научиться школьники на уроке, какими знаниями овладеть, какие навыки и умения усвоить и в какой мере.
На уроках данного типа основное внимание может уделяться практическим заданиям, близким к жизненным, проблемным ситуациям, встречающимся в жизни школьников. Например: “На завод привезли цистерну горючего. Она имеет цилиндрическую форму. Как определить ее емкость?”
Изучение нового материала (вводные упражнения). На данном этапе учитель должен добиться усвоения учащимися соответствующих понятий или правил на основе выполнения отдельных заданий и действий. При усвоении учащимися опорного теоретического материала наиболее целесообразны задания и вопросы для активизации познавательной деятельности школьников. Для этого практикуются самостоятельные работы, способствующие глубокому осмыслению знаний. Это может быть и работа над правилом, на основе которого формируются знания о законах и соответствующих им формулах. Например, учащиеся прочли о свойствах десятичных логарифмов. Для осмысления данного материала учитель ставит перед учащимися вопрос: “Когда логарифм числа будет целым положительным числом? Когда – иррациональным?”.
Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения). Основная цель пробных упражнений – довести знания до полного усвоения (осмысления правила) и применения их в условиях первичной генерализации, когда знания еще недостаточно устойчивы. Выполнение данных упражнений тесно сочетается с объяснением соответствующих правил или обоснованием, почему следует так, а не иначе.
На первом этапе упражнений перед выполнением задания один из учащихся записывает на доске пример и обосновывает способ выполнения действия. Учащиеся, записав пример в тетради, работают самостоятельно и только изредка сверяют свое решение с написанным на доске. Так на доске с предварительным объяснением решаются 1-2 примера.
Вторым шагом пробных упражнений являются комментированные упражнения. Комментированное решение задачи проводится так. Сначала всем классом анализируют условие задачи, устанавливают зависимости между величинами. Затем первый ученик объясняет, что следует узнать в первом действии, называет это действие, объясняет его и определяет его результаты; второй комментирует последующие действия и т.д.
Учащиеся с интересом относятся к комментированным упражнениям. Для первых примеров следует вызывать более подготовленных учеников, для последующих – более слабых. Учащиеся с места должны помогать последним, исправлять допущенные ошибки. Все работают одновременно. Во время комментирования учитель ходит по классу, контролирует работу отдельных учеников.
На третьем этапе пробных упражнений все учащиеся выполняют предложенное учителем задание, а затем один из них объясняет, как он его выполнил, теоретически обосновывает свои действия.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения). Первым звеном в выполнении тренировочных упражнений являются упражнения по образцу. От пробных упражнений они отличаются большей самостоятельностью учащихся.
Для экономии времени широко используются дидактические материалы – карточки. Они способствуют повышению эффективности урока. За короткое время учащиеся имеют возможность выполнить по карточкам много заданий, применяя изученное правило много раз и в различных вариантах. Во время изучения темы учитель дает каждому ученику карточки или книжки с дидактическими материалами. Учащиеся выполняют задание, которое затем коллективно проверяется.
Учителя часто применяют карточки для индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях. Учащимся, быстро справляющимся с заданиями, дают карточки с более сложными или дополнительными упражнениями. В карточки для учащихся, имеющих пробелы в знаниях, включают попутные задания по плохо усвоенным темам.
К тренировочным упражнениям по образцу можно отнести математические диктанты, которые способствуют более глубокому усвоению навыков пользования математической символикой. Наблюдения показывают, что без подобных упражнений учащиеся часто смешивают отдельные понятия (например, куб разности и разность кубов двух чисел и т.п.).
При упражнениях по инструкции выполняются примеры с большим количеством элементов, большими числовыми величинами и сложными зависимостями. Методика этих упражнений состоит в том, что задания учащиеся выполняют самостоятельно, ознакомившись предварительно с инструкцией. Например, после объяснения учителем темы “Возведение в степень с целым положительным показателем” (8 класс) учащиеся выполнили ряд пробных упражнений и упражнений по образцу, затем учитель предложил им самостоятельно решать ряд примеров.
Инструкция учителя заключается в том, чтобы напомнить учащимся последовательность действий и способы возведения в степень одночленов: сначала выполняются действия в круглых скобках (возведение в степень дроби), затем – основное действие (вне скобок). Чтобы дети успешно справились с заданиями, их необходимо хорошо подготовить к самостоятельной работе подробно объяснить правило, привести соответствующие примеры, показать, как следует оформлять на письме подобные примеры, дать несколько пробных заданий (устных и письменных), несколько упражнений по образцу (обязательно проверив их) и содержание работы постепенно усложнять. Когда учитель удостоверится, что все материалы ученики хорошо осознали и могут свободно применять на практике, можно переходить к упражнениям по инструкции.
Такая последовательность упражнений постепенно подводит учащихся к самостоятельной работе, учит их преодолевать трудности, сознательно применять на практике полученные знания.
Упражнения по заданию учителя являются заключительным звеном тренировочных упражнений, формирующих навыки. Выполняя тренировочные упражнения по образцу и инструкции, учащиеся в определенной мере проявляют самостоятельность. Однако эта самостоятельность не выходит за пределы установленной ситуации – точного копирования образца. Упражнения по заданию не могут выполняться ни по образцу, ни по инструкции, ибо каждое задание имеет свою ситуацию . свои приемы и определенную последовательность действий.
Нередко учащиеся, знающие теоретический материал. Не умеют решать соответствующие этой теории задачи. Чтобы подвести учащихся к осознанию условия задачи, учитель пользуется сокращенной записью ее содержания, графической записью условия и т.д. Он объясняет соответствующий теоретический материал, дает инструкцию, как выполнять задание: как начать работу, решая задачу при помощи уравнений, как правильно записать условие задачи, какие необходимо сделать рисунки, вычисления. В этом учителю принадлежит ведущая роль.
Второй этап – решение нескольких наиболее типичных задач для формирования у детей обобщенного способа решения задач определенного класса. Наиболее сложные задачи решаются у доски с подробным объяснением, более простые – с комментированием отдельными учащимися.
Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения). Творческие упражнения различаются между собой дидактической целью, степенью самостоятельности учащихся, уровнем творчества.
Для решения творческих заданий у учащихся должны быть сознательные знания и навыки успешного применения их на практике.
Примером творческих заданий по математике является составление учащимися задач.
Итоги урока и сообщение домашнего задания. Учитель сообщает, как работал класс и отдельные учащиеся, что нового узнали, какими навыками и умениями овладели, и выставляет оценки.
По своему характеру домашние задания являются продолжением классной работы, по трудности они должны быть средними, более простыми, чем те задания, которые выполнялись в классе, по содержанию – комплексными. Подробный инструктаж дается к тем заданиям, которые отличаются от классных.
3. Урок комплексного применения знаний, навыков и умений.
Умея применять знания в стандартных условиях, учащиеся нередко теряются, если ситуация изменяется. Формируя у учащихся знания, навыки и умения, необходимо подводить детей к усвоению обобщенных способов выполнения действий, создающих возможности переноса их в какие-либо ситуации – учебные или жизненные. Однако выполнение заданий по готовому образцу или алгоритмическим предписаниям намного ускоряет процесс формирования навыков и умений и их применения, Поэтому в реальном учебном процессе необходимо оптимально сочетать обучение по образцу с применением знаний в проблемных ситуациях на основе творческого переноса обобщенных способов выполнения действий.
Урок комплексного применения знаний, навыков и умений предполагает выполнение учащимися сложных комплексных заданий, охватывающих знания, навыки и умения по крупным разделам или темам программы. Такие задания учащиеся должны выполнять самостоятельно, но под контролем и при помощи учителя.
Примерная структура урока данного типа:
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
- Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, цели и задач урока. Основным мотивом выполнения конкретного практического задания является осознание учащимися практической значимости тех знаний, навыков и умений, которыми они должны овладеть на уроке или творчески применить их на практике.
- Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необходимо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в несколько измененном виде.
- Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и при помощи учителя. Учащиеся выполняют практическое задание индивидуально, попарно, группами. Учитель при этом наблюдает за учащимися, способами выполнения ими действий, за их сноровкой, старательностью, приходит на помощь, направляя на основе косвенных вопросов и опосредованных заданий их деятельность в нужное русло.
Все это требует от учителя индивидуального подхода к учащимся, дифференциации заданий для самостоятельной работы как на уроках, так и дома. Для тех, например, кто медленно пишет, следует подбирать задания, требующие минимума описательной работы; для неуверенных в своих практических действиях учащихся или тех, кто слабо справляется с вычислительными действиями, к основному заданию предлагаются дополнительные или вспомогательные – более простые по содержанию и числовым данным, которые косвенным образом помогут учащимся найти правильный способ решения задачи.
5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы, Выполнив задание, учащиеся тщательно анализируют полученные результаты, систематизируют их и отображают в виде таблиц, графиков, диаграмм, обобщают и формулируют выводы, фиксируют их в тетради в виде сжатого письменного, иногда и графического отчета.
6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
7. Итоги урока и домашнее задание.
4. Структура урока обобщения и систематизации знаний.
На уроках обобщающего повторения или уроках обобщения и систематизации, которые проводятся после изучения важнейших разделов программы, в учебном материале выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи науки, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их системы и наиболее общие закономерности.
В уроке обобщения и систематизации можно выделить следующие структурные звенья:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. Данному этапу урока наиболее соответствуют следующие методы и приемы обучения: беседа, демонстрация наглядности, анализ таблиц, графиков, проведение практических работ. Распространено составление учащимися сравнительных таблиц по предварительно разработанной схеме-инструкции, в которой сформулирована последовательность выполнения задания на сравнение и обобщение.
В процессе обобщения и систематизации важное значение имеет предупреждение ошибок в знаниях учащихся и своевременное их исправление.
Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий. Обобщение учащимися фактического материала является важным, но не основным этапом и не единственной целью уроков обобщения и систематизации знаний. На них необходим постепенный переход от частных ко все более широким обобщениям. Чем шире обобщения, тем меньшую роль играют натуральные объекты и тем большее значение приобретает речь, абстрактное мышление учащихся и применение различного характера моделей предметов и явлений.
Одним из наиболее распространенных методов обобщения и систематизации является беседа. Она может дать желаемый успех, если тема не очень большая и учащиеся предварительно хорошо подготовятся к уроку – все до единого, быстро и правильно будут отвечать на вопросы учителя, поставленные в четкой логической последовательности.
Средством обобщения и систематизации является и самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке. При этом могут применяться различные приемы работы с текстом: чтение и составление простого и распространенного плана, тезисов, конспекта, сравнение предметов, процессов, фактов, понятий. Текст учебника можно анализировать отдельными частями, останавливаясь на тех, которые могут помочь найти ответ на обобщающие вопросы. Работа с учебником сочетается с рассматриванием обобщающих таблиц, диаграмм, графиков, схематических рисунков.
Предварительно разработанные задания для учащихся способствуют обобщению наиболее фундаментальных фактов, анализу необходимого материала, его систематизации и широкому обобщению. Письменные задания при этом, несомненно, занимают много времени, но они заставляют учащихся напрягать память, анализировать, обобщать и синтезировать, аргументировать выводы и кратко их фиксировать.
5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Знания, навыки и умения проверяются на разных этапах учебного процесса. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятий для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.
В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того, чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применения их на практике. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет учебный материал.
После изучения отдельных разделов программы учитель комплексно проверяет знания, навыки и умения, усвоенные в течение определенного периода. Эта проверка проводится на отдельных уроках контроля и коррекции. Выявив пробелы в знаниях, навыках и умениях отдельных учащихся или класса в целом, учитель намечает способы их ликвидации.
Проверка знаний, навыков и умений в конце изучаемой темы или в конце изучения учебного курса помогает выявить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений. Эта проверка осуществляется на отдельных уроках, зачетных занятиях, переводных и выпускных экзаменах.
Определяя структуру урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний, навыков и умений. Структура урока этого типа будет примерно следующей:
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока. 1) Показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений. 2) Сообщение о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформлении результатов самостоятельной работы.
2. Проверка знания учащимися фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. 1) Устная фронтальная беседа. 2) Устный индивидуальный опрос.
3. Проверка знания учащимися основных понятий (законов) и умений объяснить их сущность, приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям и примеры. 1) Письменная работа (в течение 8-10 минут). 2) Индивидуальный опрос.
4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени обобщения их. 1) Письменный опрос. 2) Самостоятельное составление или заполнение обобщающих таблиц.
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях. Письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных).
6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях. 1) Выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия. 2) Выполнение комплексных творческих практических заданий.
7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.
6. Заключение.
На уроках всех типов необходимо направлять волевые и умственные силы учащихся на глубокое понимание учебного материала, осмысление внутренних объективных связей и отношений в предметах и явлениях, обобщение и систематизацию знаний и их творческое применение в условиях, приближенных к жизненным.
Рассмотренные типы уроков основаны на прочно установившихся в педагогике идеях о единстве обучения, воспитания и развития детей и охватывают различные цели учебного процесса: глубокое и прочное усвоение учащимися знаний, навыков и умений и комплексное творческое их применение, обобщение и систематизация знаний, проверка успеваемости учащихся и коррекция их учебно-познавательной деятельности учителем.
При разработке примерных структур каждого типа уроков исходными являются логика и психолого-педагогические закономерности того процесса, который осуществляется на уроке того или иного типа.
Планирование работы и организация занятий по данной системе позволяет добиваться более высоких результатов в усвоении учащимися знаний, навыков и умений.