Цели:
- закрепить знания учащихся о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова; уточнить знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- формировать умение на практике применять правила; развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения; обогатить словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
- развивать положительное отношение к учёбе;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.
Оборудование:
- плакат с изображением корабля;
- раздаточный материал;
- карточки для индивидуальной работы;
- таблица "Парные звонкие - глухие согласные";
- таблица "Безударные гласные в корне слова".
Ход урока
1. Организационный момент.
- Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях учителя школы и родители. На уроке вы будете выполнять различные задания, не забывая о том, что писать нужно красиво и грамотно, внимательно слушать учителя, а самое главное помогать друг другу в трудных ситуациях. Итак, мы отправляемся в опасное, но увлекательное путешествие по океану знаний. Как вы думаете, какой вид транспорта выберем? (Ответы детей)
Правильно ребята. Но это не простой парусный корабль, а легендарная бригантина "Синяя птица (учитель демонстрирует плакат с изображением корабля). Попутного нам ветра!
2. Фронтальная работа с классом. Фонетическая разминка.
- Откройте свои бортовые журналы и сделайте первую запись (запись даты, вида работы).
- Чтобы подняться на борт корабля, нам нужно выполнить задание. Замените звуки буквами. Прочитайте слова и запишите.
[й`ака р`]
[кл`уф]
[й`ош]
[ч`ай`ка]
- Назовите слова, в котором одинаковое количество звуков и букв; звуков больше, чем букв.
- Дайте характеристику каждому звуку этого слова (фонетический разбор). Каким звукам при письме мы не можем доверять и почему? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вы справились с первым заданием, рассаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте бескрайнее море, послушайте звуки волн, которые ударяются о борт нашего корабля, крики чаек (учитель включает звукозапись).
3. Задание - эстафета по рядам. Правописание парных согласных в корне слова.
- Внимание! Мы отвлеклись и расслабились, а перед нами - подводные скалы. Здесь затонуло много кораблей. Наверное, члены экипажей были невнимательны на уроках или не умели дружить. Сможем ли мы благополучно миновать это место? На доске записаны три столбика слов для каждого ряда. Ребята 1 и 2 ряда по очереди выходят к доске и вставляют нужную букву, а ученики 3 ряда должны исправить ошибки. Помните, если вы сомневаетесь в выборе буквы или не знаете какую писать, вы можете вернуться и спросить у своих товарищей (учитель раздаёт мелки и по команде эстафета начинается).
улы:ка | берё:ка | мыжка |
оши..ка | пиро:ки | мяхкий |
ска..ка | рома:ка | снешки |
лебе..ь | голу:ь | крушка |
верблю: | хле: | зарятка |
- Какие способы проверки вы применяли? (Ответы детей)
4. Минутка отдыха.
- Опасность позади. Вы достойно справились с заданием. Можете и отдохнуть. Вставайте со своих мест, выходите на палубу. Подставим лица тёплым лучам солнышка. Вдохнём свежий морской воздух. Почувствуем брызги волн. Так здорово! А теперь возьмите в руки бинокли (имитация) и понаблюдайте за облаками, а теперь - за дельфинами. Посмотрите вперёд. Что это?! Перед вами неизвестный остров! Нужно бросить якорь!
5. Проверка безударных гласных в корне слова.
- К острову мы подплывём на лодках к разным берегам: берег Е и берег И (учитель вывешивает на доску плакаты - см. рисунок 1 - 4). Ученики по очереди подходят к доске и с помощью магнита прикрепляют свою лодочку со словом к нужному берегу.
- Когда все лодочки пристали к берегу, поднялся сильный ветер, и они все перемешались (учитель меняет местами некоторые лодочки). Ребята, в своих бортовых журналах запишите слова правильно, разбив на два столбика.
6. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах, взаимопроверка).
7. Устная работа с классом. Определение частей речи на основе их грамматических значений.
- Жители острова говорят на непонятном для нас языке. Нам потребуются переводчики. У вас на каждой парте лежит лист. Переверните его. Прочитайте текст. Попробуйте догадаться, о чём говорится в тексте.
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А калуша волит:
- О-е-е, о-е-е! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (Л.Петрушевская)
(Ответы детей: история о детёнышах какого-то животного, которые увидели неизвестное насекомое, схватили его и стали есть. Тут прибежала мама детёнышей и предупредила, что насекомое невкусное и даже ядовитое. Детёныши выплюнули насекомое, которое отползло за опушку и с возмущением говорило о бестолковых, глупых детёнышах).
- А теперь укажите части речи выделенных слов.
Сяпалаглаг. Калушасущ. попредл. напушкесущ. исоюз увазилаглаг. Бутявкусущ..
Бутявкасущ. вздребезнуласьглаг., сопритюкнуласьглаг. исоюз усяпалаглаг. спредл. напушкисущ..
8. Работа над правильным употреблением слов в речи.
- На этом острове дети тоже странно разговаривают. Попробуйте разобраться. Исправьте их ошибки. Как сказать правильно?
- я намакаронился (я наелся макарон);
- бежит журчей (бежит ручей);
- никак нитку не могу в иголку вдыркнуть (никак не могу нитку в иголку вдеть);
- яблоко внатёрку (натертое яблоко);
- ну и вопюн (о крикуне, о плаксе);
- трубочка засорилась, а я её высорю (трубочка засорилась, а я её вычищу),
- в лесу была тихота (в лесу была тишина);
- на лодке два гребла (на лодке два весла).
9. Работа с деформированным текстом, выделение главных членов предложения, установление связи между словами.
- Ребята, а теперь давайте научим малышей составлять предложения.
На доске запись: вода чайки над крикливый летать. (Крикливые чайки летают над водой.)
- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи, выпишите словосочетания.
10. Коллективная работа по вариантам. Подбор однокоренных слов.
- Нам пора возвращаться домой. Но ветер попутный не дует. Попробуем подобрать однокоренные слова. Может, это нам поможет?
- 1 вариант: к слову ветер (ветерок, ветрище, ветреный);
- 2 вариант: к слову дом (домик, домище, домашний, домовой).
11. Подведение итогов урока.
- Вот мы благополучно вернулись домой. Я благодарю вас за активную и добросовестную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете, потому что вместе вы - одна дружная команда, и в этом ваша сила. Молодцы!