Цели:
Оборудование: картинки птиц, алфавит, карточки.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
II. Сообщение цели. Введение.
– Сейчас мы совершим экскурсию по учреждениям и предприятиям нашего города. Учреждение – это организация для осуществления определённого рода деятельности. Сначала отправимся в первое учреждение.
– Ребята, отгадайте загадку.
Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.
– Что это (портфель, книги, тетради)
Итак, первое учреждение это школа. В школе учат хорошо и быстро считать и грамотно писать.
III. Устная работа с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Задания из портфеля.
1. Округли числа до десятков. 34; 52; 94; 45
2. Назовите термины при умножении.
3. Замени числа, оканчивающиеся нулем, произведением двух множителей, один из которых 10. 60; 80; 40; 50; 30
4. Прочитайте число 4 279.
- сколько в числе всего единиц, десятков, сотен, единиц тысяч;
- назовите соседей числа (4278 – 4280)
IV. Элементы чистописания.
– В школе учат красиво писать. Напишите число 368. Прочитайте. Пропишите его. Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
V. Объяснение нового материала.
– А в какой школе можно обойтись без нового материала.
Решите выражение: 16 • 30
Как будем умножать?
16 • 30 = 16 • (3 • 10) = 16 • 3 • 10 = 48 • 10 = 480.
243 • 20 = 243 • 2 • 10 = 4860
Сможете ли вы выполнить умножение устно?
Если устно вычислить трудно, то данное выражение нужно записать в столбик.
VI. Сообщение темы.
– Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
– Как же нужно записать? Ваши предложения.
- Второй множитель нужно подписывать под первым так, чтобы нули были справа от цифры.
- Выполняем умножение, не обращая внимание на нули.
- Подсчитываем количество нулей в обоих множителях и нули приписываем к произведению.
VII. Физминутка.
А сейчас, ребята, пришло время немножко отдохнуть.
Все захлопали в ладоши –
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручка,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
IX. Закрепление пройденного.
С. 9 № 41 (Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса 2 часть – М.: Просвещение, 2007).
Работаем у доски.
– Ну а в какой школе не работают над закреплением пройденного материала?
Вывод: Чтобы найти произведение круглых чисел надо выполнить умножение не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько их содержится в обоих множителях.
X. Самостоятельная работа.
В школе нужно проверить, как вы поняли материал. Решать нужно самостоятельно.
Проверяем.
XI. Решение задачи.
Отгадайте загадку.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.
Кто это? (Пчелы)
Правильно. Ребята, теперь мы с вами оказались в аптеке.
– Когда вы простываете, то лечитесь прежде всего чем? (Медом). В некоторые лекарства, мази добавляют мед. Сейчас мы с вами решим задачу и узнаем, сколько же меда можно получить с одной пасеки за лето.
С.9 №42 (Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса 2 часть – М.: Просвещение, 2007.) Решение у доски.
Ответ: 1920 килограммов меда собрали с одной пасеки за лето.
XII. Физминутка.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит стук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
(Дети постукивают подушечками пальцев по столу)
XIII. Арифметический диктант.
Отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)
А сейчас мы отправимся в общество охраны природы. Там есть отдел, который занимается экологией нашего города. Сейчас в городе благоприятная ситуация по экологии. Но мы всегда должны заботиться о зверях и птицах.
– Какое сейчас время года?
– Каких зимующих птиц вы знаете?
Этим птичкам мы должны помогать.
– Как мы заботимся о птицах.
Сейчас арифметический диктант. Вы должны записать цифрами то, что я буду говорить.
Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых.
– Напишите предыдущее число.
Грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц.
– Напишите последующее число.
Ласточка за лето ловит до 1000000 мошек и комаров.
Одна сова за лето убивает 1012 полевок, которые способны уничтожить около 1 тонны зерна.
– Переведите тонны в центнеры.
Проверяем:
6000, 5999, 8000, 8001, 1000000, 1012, 10 ц.
– Какую пользу приносят птицы?
(Птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу).
Вывод: за то, что вы старались и хорошо работали, птицы подарят вам свои песни, радость и красоту летом. А нам с вами следует на забывать и заботиться о наших пернатых друзьях.
XIV. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились. Чему же вы, ребята, научились на уроке? (Решать задачи, выражения, работать над арифметическим диктантом).
Правильно. Вы выполнили много сложных заданий. Как вы думаете, какое задание было самым главным? (Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями)
– Всё ли было понятно при объяснении нового материала.
– При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
Посмотрите на данное выражение:
– Правильно решено? (Нет)
– Какая ошибка допущена? (В произведении при умножении десятков вместо 4 должно быть 6)
– Правильно решено? (Нет)
– Какая ошибка допущена? (Не хватает еще одного 0)
– Как должен выглядеть ответ?
Вывод: как же нужно умножать на числа, запись которых оканчивается нулями? Что нужно знать, чтобы правильно умножать?
XV. Задание на дом.
С.9 №47, 45 (Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса 2 часть – М.: Просвещение, 2007.)
XVI. Оценки за урок.
Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными.
Спасибо за хорошую работу.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Приложение (карточки)