Цель урока: Обобщить знания учащихся о обозначении мягкости согласных в конце и в середине слова.
Задачи:
- уточнить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков;
- развивать умение обозначать на письме мягкий согласный звук в конце слова;
- развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью букв;
- развивать умение проводить звукобуквенный анализ слова, сравнивать слова;
- воспитывать аккуратность в записи, внимательность на уроке.
Оборудование: картинки, таблички с загадками.
Урок по русскому языку на тему: “Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Закрепление”, сориентирован на 2 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и коррекция.
- Какое было домашнее задание? Какое слово с мягким знаком вписали? (Упражнение №151, стр.87.)
- Какие слоги дописали, чтобы получилось слово? (Упражнение №152, стр.87).
3. Подготовка к основному этапу занятия.
- На прошлом уроке мы изучали тему: ”Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова”. Сегодня мы будем закреплять полученные знания. Сообщается тема урока, становятся учебные задачи.
Запись в тетради: число, классная работа. Чистописание. (Учитель следит за правильной посадкой и осанкой учеников)
Далее словарный диктант:
Весело, ребята, скоро, быстро, собака, дежурный, петух, одежда.
Задание: В словах под гласными буквами поставить точку.
4. Усвоение знаний и способов действий.
Запись на доске:
Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
- Прочтите написанные слова. Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (По количеству слогов и по местонахождению мягкого знака в слове)
- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения мягкого знака и запишите каждую с новой строки.
- Какое место занимает мягкий знак в словах первой строки? (Мягкий знак стоит в конце слова после согласной)
- Какова роль мягкого знака в этом случае? (Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко)
- Какое место занимает мягкий знак в словах второй строки? (Мягкий знак стоит в середине слова между двумя согласными)
Работа проводится по вариантам.
- В каком случае согласный произносится мягко? (Мягко произносится согласный, который стоит перед мягким знаком)
- Какова роль мягкого знака во втором случае? (Мягкий знак, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)
Вопрос классу:
- Какой вывод можно сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине между двумя согласными показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)
5. Первичная проверка понимания.
Физкультминутка с заданием:
- Я буду произносить слова. Если звучит слово с мягким знаком в конце слова, вы приседайте, если в середине слова между двумя согласными, вы топайте ножками, если слово без мягкого знака – хлопайте в ладошки.
Слова: пень, мельник, палка, соль, пилка, борьба, мел, коньки, тень, писать, пальчик, зорька, карась.
6. Закрепление знаний и способов действий.
а) Допишите подходящие по смыслу слова с мягким знаком.
Жаркие… Маленький… Указательный…
б) Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, а дети, услышав слова с мягким знаком, должны хлопнуть в ладоши.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест.
Учащиеся выписывают в тетрадь слова с мягким знаком, подчеркивая его карандашом. (Фронтальная работа)
7. Обобщение и систематизация знаний.
а)- Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет, подчеркните мягкие согласные. (Самостоятельная работа)
Запись на доске: Медведи, журавли, кони, тополя, буквари.
Учитель показывает картинки, учащиеся работают в тетрадях. (Можно использовать взаимопроверку, поменяться тетрадями)
б) Спишите слова в три столбика. Подчеркните согласные, обозначающие мягкий звук.
Запись на доске:
Гусь, карась, окунь, линь, поползень, олень, снегирь, медведь. (Проверка тремя учащимися)
8. Контроль и самопроверка знаний.
а) Самостоятельная работа над упражнением 156 на стр.90. (Списать слова и подчеркнуть мягкий знак – 13 слов)
б) Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Одну меня не съешь никогда,
А без меня – невкусная еда. (Соль)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей зимой,
А летом с бритой головой. (Тень)
- Какое слово здесь лишнее? Почему?
Каждый отвечающий выходит и записывает свое слово, (либо фронтальная проверка с использованием комментированного письма), потом учащиеся подчеркивают лишнее слово. (Гусь, так как оно обозначает одушевленный предмет, а остальные слова – неодушевленные предметы)
Выполняется звукобуквенный разбор слова “гусь”.
- Составьте предложения со словом “гусь”. (Фронтальная работа)
9. Подведение итогов занятия.
- Чем мы с вами занимались на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Где может стоять мягкий знак? Для чего он нужен в словах?
10. Рефлексия.
Учитель выставляет оценки за урок, делает акцент на то, кто и как трудился.
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
№ 154 на стр.89.
Разделить текст на части. Записать его, соблюдая красную строку.