Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Обобщить знания учащихся о обозначении мягкости согласных в конце и в середине слова.

Задачи:

- уточнить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков;

- развивать умение обозначать на письме мягкий согласный звук в конце слова;

- развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью букв;

- развивать умение проводить звукобуквенный анализ слова, сравнивать слова;

- воспитывать аккуратность в записи, внимательность на уроке.

Оборудование: картинки, таблички с загадками.

Урок по русскому языку на тему: “Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Закрепление”, сориентирован на 2 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и коррекция.

- Какое было домашнее задание? Какое слово с мягким знаком вписали? (Упражнение №151, стр.87.)

- Какие слоги дописали, чтобы получилось слово? (Упражнение №152, стр.87).

3. Подготовка к основному этапу занятия.

- На прошлом уроке мы изучали тему: ”Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова”. Сегодня мы будем закреплять полученные знания. Сообщается тема урока, становятся учебные задачи.

Запись в тетради: число, классная работа. Чистописание. (Учитель следит за правильной посадкой и осанкой учеников)

Далее словарный диктант:

Весело, ребята, скоро, быстро, собака, дежурный, петух, одежда.

Задание: В словах под гласными буквами поставить точку.

4. Усвоение знаний и способов действий.

Запись на доске:

Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Прочтите написанные слова. Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (По количеству слогов и по местонахождению мягкого знака в слове)

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения мягкого знака и запишите каждую с новой строки.

- Какое место занимает мягкий знак в словах первой строки? (Мягкий знак стоит в конце слова после согласной)

- Какова роль мягкого знака в этом случае? (Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко)

- Какое место занимает мягкий знак в словах второй строки? (Мягкий знак стоит в середине слова между двумя согласными)

Работа проводится по вариантам.

- В каком случае согласный произносится мягко? (Мягко произносится согласный, который стоит перед мягким знаком)

- Какова роль мягкого знака во втором случае? (Мягкий знак, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)

Вопрос классу:

- Какой вывод можно сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине между двумя согласными показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)

5. Первичная проверка понимания.

Физкультминутка с заданием:

- Я буду произносить слова. Если звучит слово с мягким знаком в конце слова, вы приседайте, если в середине слова между двумя согласными, вы топайте ножками, если слово без мягкого знака – хлопайте в ладошки.

Слова: пень, мельник, палка, соль, пилка, борьба, мел, коньки, тень, писать, пальчик, зорька, карась.

6. Закрепление знаний и способов действий.

а) Допишите подходящие по смыслу слова с мягким знаком.

Жаркие… Маленький… Указательный…

б) Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, а дети, услышав слова с мягким знаком, должны хлопнуть в ладоши.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест.

Учащиеся выписывают в тетрадь слова с мягким знаком, подчеркивая его карандашом. (Фронтальная работа)

7. Обобщение и систематизация знаний.

а)- Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет, подчеркните мягкие согласные. (Самостоятельная работа)

Запись на доске: Медведи, журавли, кони, тополя, буквари.

Учитель показывает картинки, учащиеся работают в тетрадях. (Можно использовать взаимопроверку, поменяться тетрадями)

б) Спишите слова в три столбика. Подчеркните согласные, обозначающие мягкий звук.

Запись на доске:

Гусь, карась, окунь, линь, поползень, олень, снегирь, медведь. (Проверка тремя учащимися)

8. Контроль и самопроверка знаний.

а) Самостоятельная работа над упражнением 156 на стр.90. (Списать слова и подчеркнуть мягкий знак – 13 слов)

б) Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Одну меня не съешь никогда,
А без меня – невкусная еда. (Соль)

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)

Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей зимой,
А летом с бритой головой. (Тень)

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

Каждый отвечающий выходит и записывает свое слово, (либо фронтальная проверка с использованием комментированного письма), потом учащиеся подчеркивают лишнее слово. (Гусь, так как оно обозначает одушевленный предмет, а остальные слова – неодушевленные предметы)

Выполняется звукобуквенный разбор слова “гусь”.

- Составьте предложения со словом “гусь”. (Фронтальная работа)

9. Подведение итогов занятия.

- Чем мы с вами занимались на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Где может стоять мягкий знак? Для чего он нужен в словах?

10. Рефлексия.

Учитель выставляет оценки за урок, делает акцент на то, кто и как трудился.

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

№ 154 на стр.89.

Разделить текст на части. Записать его, соблюдая красную строку.