Цель урока: сформировать представление о целостной картине мира на примере вещества воды, осуществив интеграцию знаний учащихся, полученных в курсах физики, химии и биологии.
Задачи урока:
- Образовательные: усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о строении и функциях воды на всех уровнях организации живого.
- Развивающие: совершенствование надпредметных умений сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; переводить информацию в графический вид (таблицу), постановки и решения проблем; оперировать понятиями и связывать с ранее полученными знаниями в курсах ботаники, зоологии, анатомии; рассуждать по аналогии, развивать память, произвольное внимание.
- Воспитательные: развивать интерес к окружающим явлениям, умение работать в парах и в коллективе, вести диалог, слушать товарищей, оценивать себя и других, формировать культуру речи.
Планируемые результаты: умение характеризовать функции вещества на основе строения и свойств; обобщение полученных знаний о функциях воды на разных уровнях организации живого в форме таблицы.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, показ иллюстраций, презентации, индивидуальная работа с текстом, контроль знаний.
Формы организации учебной деятельности: работа в парах (составление обобщающей таблицы), индивидуальная, фронтальная, эксперимент.
Оборудование: фотографии, компьютер, мультимедийный проектор, на столах учащихся раздаточный материал для урока, демонстрационные опыты.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.): поздороваться, представиться детям.
Введение (5 мин.):
Вода – самое распространенное и удивительное на Земле вещество (например, расширяется при охлаждении, замерзает уже при 0 0С, кипит при 100 0С, выполняет множество функций и даже может хранить информацию). Ею заполнены океаны, моря, озера и реки; пары воды входят и в состав воздуха. Вода содержится в клетках всех живых организмов (животных, растений, грибов, бактерий) в значительных количествах: организме млекопитающих массовая доля воды составляет примерно 70%, а в огурцах и арбузах ее около 90%, в костях человека – 45 %, а в мозге до 90 %.
Цели урока: почему воды больше всего в составе живых организмов? Почему вода покрывает большую часть суши? Как вода сохраняет информацию? На эти вопросы нам с вами предстоит ответить в конце урока.
Как будем работать: беседуем, я рассказываю, показываю иллюстрации и схемы (Презентация), в процессе объяснения заполняем пропущенные слова в распечатках (Приложение 1). В конце урока я проконтролирую, как вы меня поняли. Мы заполним обобщающую таблицу, а я оценю ваши старания.
Демонстрационные опыты:
Опыт № 1:
Цель опыта: доказать растворимость веществ в воде.
Ход опыта: насыпать в колбу с водой соль или сахар. Размешать.
Результат: соль (сахар) полностью растворились.
Вывод: вода – хороший растворитель.
Опыт № 2
Цель опыта: доказать способность воды передвигаться по сосудам стебля за счет корневого давления и присасывающей силы испарения.
Ход опыта: поставить на сутки укоренившийся побег бальзамина в раствор чернил.
Результат: стебель и некоторые листья бальзамина окрасились в синий цвет.
Вывод: вода передвигается по сосудам стебля за счет сил сцепления между молекулами при помощи корневого давления и присасывающей силы испарения..
Опыт № 3:
Цель опыта: доказать способность воды двигаться в область меньшей концентрации растворителя.
Ход опыта: в две чашки Петри поместить одинаковые кусочки картофеля. В одну чашку налить воду, в другую – концентрированный раствор соли.
Результат: картофель в простой воде набух, а в концентрированном растворе соли сморщился.
Вывод: молекулы воды двигаются в область меньшей концентрации растворителя.
Объяснение нового материала (20 мин.):
Проводится в форме беседы. Изучаем вещества по определенному плану (пишу на доске): строение – свойства – функции на системных уровнях организации живого.
Строение молекулы и межмолекулярные связи | Свойства |
---|---|
Молекула воды имеет угловую форму: атомы водорода по отношению к кислороду образуют угол, равный примерно 105 0. Поэтому молекула воды – диполь: та часть молекулы, где находится водород, заряжена положительно, а часть, где находится кислород – отрицательно. |
Вода – хороший растворитель. Растворы образуются путем взаимодействия растворенного вещества с частицами растворителя. Процесс растворения твердых веществ в жидкостях можно представить так: под влиянием растворителя от поверхности твердого вещества постепенно отрываются отдельные ионы или молекулы и равномерно распределяются по всему объему растворителя. |
|
Вода – реагент в реакциях гидролиза (разрушение сложных химических веществ под действием воды до более простых с новыми свойствами) и ряде других реакций |
Водородные связи между молекулами воды |
Растворы ряда веществ образуются за счет водородных связей между веществом и молекулами растворителя (сахара, газы) |
Водородных связей много, поэтому необходимо много энергии для их разрыва.
|
Вода обладает хорошей теплопроводностью и большой теплоемкостью. Вода медленно нагревается и медленно остывает. |
Водородные связи слабые |
Молекулы воды подвижны относительно друг друга |
Силы межмолекулярного сцепления образуют пространства между молекулами |
Вода практически не сжимается |
Образование водородных связей между молекулами воды и других веществ |
Вода характеризуется оптимальным для биологических систем значением силы поверхностного натяжения, текучесть воды Опыт № 2 |
Вода замерзает при 0 0С, при замерзании образуется много водородных связей, возникают пространства между молекулами |
Максимальная плотность воды при 4 С° равна 1 г/см3, лед имеет меньшую плотность, и всплывает на ее поверхность. |
Функции на системных уровнях организации живого |
---|
Вода обеспечивает диффузию - пассивный транспорт веществ в клетку и из нее в область меньшей концентрации (осмос) и пиноцитоз, а также транспорт веществ из клетки. |
|
Гидрофильные вещества проникают внутрь клетки. |
Вода – терморегулятор. |
«Смазочный материал» в суставах, плевральной полости и околосердечной сумке. |
|
Капиллярный кровоток, движение веществ в капиллярах почвы, восходящий и нисходящий ток растворов в растениях. |
Лед защищает водоемы от промерзания. |
Вода может хранить информацию (Приложение 2).
Закрепление (13 мин.):
Биологические задачи:
- Показать синюю или зеленую хризантему. Как создают такие растения? Являются ли они результатом селекционной работы?
- Почему кожа на пальцах при длительном купании сморщивается?
- Почему сморщивается яблоко, лежащее в тепле?
Разделить класс на три группы (по рядам). Первая группа выписывает в тетрадь функции воды на уровне живой клетки. Вторая группа – на уровне живого организма. Третья группа – на уровне экосистем и биосферы. В конце работы оценить себя по количеству найденных функций. Работа ведется по парам.
Функции воды
В живой клетке | В живом организме | В экосистемах и биосфере |
---|---|---|
1. Транспорт веществ в клетке. |
1. Охлаждение организмов. |
1. Дыхание и фотосинтез водных организмов. |
2. Основная среда всех биохимических процессов. |
2. «Смазочный материал» в суставе, плевральной полости, околосердечной сумке, глазном яблоке. |
2. Регуляция температуры на планете. |
3. Участвует в ряде химических реакций. |
3. Гидростатический скелет. |
3. Благоприятная среда обитания для живых организмов. |
4. Сохранение структуры клетки. |
4. Защита плода млекопитающих. |
4. Защита водоемов от промерзания. |
5. Тургорное давление. |
5. Капиллярный кровоток, нисходящий и восходящий ток в растениях. |
5. Часть среды обитания животных. |
|
|
6. Подъем почвенных растворов по капиллярам почвы. |
Подведение итогов урока, оценка работы (2 мин.)
Словарик (Приложение 2)