Цель: Формировать умение восстанавливать деформированный текст, выявлять главную мысль и признаки связного текста.
Ход урока
1. Выяснение понимания прочитанного.
На доске записан текст.
Лиса
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
Задание.
- Прочитайте текст целыми совами.
- Подумайте, подходит ли заглавие к содержанию текста. Докажите.
Вопросы по содержанию текста:
- О ком здесь рассказывается?
- Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? (Прочитать.)
- Что случилось потом? (Прочитать следующие 2 предложения.)
- Чем всё кончилось? (Прочитать последнее предложение.)
- Соответствует ли заглавие содержанию текста? Подходит ли оно к каждому предложению?
- Какой же случай произошёл с лисой?
- Как вы думаете, почему лиса побежала на запах?
- Можно ли рассказ озаглавить “Случай в лесу” или “Неудача”? Докажите.
2. Дополнение текста предложениями и редактирование текста.
На доске записаны предложения: Лес был густой. Лиса была голодна.
Задание и вопросы:
- Прочитать предложения и выбрать то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа.
- Поможет ли это предложение лучше понять смысл рассказа?
- Где его нужно вставить?
- Почему другое предложение не подходит?
- Прочитайте дополненный текст.
- Какими словами-синонимами нужно заменить слово лиса , чтобы оно не повторялось несколько раз? (Она, рыжая, плутовка.)
Текст на доске редактируется:
Лиса
Шла лиса по лесу. Она была голодна. Вдруг рыжая почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
3. Упражнение в понимании целостности связного текста.
- Что будет, если текст прочитать без первых двух предложений? (Рассказ без начала, неполный, непонятно с чего всё начинается.)
- А что будет, если убрать третье предложение? (Нарушится смысловая связь, текст станет неполным и непонятным.)
- А если убрать последнее? (У рассказа не будет концовки.)
- Какой же можно сделать вывод? (В рассказе все предложения важны, они связаны друг с другом.)
4. Восстановление деформированного текста.
На листочках у детей написаны предложения:
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала лиса на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
Задание и вопросы:
- Прочитайте предложения.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Нарушилась связь. Текст рассыпался.)
- Найдите заглавие. Оно новое. Прочитайте. Докажите, что оно подходит к содержанию.
- Как восстановить порядок предложений? (Вспомнить текст и сказать, что было сначала, что потом, чем закончилась история.)
4. Самостоятельное восстановление текста.
- Восстановите текст, запишите его, начав с заглавия. Для этого вспомните правила написания предложений в тексте.
5. Самопроверка написанного текста.
6. Итог урока.
- Вспомните все свои действия на уроке и скажите, что необходимо делать, чтобы понять и восстановить текст.
Учитель собирает письменные работы, на следующем уроке оглашаются результаты, выполняется работа над ошибками.