Урок развития речи во 2-м классе "Выделение признаков связного текста. Восстановление деформированного текста"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать умение восстанавливать деформированный текст, выявлять главную мысль и признаки связного текста.

Ход урока

1. Выяснение понимания прочитанного.

На доске записан текст.

    Лиса

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!

Задание.

- Прочитайте текст целыми совами.

- Подумайте, подходит ли заглавие к содержанию текста. Докажите.

Вопросы по содержанию текста:

- О ком здесь рассказывается?

- Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? (Прочитать.)

- Что случилось потом? (Прочитать следующие 2 предложения.)

- Чем всё кончилось? (Прочитать последнее предложение.)

- Соответствует ли заглавие содержанию текста? Подходит ли оно к каждому предложению?

- Какой же случай произошёл с лисой?

- Как вы думаете, почему лиса побежала на запах?

- Можно ли рассказ озаглавить “Случай в лесу” или “Неудача”? Докажите.

2. Дополнение текста предложениями и редактирование текста.

На доске записаны предложения: Лес был густой. Лиса была голодна.

Задание и вопросы:

- Прочитать предложения и выбрать то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа.

- Поможет ли это предложение лучше понять смысл рассказа?

- Где его нужно вставить?

- Почему другое предложение не подходит?

- Прочитайте дополненный текст.

- Какими словами-синонимами нужно заменить слово лиса , чтобы оно не повторялось несколько раз? (Она, рыжая, плутовка.)

Текст на доске редактируется:

    Лиса

Шла лиса по лесу. Она была голодна. Вдруг рыжая почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!

3. Упражнение в понимании целостности связного текста.

- Что будет, если текст прочитать без первых двух предложений? (Рассказ без начала, неполный, непонятно с чего всё начинается.)

- А что будет, если убрать третье предложение? (Нарушится смысловая связь, текст станет неполным и непонятным.)

- А если убрать последнее? (У рассказа не будет концовки.)

- Какой же можно сделать вывод? (В рассказе все предложения важны, они связаны друг с другом.)

4. Восстановление деформированного текста.

На листочках у детей написаны предложения:

А капкан цап беднягу за лапу!

Шла лиса по лесу.

Побежала лиса на запах.

Полакомилась!

Вдруг рыжая почуяла запах мяса.

Она была голодна.

Задание и вопросы:

- Прочитайте предложения.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Нарушилась связь. Текст рассыпался.)

- Найдите заглавие. Оно новое. Прочитайте. Докажите, что оно подходит к содержанию.

- Как восстановить порядок предложений? (Вспомнить текст и сказать, что было сначала, что потом, чем закончилась история.)

4. Самостоятельное восстановление текста.

- Восстановите текст, запишите его, начав с заглавия. Для этого вспомните правила написания предложений в тексте.

5. Самопроверка написанного текста.

6. Итог урока.

- Вспомните все свои действия на уроке и скажите, что необходимо делать, чтобы понять и восстановить текст.

Учитель собирает письменные работы, на следующем уроке оглашаются результаты, выполняется работа над ошибками.