Цели:
Образовательные:
- обобщить знания о предложениях, разных по цели высказывания, об их оформлении на письме;
- формировать умение распознавать предложения по цели высказывания и употреблять в речи;
- активизировать знания учащихся по теме полученные в 3 классе.
Воспитательные:
- формировать интерес к урокам русского языка
- воспитывать аккуратность, чёткость, внимательность в работе.
Развивающие:
- развивать навыки правильной логической речи;
- развивать память,
- формировать орфографическую зоркость.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку. Поприветствовать гостей.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
- Что мы говорим?
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
- Как узнаём его в устной речи?
- Как узнаём его в письменной речи?
Сегодня мы повторяем тему:
"Виды предложений по цели высказывания". (тема на доске)
III. Наблюдение над предложениями разными по цели высказывания.
1. - Прочитайте то, что на доске:
Гости пришли
- Можно ли эту запись назвать предложением?
- Почему?
- Почему не поставила знак в конце?
- Прочитайте с разной интонацией.
Гости пришли.
- Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения?
Гости пришли!
- Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения?
Гости пришли?
- Какое предложение по цели высказывания? Какой знак в конце предложения?
2. Вспомним наших друзей из 3 класса (а вспомнить помогут Ева, Даша и Марк)
Дети читают стихи и показывают иллюстрации знаков.
Точку ставим в конце фраз иль
Окончив свой рассказ.
Разные вопросы задаю я всем: Где? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Ребята! В предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Не зря я от рождения противник тишины.
Где я, те предложения с особым выражением Произносить должны!
3. Спасибо. А теперь составить целое правило, используя его части на доске:
- сообщает о чём - либо повествовательное, в конце "."
- содержится вопрос вопросительное, в конце "?"
- сдержится совет, призыв побудительное, в конце "!"
4. Итак, вспомнили правило, составили на доске, ещё раз скажите, какие бывают предложения по цели высказывания? (вывесить плакат)
IV. Упражнения в распознавании и правильном произношении побудительного, повествовательного и вопросительного предложений.
1. Обратимся к другим друзьям - тетрадям.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою!
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Сначала, как всегда, минутка чистописания. В начале урока мы говорили, что речь состоит из предложений. Проговорим вместе слово "предложение". Какой звук слышим в начале этого слова? Сейчас вспомним написание большой буквы П и строчной п.
- письмо в воздухе, письмо в тетрадях.
2. Произнесём орфографически ещё раз слово "предложение"
Напишем два раза, поставим ударение, подчеркнём безударные гласные.
3. А теперь напишите посередине тему урока "Виды предложений"
4. Откройте учебники на странице 5, упражнение № 5. Прочитайте.
- Что прочитали?
- Докажите, что это текст?
- Какие предложения по цели высказывания?
- Каких нет предложений по цели высказывания?
- Придумайте побудительное предложение, связанное с текстом по смыслу. Запишите его в тетрадях.
5. Откройте страницу 6, упражнение № 6. Прочитайте текст.
- Какие предложения по цели высказывания?
- Какого нет предложения по цели высказывания?
- Какие предложения бывают по интонации?
- Прочитайте правило.
- Какое по интонации последнее предложение?
6. А сейчас списываем текст под диктовку цепочкой. Комментированное письмо.
V. Физминутка.
А теперь все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Мы много ходили (дети шагают)
Мы много бегали (бег на месте)
Мы много прыгали (прыжки)
Встречались с друзьями (изображают радость)
Расставались с друзьями (изображают печаль)
И вернулись в любимый город, домой (вдох - выдох)
VI. Упражнения на закрепление пройденного материала.
На доске: Земля - наш дом родной сохраним природу на планете вы готовы
- Прочитайте текст. Сколько получилось предложений? Прочитайте первое. Какое оно по цели высказывания? Докажите.
Как понимаете значение слова "Земля"?
Прочитайте второе. Какое оно по цели высказывания? Докажите. Почему мы к этому призываем? Этой теме посвящены и ваши рисунки. (1 и 2 кл.), некоторые я поместила на доску в виде небольшой выставки.
Прочитайте 3 предложение. Какое оно по цели высказывания?
Сейчас вы списываете эти предложения, ставя нужный знак. (Правило предложения).
После проверки поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, поставьте оценки.
Проверить 2 работы, поставить отметки.
VII. Итог урока.
1. - Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Расскажите о каждом.
2. У каждого ученика на парте листок со стихотворением. Это не простое стихотворение, а правило, в котором некоторые слова пропущены.
По :::всегда различай предложения:
В повествовательном - ::..,
::::..- в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном - :::, :::.
Эти слова вы видите на экране (графопроектор):
просьба совет цели вопрос сообщение
Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном - сообщение
Вопрос - в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном - просьба, совет.
Сравните с образцом на экране.
VIII. Домашнее задание.
Дома можете выучить это стихотворение или правило из учебника, выполнить упражнение № 7.
Отметки получают ::
Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Самоанализ урока.
Данный урок - один из первых в начале учебного года, урок повторения пройденного, поэтому и задачи ставились соответствующие. Считаю, что цели были достигнуты, дети работали активно, с интересом. Правда, темп урока был чуть замедленней, чем обычно, объясняется это началом учебного года: многие дети мысленно ещё на отдыхе, да и руки отвыкли от письма.
Для активизации учащихся использовались разные виды работ: чтение стихов детьми, карточки для составления правила, физминутка, взаимопроверка тетрадей. Дети сами формулировали правила в традиционной форме и в форме стихотворения. Проводилась словарная работа, дети писали под диктовку своих одноклассников - это активизировало их интерес и внимание.
Можно было бы включить больше индивидуальных заданий, чтобы каждый ребёнок хоть раз, но ответил на уроке. Сложность в том, что в классе появились три новых мальчика, которые ещё не освоились в классе, да и другим детям надо время, чтобы войти в учебный ритм.
В целом, я довольна проведённым уроком и работой учащихся.