Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Образовательные:

  • обобщить знания о предложениях, разных по цели высказывания, об их оформлении на письме;
  • формировать умение распознавать предложения по цели высказывания и употреблять в речи;
  • активизировать знания учащихся по теме полученные в 3 классе.

Воспитательные:

  • формировать интерес к урокам русского языка
  • воспитывать аккуратность, чёткость, внимательность в работе.

Развивающие:

  • развивать навыки правильной логической речи;
  • развивать память,
  • формировать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. Поприветствовать гостей.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

- Что мы говорим?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?

- Как узнаём его в устной речи?

- Как узнаём его в письменной речи?

Сегодня мы повторяем тему:

"Виды предложений по цели высказывания". (тема на доске)

III. Наблюдение над предложениями разными по цели высказывания.

1. - Прочитайте то, что на доске:

Гости пришли

- Можно ли эту запись назвать предложением?

- Почему?

- Почему не поставила знак в конце?

- Прочитайте с разной интонацией.

Гости пришли.

- Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения?

Гости пришли!

- Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения?

Гости пришли?

- Какое предложение по цели высказывания? Какой знак в конце предложения?

2. Вспомним наших друзей из 3 класса (а вспомнить помогут Ева, Даша и Марк)

Дети читают стихи и показывают иллюстрации знаков.

Точку ставим в конце фраз иль
Окончив свой рассказ.

Разные вопросы задаю я всем: Где? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

 

Ребята! В предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Не зря я от рождения противник тишины.
Где я, те предложения с особым выражением Произносить должны!

 

3. Спасибо. А теперь составить целое правило, используя его части на доске:

  • сообщает о чём - либо повествовательное, в конце "."
  • содержится вопрос вопросительное, в конце "?"
  • сдержится совет, призыв побудительное, в конце "!"

4. Итак, вспомнили правило, составили на доске, ещё раз скажите, какие бывают предложения по цели высказывания? (вывесить плакат)

IV. Упражнения в распознавании и правильном произношении побудительного, повествовательного и вопросительного предложений.

1. Обратимся к другим друзьям - тетрадям.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою!
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Сначала, как всегда, минутка чистописания. В начале урока мы говорили, что речь состоит из предложений. Проговорим вместе слово "предложение". Какой звук слышим в начале этого слова? Сейчас вспомним написание большой буквы П и строчной п.

- письмо в воздухе, письмо в тетрадях.

2. Произнесём орфографически ещё раз слово "предложение"

Напишем два раза, поставим ударение, подчеркнём безударные гласные.

3. А теперь напишите посередине тему урока "Виды предложений"

4. Откройте учебники на странице 5, упражнение № 5. Прочитайте.

- Что прочитали?

- Докажите, что это текст?

- Какие предложения по цели высказывания?

- Каких нет предложений по цели высказывания?

- Придумайте побудительное предложение, связанное с текстом по смыслу. Запишите его в тетрадях.

5. Откройте страницу 6, упражнение № 6. Прочитайте текст.

- Какие предложения по цели высказывания?

- Какого нет предложения по цели высказывания?

- Какие предложения бывают по интонации?

- Прочитайте правило.

- Какое по интонации последнее предложение?

6. А сейчас списываем текст под диктовку цепочкой. Комментированное письмо.

V. Физминутка.

А теперь все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Мы много ходили (дети шагают)
Мы много бегали (бег на месте)
Мы много прыгали (прыжки)
Встречались с друзьями (изображают радость)
Расставались с друзьями (изображают печаль)
И вернулись в любимый город, домой (вдох - выдох)

VI. Упражнения на закрепление пройденного материала.

На доске: Земля - наш дом родной сохраним природу на планете вы готовы

 

- Прочитайте текст. Сколько получилось предложений? Прочитайте первое. Какое оно по цели высказывания? Докажите.

Как понимаете значение слова "Земля"?

Прочитайте второе. Какое оно по цели высказывания? Докажите. Почему мы к этому призываем? Этой теме посвящены и ваши рисунки. (1 и 2 кл.), некоторые я поместила на доску в виде небольшой выставки.

Прочитайте 3 предложение. Какое оно по цели высказывания?

Сейчас вы списываете эти предложения, ставя нужный знак. (Правило предложения).

После проверки поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, поставьте оценки.

Проверить 2 работы, поставить отметки.

VII. Итог урока.

1. - Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Расскажите о каждом.

2. У каждого ученика на парте листок со стихотворением. Это не простое стихотворение, а правило, в котором некоторые слова пропущены.

По :::всегда различай предложения:
В повествовательном - ::..,
::::..- в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном - :::, :::.
Эти слова вы видите на экране (графопроектор):
просьба совет цели вопрос сообщение
Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном - сообщение
Вопрос
- в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном - просьба, совет.

Сравните с образцом на экране.

VIII. Домашнее задание.

Дома можете выучить это стихотворение или правило из учебника, выполнить упражнение № 7.

Отметки получают ::

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Самоанализ урока.

Данный урок - один из первых в начале учебного года, урок повторения пройденного, поэтому и задачи ставились соответствующие. Считаю, что цели были достигнуты, дети работали активно, с интересом. Правда, темп урока был чуть замедленней, чем обычно, объясняется это началом учебного года: многие дети мысленно ещё на отдыхе, да и руки отвыкли от письма.

Для активизации учащихся использовались разные виды работ: чтение стихов детьми, карточки для составления правила, физминутка, взаимопроверка тетрадей. Дети сами формулировали правила в традиционной форме и в форме стихотворения. Проводилась словарная работа, дети писали под диктовку своих одноклассников - это активизировало их интерес и внимание.

Можно было бы включить больше индивидуальных заданий, чтобы каждый ребёнок хоть раз, но ответил на уроке. Сложность в том, что в классе появились три новых мальчика, которые ещё не освоились в классе, да и другим детям надо время, чтобы войти в учебный ритм.

В целом, я довольна проведённым уроком и работой учащихся.