По туристическим тропам Кубани. Эколого-оздоровительное занятие для старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Работа по созданию здоровьесберегающей модели на основе применения личностно-ориентированных технологий, оптимального режима пребывания в детском саду, и оздоровительно-профилактической системы –приоритетное направление деятельности для всего педагогического коллектива МДОУ д. /с. ОВ № 6 города Армавира.
Функционирование нашего учреждения в инновационном режиме обеспечивает интеграцию современных педагогических программ и позволяет инструктору по физической культуре использовать нетрадиционные для детского сада формы оздоровления детей. К условиям организации образовательного процесса мною адаптирован макет программы туристического клуба «Ветерок», по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края. При организации походов, сборов которого, систематизируются знания детей о правилах безопасного поведения в природе, и обязанностях туристов. Что в свою очередь, способствует активному формированию здорового образа жизни, экологическому и патриотическому воспитанию детей.

Программные задачи

  • Оздоровительные:
    • обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, повышение двигательной активности и общей физической выносливости.
  • Воспитательные:
    • формировать интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
    • воспитывать нравственно-волевые качества (дружеские чувства, взаимопомощь, выдержку);
    • систематизировать знания детей об основных нормах и правилах поведения в туристических походах.
  • Образовательные:
    • развить у детей воображение, игровые умения, навыки самостоятельного выполнения заданий, и способствовать приросту и укреплению физических качеств.
    • закреплять элементарные знания о природе родного края, уточнять представления о различных типах местности (луга, болота, лиманы, плавни, реки, леса, горы, склоны, овраги, ущелья.

Словарь: туристические тропы, этапы пути, маршруты, база, снаряжение, привал.

Оборудование: гимнастическая стенка, скамьи, лестницы, канаты, маты, тренажеры, «Карты маршрутов», знаки-ориентиры оповещения опасности, указатели, технические средства.

Предварительная работа:

  • Работа с иллюстрациями к альбомам «Краснодарский край», «Мой город Армавир».
  • Беседы о природе родного края, о нормах поведения туристов в походах.
  • Слушание и разучивание туристических песен о дружбе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Инструктор по физической культуре:

Дети, давайте фантазировать. Представьте, что у нас сегодня необычный день. Мы отправляемся в поход на туристическую базу, которая расположена на реке. Эта река протекает и через наш город. Как она называется? (Кубань, Уруп).
– Туристические базы есть и на реке Кубань и на реке Уруп. На какую турбазу вы хотите идти? Почему? (Ответ детей).
– Вы, знаете, что надо будет преодолеть трудную дорогу пешком. На пути встретятся луга, болота, овраги, леса, горы. Это будет интересное путешествие!
– Вспомните, что нужно подготовить в дорогу, собираясь в туристический поход? (Рюкзак).
– Что, нужно положить в рюкзак? (Щетку, зубную пасту, мыло и т.д.)
– Все эти вещи положите в свой личный рюкзак. Но у нас есть еще и общественный рюкзак, он один на всех. Что должно лежать в общественном рюкзаке? (Аптечка, палатка, котелок, топор, лопатка, вода, спички).
– А еще желательно взять с собой в поход…, что? (Бинокль, фотоаппарат, фоторужье, магнитофон, компас).

Инструктор по физической культуре:

Необходимые вещи собраны, рюкзаки в порядке. Теперь нам необходимо подготовимся самим, и запастись здоровьем для трудного похода.

1. Самомассаж рук и упражнения для рук

  • Потирание ладоней друг о друга.
  • «Замок»
  • соединить ладони вместе, пальцы переплетены:
  • с силой сдавить ладони;
  • наклонить «замок» вправо-влево;
  • вращать «замок» по кругу, по ходу часовой стрелки,
  • вращать «замок» по кругу, против движения часовой стрелки;
  • вывернуть «замок» ладонями вперед, не разъединяя пальцев.
  • вернуть в исходное положение.
  • «Игра на фортепьяно».

2. Упражнения для ног

  • «Легкие ножки» – поочередное потряхивание левой и правой ногой.
  • «Качалочкака» – перекаты стопы вперед-назад (пятка-носок, носок-пятка).
  • «Гармошка» – движения стопы с пятки на носок с перемещением (ноги врозь – ноги вместе).
  • «Ходьба на месте».

3. Дыхательная гимнастика

  • «Задержим дыхание» – вдох на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6 задержка дыхания – выдох.
  • «Руки в стороны» – вдох, обхватить себя за плечи – выдох.
  • «Труба зовет тебя в поход» Вдох – Ту, ту, туту, ту – на выдох

Инструктор по физической культуре:

– Теперь для предупреждения простудных заболеваний выполним несколько упражнений с использованием точечного массажа.

4. Массаж биологически активных точек

1 точка: У основания бровей. Медленные вращательные движения сувеличением давления (улучшает кровообращение лобных отделов мозга и глаз).
2 точка: У основания носа – дыхание становится свободным, проходит насморк, улучшается обоняние).
3 точка: Середина подбородка — (вывинчивание) – (нормализует деятельность всех внутренних органов и систем организма).
4 точка: У мочек уха (воздействует на слух, поддерживает равновесие).
5 точка: Между ключицами – повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Инструктор по физической культуре:

– Все здоровы? Можно отправляться в путь. Надевайте рюкзаки (имитация движений), помогайте друг, другу.
– Вспомните «Правила туристов», правило построения и поведения в пути. Как нужно идти в поход? (Друг за другом)

Инструктор по физической культуре:

Почему? Кто идет впереди? (Ведущий, за ним младшие дети и девочки).
Кто замыкает колонну? (Взрослый, сильные и старшие ребята).
Будьте внимательны. В пути не отставайте, из колонны не выходите.

Переход из группового помещения в физкультурный зал.

Поем песню «О дружбе» – слова М. Танича; музыка В. Шаинского.

Переход в холл.

Инструктор по физической культуре:

  • «Проходим болото, прыжками с кочки на кочку» – дети выполняют прыжки с коврика на коврик.
  • «Идем по лугу, по высокой некошеной траве» – дети идут шагом с высоким подниманием колен.

Вход в физкультурный зал:

  • «Поваленное дерево» – дети подлезают под рукой инструктора по физической культуре.

Инструктор по физической культуре: Мы пришли на туристическую базу. Объявляю привал. Снимайте рюкзаки, положите в одно место, что бы уберечь от животных и дождя. (Имитация движений).
– Располагайтесь удобно, садитесь рядом, со своим другом. Закройте глаза. Представьте, вокруг высокие горы, пологие склоны, покрытые зеленой молодой травой. Виднеются первые весенние цветы. Воздух наполнен ароматом цветущих деревьев и кустов. Прислушайтесь, где-то неподалеку слышен шум воды, пение птиц”.

(Слушают аудиозапись «Наедине с природой» (один час звуков и голосов природы Издательство детских образовательных программ “Весть ТДА”, Москва,2000.).

– Откройте глаза. Вы увидели красоту нашего края! (Добивается эмоционально ярких, красочных высказываний детей).
– Ребята, прежде чем отправляться в дорогу, давайте поговорим о том, для чего люди ходят в лес. В туристические походы? (За грибами и ягодами; отдыхать; любоваться природой; дышать чистым воздухом; укреплять здоровье; охранять природу от пожаров, …)
– Вспомните, а что в лесу делать нельзя? (Ломать ветки, разорять гнезда, муравейники, норы, брать животных с собой, мусорить).
– На туристической базе «Крепыш»» открыты маршруты «Лесной» (Приложение. Рис. 1)
и «Солнечный» (Приложение. Рис. 2). Задача туристов не просто пройти маршрут, но и «принести» с собой интересные находки (необычные коряги, мох, семена, лекарственные растения и т.д.). Следует быть наблюдательными. На вашем пути встретятся знаки оповещения опасности и указатели пути (Приложение. Рис. 3). Надеюсь, вы сможете расшифровать эти подсказки.
– А теперь нам следует разбиться на два отряда. (Используя игру или считалку по выбору детей).
– Выбирайте командира отряда. (Время выборов командиров, определяют по песочнымчасам, равным1 минуте).

Командиры отрядов, получите карты-схемы маршрутов. Обсудите свой маршрут с отрядом, и определите сложности этапов и способы их преодоления. Счастливого пути!
Дети проходят путь по заданным маршрутам.
Инструктор по физической культуре,воспитатели, родители наблюдают, советуют, страхуют.
После преодоления заданий на маршруте собираются все вместе на привале.

Ребята, посмотрите, «упавшими деревьями завалило реку, давайте расчистим завал».

Дети строятся по диагонали зала. Инструктор по физической культуре передает по цепочке детям предметы использованного оборудования. Воспитатель принимает и складывает в стороне.

Маршруты пройдены. Скажите, какой этап пути был самым трудным у отряда «Солнечный», «Лесной»? Что интересного увидели в пути и что принесли с собой (Рис. 4)

Дети делятся впечатлениями о трудностях и том, что увидели на маршруте. Отряды детей меняются схемами маршрутов.

Звучит аудиозапись песни «Веселый ветер» музыка И. Дунаевского

Отправляются в обратный путь – к пункту общего сбора на туристической базе «Крепыш».

Воспитатель:Все вы знаете, что такое барометр. А кого называют «живой барометр»?
(Птицы, муравьи и т. д.)

  • «Ласточки летят низко – к дождю»,
  • «Воробей нахохлился – к холоду». Какая же погода нас ожидает сегодня?

Инструктор по физической культуре: Для отдыха, нам нужен костер.Скажите, как выбрать место и как правильно разводить костер?

  • Найти старое «костровище», подальше от деревьев.
  • Осторожно снять дерн по кругу, отложить в сторону.
  • Костер погасить и залить водой, дерн необходимо уложить на место.

Инструктор по физической культуре: Правильно! А кто знает, для чего необходимо так делать? Да потому, что на месте костра, трава не растет три года, а иногда и более долгое время!

Взрослые раскладывают «костер», показывают и объясняют правильное расположение поленьев и хвороста.

Инструктор по физической культуре: Располагайтесь вокруг «костра», но помните, близко садиться нельзя. Почему? (Искры могут отлетать, и больно обжигать).

Воспитатель:Ребята, посмотрите на «костер» и вспомните, как родилась легенда о духах Огня, которые живут в пламени. (Ответы детей).

Огонь дает свет и тепло всему живому на нашей планете. Солнце, согревающее землю тоже огонь. Мир, который мы видим вокруг, нас питает и поддерживает огонь жизни.
Вспомним, как это происходит: в землю посеяли зерна, под лучами солнца из них выросли хлебные колосья. Из этого урожая испекли хлеб; потом ты съел кусочек хлеба – выходит, что ты съел кусочек Солнца, и к тебе перешла часть его силы.
Но сила огня бывает еще и жестокой, беспощадной: лесные пожары – страшное зрелище. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя, у нас в стране есть служба охраны лесов, любой пожар легче предупредить, чем потушить.

– Ребята, вам нравится в походе? А какой поход без песни у костра?

Песня «Пожалуйста, не жалуйся» – музыка В. Шаинского, слова М.Львовского.

Фотография на память «У костра».

Воспитатель:Ребята, вы хотите пойти еще раз в поход? Тогда, послушайте, я открою вам секрет, есть такое поверье, что если перепрыгнуть через костер, то в пламени сгорят неприятности, а желания обязательно исполнятся.

(Дети загадывают желания, прыгают через «костер»).

Инструктор по физической культуре: Нам пора возвращаться. Кто помнит, что необходимо сделать перед уходом?

  • Погасить костер и залить водой.
  • Собрать органический мусор и закопать.
  • Собрать вещи в рюкзаки, помочь друг другу надеть их.

Дети строятся в колонну по одному, и друг за другом с речевкой уходят из зала.

Речевка:

Мы веселые туристы,
Дружим с Солнцем и Водой,
Будем мы с веселым ветром,
Путешествовать с тобой.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог» Москва, издательство Мозаика Синтез. 1999г.
  2. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»
  3. Москва, издательство Мозаика Синтез (стр.100)
  4. Безруких М.Н «Здоровьеформирующее физическое развитие». Москва, издательский центр “Владос”, 2001.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» М., 2000. (стр.177)
  6. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» Москва, “АРКТИ“, 2005.
  7. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М., 1990.
  8. «Родная Кубань» Страницы истории. Под редакцией профессора Е.Н. Ратушняка. Краснодар, ОИПЦ “Перспектива образования,” 2008.
  9. «Кубанский краевед» ежегодник. Краснодарское книжное издание 2010.
  10. «Армавир» Набор открыток. Москва. Советская Россия 1982.

Приложение