Работа по созданию здоровьесберегающей модели
на основе применения личностно-ориентированных
технологий, оптимального режима пребывания в
детском саду, и оздоровительно-профилактической
системы –приоритетное направление деятельности
для всего педагогического коллектива МДОУ д. /с.
ОВ № 6 города Армавира.
Функционирование нашего учреждения в
инновационном режиме обеспечивает интеграцию
современных педагогических программ и позволяет
инструктору по физической культуре использовать
нетрадиционные для детского сада формы
оздоровления детей. К условиям организации
образовательного процесса мною адаптирован
макет программы туристического клуба «Ветерок»,
по ознакомлению детей дошкольного возраста с
природой родного края. При организации походов,
сборов которого, систематизируются знания детей
о правилах безопасного поведения в природе, и
обязанностях туристов. Что в свою очередь,
способствует активному формированию здорового
образа жизни, экологическому и патриотическому
воспитанию детей.
Программные задачи
- Оздоровительные:
- обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, повышение двигательной активности и общей физической выносливости.
- Воспитательные:
- формировать интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитывать нравственно-волевые качества (дружеские чувства, взаимопомощь, выдержку);
- систематизировать знания детей об основных нормах и правилах поведения в туристических походах.
- Образовательные:
- развить у детей воображение, игровые умения, навыки самостоятельного выполнения заданий, и способствовать приросту и укреплению физических качеств.
- закреплять элементарные знания о природе родного края, уточнять представления о различных типах местности (луга, болота, лиманы, плавни, реки, леса, горы, склоны, овраги, ущелья.
Словарь: туристические тропы, этапы пути, маршруты, база, снаряжение, привал.
Оборудование: гимнастическая стенка, скамьи, лестницы, канаты, маты, тренажеры, «Карты маршрутов», знаки-ориентиры оповещения опасности, указатели, технические средства.
Предварительная работа:
- Работа с иллюстрациями к альбомам «Краснодарский край», «Мой город Армавир».
- Беседы о природе родного края, о нормах поведения туристов в походах.
- Слушание и разучивание туристических песен о дружбе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Инструктор по физической культуре:
–Дети, давайте фантазировать.
Представьте, что у нас сегодня необычный день. Мы
отправляемся в поход на туристическую базу,
которая расположена на реке. Эта река протекает и
через наш город. Как она называется? (Кубань,
Уруп).
– Туристические базы есть и на реке Кубань и на
реке Уруп. На какую турбазу вы хотите идти?
Почему? (Ответ детей).
– Вы, знаете, что надо будет преодолеть трудную
дорогу пешком. На пути встретятся луга, болота,
овраги, леса, горы. Это будет интересное
путешествие!
– Вспомните, что нужно подготовить в дорогу,
собираясь в туристический поход? (Рюкзак).
– Что, нужно положить в рюкзак? (Щетку, зубную
пасту, мыло и т.д.)
– Все эти вещи положите в свой личный рюкзак. Но у
нас есть еще и общественный рюкзак, он один на
всех. Что должно лежать в общественном рюкзаке? (Аптечка,
палатка, котелок, топор, лопатка, вода, спички).
– А еще желательно взять с собой в поход…, что? (Бинокль,
фотоаппарат, фоторужье, магнитофон, компас).
Инструктор по физической культуре:
– Необходимые вещи собраны, рюкзаки в порядке. Теперь нам необходимо подготовимся самим, и запастись здоровьем для трудного похода.
1. Самомассаж рук и упражнения для рук
- Потирание ладоней друг о друга.
- «Замок»
- соединить ладони вместе, пальцы переплетены:
- с силой сдавить ладони;
- наклонить «замок» вправо-влево;
- вращать «замок» по кругу, по ходу часовой стрелки,
- вращать «замок» по кругу, против движения часовой стрелки;
- вывернуть «замок» ладонями вперед, не разъединяя пальцев.
- вернуть в исходное положение.
- «Игра на фортепьяно».
2. Упражнения для ног
- «Легкие ножки» – поочередное потряхивание левой и правой ногой.
- «Качалочкака» – перекаты стопы вперед-назад (пятка-носок, носок-пятка).
- «Гармошка» – движения стопы с пятки на носок с перемещением (ноги врозь – ноги вместе).
- «Ходьба на месте».
3. Дыхательная гимнастика
- «Задержим дыхание» – вдох на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6 задержка дыхания – выдох.
- «Руки в стороны» – вдох, обхватить себя за плечи – выдох.
- «Труба зовет тебя в поход» Вдох – Ту, ту, туту, ту – на выдох
Инструктор по физической культуре:
– Теперь для предупреждения простудных
заболеваний выполним несколько упражнений с
использованием точечного массажа.
4. Массаж биологически активных точек
1 точка: У основания бровей. Медленные
вращательные движения сувеличением давления
(улучшает кровообращение лобных отделов мозга и
глаз).
2 точка: У основания носа – дыхание
становится свободным, проходит насморк,
улучшается обоняние).
3 точка: Середина подбородка — (вывинчивание)
– (нормализует деятельность всех внутренних
органов и систем организма).
4 точка: У мочек уха (воздействует
на слух, поддерживает равновесие).
5 точка: Между ключицами – повышает
сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Инструктор по физической культуре:
– Все здоровы? Можно отправляться в путь.
Надевайте рюкзаки (имитация движений), помогайте
друг, другу.
– Вспомните «Правила туристов», правило
построения и поведения в пути. Как нужно идти в
поход? (Друг за другом)
Инструктор по физической культуре:
– Почему? Кто идет впереди? (Ведущий,
за ним младшие дети и девочки).
– Кто замыкает колонну? (Взрослый,
сильные и старшие ребята).
– Будьте внимательны. В пути не
отставайте, из колонны не выходите.
Переход из группового помещения в физкультурный зал.
Поем песню «О дружбе» – слова М. Танича; музыка В. Шаинского.
Переход в холл.
Инструктор по физической культуре:
- «Проходим болото, прыжками с кочки на кочку» – дети выполняют прыжки с коврика на коврик.
- «Идем по лугу, по высокой некошеной траве» – дети идут шагом с высоким подниманием колен.
Вход в физкультурный зал:
- «Поваленное дерево» – дети подлезают под рукой инструктора по физической культуре.
Инструктор по физической культуре: Мы
пришли на туристическую базу. Объявляю привал.
Снимайте рюкзаки, положите в одно место, что бы
уберечь от животных и дождя. (Имитация
движений).
– Располагайтесь удобно, садитесь рядом, со
своим другом. Закройте глаза. Представьте, вокруг
высокие горы, пологие склоны, покрытые зеленой
молодой травой. Виднеются первые весенние цветы.
Воздух наполнен ароматом цветущих деревьев и
кустов. Прислушайтесь, где-то неподалеку слышен
шум воды, пение птиц”.
(Слушают аудиозапись «Наедине с природой» (один час звуков и голосов природы Издательство детских образовательных программ “Весть – ТДА”, Москва,2000.).
– Откройте глаза. Вы увидели красоту нашего
края! (Добивается эмоционально ярких,
красочных высказываний детей).
– Ребята, прежде чем отправляться в дорогу,
давайте поговорим о том, для чего люди ходят в
лес. В туристические походы? (За грибами и
ягодами; отдыхать; любоваться природой; дышать
чистым воздухом; укреплять здоровье; охранять
природу от пожаров, …)
– Вспомните, а что в лесу делать нельзя? (Ломать
ветки, разорять гнезда, муравейники, норы, брать
животных с собой, мусорить).
– На туристической базе «Крепыш»» открыты
маршруты «Лесной» (Приложение.
Рис. 1)
и «Солнечный» (Приложение.
Рис. 2). Задача туристов не просто пройти маршрут,
но и «принести» с собой интересные находки
(необычные коряги, мох, семена, лекарственные
растения и т.д.). Следует быть наблюдательными. На
вашем пути встретятся знаки оповещения
опасности и указатели пути (Приложение.
Рис. 3). Надеюсь, вы сможете расшифровать эти
подсказки.
– А теперь нам следует разбиться на два отряда.
(Используя игру или считалку по выбору детей).
– Выбирайте командира отряда. (Время выборов
командиров, определяют по песочнымчасам, равным1
минуте).
Командиры отрядов, получите карты-схемы
маршрутов. Обсудите свой маршрут с отрядом, и
определите сложности этапов и способы их
преодоления. Счастливого пути!
Дети проходят путь по заданным маршрутам.
Инструктор по физической
культуре,воспитатели, родители наблюдают,
советуют, страхуют.
После преодоления заданий на маршруте
собираются все вместе на привале.
– Ребята, посмотрите, «упавшими деревьями завалило реку, давайте расчистим завал».
Дети строятся по диагонали зала. Инструктор по физической культуре передает по цепочке детям предметы использованного оборудования. Воспитатель принимает и складывает в стороне.
– Маршруты пройдены. Скажите, какой этап пути был самым трудным у отряда «Солнечный», «Лесной»? Что интересного увидели в пути и что принесли с собой (Рис. 4)
Дети делятся впечатлениями о трудностях и том, что увидели на маршруте. Отряды детей меняются схемами маршрутов.
Звучит аудиозапись песни «Веселый ветер» музыка И. Дунаевского
Отправляются в обратный путь – к пункту общего сбора на туристической базе «Крепыш».
Воспитатель:Все вы знаете, что такое
барометр. А кого называют «живой барометр»?
(Птицы, муравьи и т. д.)
- «Ласточки летят низко – к дождю»,
- «Воробей нахохлился – к холоду». Какая же погода нас ожидает сегодня?
Инструктор по физической культуре: Для отдыха, нам нужен костер.Скажите, как выбрать место и как правильно разводить костер?
- Найти старое «костровище», подальше от деревьев.
- Осторожно снять дерн по кругу, отложить в сторону.
- Костер погасить и залить водой, дерн необходимо уложить на место.
Инструктор по физической культуре: Правильно! А кто знает, для чего необходимо так делать? Да потому, что на месте костра, трава не растет три года, а иногда и более долгое время!
Взрослые раскладывают «костер», показывают и объясняют правильное расположение поленьев и хвороста.
Инструктор по физической культуре: Располагайтесь вокруг «костра», но помните, близко садиться нельзя. Почему? (Искры могут отлетать, и больно обжигать).
Воспитатель:Ребята, посмотрите на «костер» и вспомните, как родилась легенда о духах Огня, которые живут в пламени. (Ответы детей).
Огонь дает свет и тепло всему живому на нашей
планете. Солнце, согревающее землю тоже огонь.
Мир, который мы видим вокруг, нас питает и
поддерживает огонь жизни.
Вспомним, как это происходит: в землю посеяли
зерна, под лучами солнца из них выросли хлебные
колосья. Из этого урожая испекли хлеб; потом ты
съел кусочек хлеба – выходит, что ты съел
кусочек Солнца, и к тебе перешла часть его силы.
Но сила огня бывает еще и жестокой, беспощадной:
лесные пожары – страшное зрелище. Все живое не
успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя, у
нас в стране есть служба охраны лесов, любой
пожар легче предупредить, чем потушить.
– Ребята, вам нравится в походе? А какой поход без песни у костра?
Песня «Пожалуйста, не жалуйся» – музыка В. Шаинского, слова М.Львовского.
Фотография на память «У костра».
Воспитатель:Ребята, вы хотите пойти еще раз в поход? Тогда, послушайте, я открою вам секрет, есть такое поверье, что если перепрыгнуть через костер, то в пламени сгорят неприятности, а желания обязательно исполнятся.
(Дети загадывают желания, прыгают через «костер»).
Инструктор по физической культуре: Нам пора возвращаться. Кто помнит, что необходимо сделать перед уходом?
- Погасить костер и залить водой.
- Собрать органический мусор и закопать.
- Собрать вещи в рюкзаки, помочь друг другу надеть их.
Дети строятся в колонну по одному, и друг за другом с речевкой уходят из зала.
Речевка:
Мы веселые туристы,
Дружим с Солнцем и Водой,
Будем мы с веселым ветром,
Путешествовать с тобой.
Список литературы:
- Николаева С.Н. «Юный эколог» Москва, издательство Мозаика Синтез. 1999г.
- Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»
- Москва, издательство Мозаика Синтез (стр.100)
- Безруких М.Н «Здоровьеформирующее физическое развитие». Москва, издательский центр “Владос”, 2001.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» М., 2000. (стр.177)
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» Москва, “АРКТИ“, 2005.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М., 1990.
- «Родная Кубань» Страницы истории. Под редакцией профессора Е.Н. Ратушняка. Краснодар, ОИПЦ “Перспектива образования,” 2008.
- «Кубанский краевед» ежегодник. Краснодарское книжное издание 2010.
- «Армавир» Набор открыток. Москва. Советская Россия 1982.