Цель урока: знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Великой Отечественной Войне.
Оборудование:
- Ксерокопии плакатов военных лет.
- «Галерея портретов» (полководцев, солдат, облика Москвы военного времени).
- Фрагмент кинофильма «Битва за Москву»
- Карта «ВОВ»
- Карточки
- Тетради рабочие
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Фронтальный опрос
У: Над какой темой мы начали работать на прошлом уроке?
Ученик: На прошлом уроке мы начали работать над темой «Великая Отечественная война»
У: Когда началась Великая Отечественная Война?
Ученик: ВОВ началась в 1941 году
У: Почему она называется Отечественная?
Ученик: потому что на защиту Отечества встала вся страна
III. Проверка домашнего задания
Выступление учащихся с докладами на тему: «Мой прадедушка участник ВОВ»
IV. Определение темы урока
У: Ребята! Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться какая будет тема нашего урока?
Москва! Моя родная мать!
Люблю тебя всем сердцем, свято,
Тебя иду я защищать,
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня
Тебя спасу я от огня
Ученик: Тема урока «Битва за Москву».
У: Верно! Тема нашего урока: «Битва за
Москву». Шла война. Войска фашистской Германии
продвигались в глубь нашей страны, завоевывая
города: Киев, Минск, Одесса, Севастополь,
Новороссийск, Тула, Смоленск.
– Как вы думаете, почему Германия продвигалась в
глубь нашей страны так быстро?
Ученик: Враг застал нашу страну в врасплох, не хватало техники и т.д
У: 69 лет назад, осенью 1941 года, враг
подошел к окраинам Москвы. На защиту родной
столицы встала вся страна! Битва за Москву
делится на 2 этапа:
1 – оборонительный этап;
2 – наступательный этап.
У: Откройте тетради, запишите тему
урока, этапы битвы.
V. Работа по группам
У: О первом этапе нам расскажет (ФИО ученика)
– Осенью 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. На защиту столицы встала вся страна. На окраинах Москвы ставились противотанковые ежи, рыли рвы, в воздух поднимались аэростаты. Метро превратилось в бомбоубежище, женщины и дети помогали, чем могли, в городе остались практически одни старики. В эти суровые дни усилия всей страны направлены на решение одной задачи – отстоять Москву. Благодаря сплоченности всех людей врагу не удалось захватить Москву. (7 слайдов)
У: Многих героев тех трагических лет
помнит и чтит наш народ. О подвигах некоторых из
защитников Москвы вы сможете узнать, поработав в
группах с текстами. После прочтения текста, вам
необходимо запомнить фамилии героев В.О.В. и
приготовиться кратко, рассказать об их подвиге.
1 группа: Панфиловцы (3 слайда)
Карточка № 1.
Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 – часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.
2 группа: Талалихин (1 слайд)
Карточка № 2.
В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Это был первый воздушный таран в небе Москвы.
3 группа: план Гитлера (1 слайд)
Карточка № 3.
К концу сентября 1941 г. центральное место в плане гитлеровского командования отводилось захвату нашей столицы – Москвы. На этом участке фронта к исходу сентября противник сосредоточил более миллиона человек и свыше двух тысяч танков. Для поддержки наступления наземных войск было выделено около 1000 самолетов. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа».
4 группа: Зоя Космодемьянская (2 слайда)
Карточка № 4.
Зоя Космодемьянская после окончания школы пошла в партизанский отряд, там она наравне с взрослыми подрывала железнодорожные пути, взрывала кинотеатры с немцами. После долгих поисков немцам удалось ее поймать, но Зоя не проронила ни слова. На ней немцы применили новый вид пытки: ее обливали водой и выводили раздетую на мороз. После всех пыток Зою повесили.
5 группа: Пословицы.
Карточка № 5.
Подумайте, о каком событии рассказывают
пословицы? Постарайтесь объяснить их смысл.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Москва – что гранит, никто Москву не победит.
VI. Новая тема
У: Мы должны с великой благодарностью склонить головы перед памятью тех, кто до последней возможности стоял, преграждая путь врагу, кто погиб на войне ради мирного неба над нашей головой.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
У: Несмотря на осадное положение,7
ноября на запорошенной первым снегом Красной
площади состоялся военный парад! Германское
командование срочно отдало приказ своей авиации
бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не
сумели прорваться к Москве. (3 слайда).
Парад транслировался по радио на всю страну. На
всех это произвело потрясающее впечатление!
И вот в начале декабря советское командование
во главе Георгия Жукова принимает решение о
контрнаступлении. (1 слайд).
О наступательном этапе нам расскажет (ФИО
ученика). (3 слайда).
Ученик: 5 декабря, хотя не все еще было готово к проведению контрнаступления, советское командование приняло решение: приступить к осуществлению плана контрнаступления, так как стратегическая обстановка складывалась в нашу пользу. Советское командование действовало энергично и решительно. Пока враг не перегруппировал, свои силы советские войска получили приказ: «Вперед!». Мощные удары советских войск явились настоящим сюрпризам для врага. Фашисты были уверены, что у Советской Армии под Москвой нет сил для наступления. А Советская Армия оказалось в состояние это сделать. Фашисты откатывались назад, теряя технику, бросая склады с боеприпасами. В результате контрнаступления враг был отброшен на запад на 150-400 км.
У: Контрнаступление советских войск
под Москвой переросло в общее наступление
Красной Армии по всему фронту. Это было началом
коренного поворота событий в ходе В.О.В.
Разгром фашистских войск под Москвой стал
решающим военно-политическим событием первого
года ВОВ. Одержав победу под Москвой, наши войска
окончательно похоронили фашистский план»
молниеносной войны» и развеяли миф о
непобедимости германской армии. В итоге
гитлеровское командование вынуждено было
перейти к стратегической обороне на всем
советско-германском фронте.
У: В мае 1965 года городу Москве присвоено звание «Город-герой».
VII. Просмотр фильма (Приложение 1)
VIII. Контрольное тестирование
1) В каком году началась битва за Москву?
1941 г. 1943 г. 1945 г.
2) Сколько этапов было в битве за Москву?
3 4 2
3) Кто совершил первый таран в небе?
Панфилов Талалихин Клочков
4) Кем была Зоя Космодемьянская?
Партизанка Санитарка Пулеметчица
5) В каком году Москве было присвоено звание «Город – Герой»?
1945 г. 1965 г. 1955 г.
IX. Взаимопроверка, оценки
1 | х | ||
2 | х | ||
3 | х | ||
4 | х | ||
5 | х |
X. Домашнее задание
1 уровень: пересказать текст учебника на
стр.142-146.
2 уровень: + доклад на тему: «Пионеры-Герои».
3 уровень: + кроссворд на тему: «Битва за
Москву».