Пояснительная записка.
Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Для того чтобы учащиеся могли свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения, нужно сформировать у них прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Основой данной программы является "Программа образовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Данная программа отличается от основной тем, что она углубляет знания учащихся по некоторым разделам. В 10-х классах ведется всего 1 час занятий в неделю по русскому языку. Этого времени недостаточно, чтобы ученики хорошо усвоили темы, поэтому данная программа поможет конкретизировать материал, углубить знания учащихся по многим сложным темам.
Программа актуальна на сегодняшний день. Она окажет посильную помощь в подготовке учеников к ЕГЭ, даст им прочные знания и умения по русскому языку, воспитает у ребят уверенность в своих силах, желание участвовать в разных мероприятиях по русскому языку и в школе, и за пределами своей школы (олимпиадах, конференциях, семинарах, деловых играх и др.).
Цель программы - научить ребят свободно владеть нормами русского литературного языка, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Задачи программы:
1. Формировать навыки грамотного письма.
2. Изучать орфографические и пунктуационные правила.
3. Добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
4. Систематически работать со словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
5. Научить ребят анализировать текст.
6. С целью подготовки к ЕГЭ активно использовать тестовую культуру по русскому языку.
Уровень программы - углубленный. Тип программы - учебный. Возраст ребят - 15-16 лет. Программа рассчитана на один учебный год (162 часа по 4,5 часа в неделю, 3 занятия по 1,5 часа в неделю). Сначала учащимся даются теоретические знания по темам, потом закрепляются практической формой. Ученики записывают предложения, объясняют орфограммы, разбирают предложения морфологически, синтаксически, производят фонетический разбор слова, разбор по составу, объясняют пунктуацию в предложении. В конце каждого раздела программы учащиеся выполняют проверочную работу, чаще тестирование, показывая результат работы.
Ребята участвуют в разных интеллектуальных играх, семинарах, олимпиадах. Формой подведения итогов всей работы является участие в "Неделе русского языка и литературы", где учащиеся покажут уровень прочных знаний и умений по русскому языку.
Ожидаемые результаты: ребята научатся свободно владеть нормами русского литературного языка, будут излагать свои мысли в устной и письменной форме; ученики смогут грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, а также овладеют навыками анализа текста и тестовой культуры.
Учебный план программы
№п/п | Разделы | Количество часов всего | Теория | Практика |
1 | Фонетика. Графика и орфография. | 10 | 4 | 6 |
2 | Словообразование и орфография. | 15 | 5 | 10 |
3 | Лексика и фразеология. | 10 | 4 | 6 |
4 | Морфология. Орфография. | 90 | 30 | 60 |
5 | Синтаксис. | 18 | 6 | 12 |
6 | Культура речи. Работа с текстом. | 19 | 7 | 12 |
7 | Всего: | 162 | 56 | 106 |
Содержание программы
Фонетика. Графика и орфография.
Звуки и буквы. Ударение. Двойная роль букв Я, Ю, Е, E. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография.
Правописание безударной гласной в корне. Правописание согласных в корне слова. Правописание корней с чередованием. Гласные О-E после шипящих. Буквы Ы-И после приставок. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Разделительные Ь и Ъ знаки. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З-С на конце приставок. Буквы Ы-И после Ц.
Лексика и фразеология.
Слово и его лексическое и грамматическое значение. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Правописание омонимичных частей речи.
Морфология. Орфография.
Имя существительное.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных (III-е склонение). Одна и две Н в существительных. Склонение существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ. Не с существительными. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное.
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц. Одна и две Н в прилагательных. Не с прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного.
Имя числительное.
Правописание гласных в падежных окончаниях числительных. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Местоимение.
Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и после приставки КОЕ-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Глагол.
Глагол и его формы (орфография). Различие повелительного наклонения и формы будущего времени глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Не с глаголом. Морфологический разбор глагола.
Причастие.
Одна и две Н в причастиях. Не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие.
Знаки препинания при деепричастном обороте. Не с деепричастиями.
Наречие. Категория состояния.
Одна и две Н в наречиях на -О и -Е. Правописание Не с наречиями на -О и -Е. Не- и Ни- в наречиях. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Раздельные и слитные написания предлогов со словами. Дефис в предлогах. Слитные и раздельные написания союзов. Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание Не и Ни с различными частями речи.
Синтаксис.
Словосочетание. Простое предложение.
Словосочетание. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. Обращение. Знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточные предложения места и времени. Придаточные предложения условные, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания в сложных предложениях.
Культура речи.
Работа с текстом. Изложение с элементами сочинения. Анализ текста. Тестирование (по печатной тетрадке).
Методическое обеспечение
Формы работы | Методы и приемы работы |
Индивидуальная | Объяснение |
Групповая | Беседа |
Викторины | Упражнение |
Тесты | Анализ |
Игры | Поиск орфограмм |
Выбор орфограмм | |
Описание схемы | |
Работа с книгой |
Наглядно-тематический план программы "Учись грамоте"
№ п/п |
Наименование разделов и тем. | Всего часов | Теория | Практика | Дата | |
1 группа | 2 группа | |||||
1. | Фонетика. Графика и орфография | 10 | 4 | 6 | ||
1.1 | Звуки и буквы | |||||
1.2 | Ударение | |||||
1.3 | Двойная роль букв Я, Ю, Е, E | |||||
1.4 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных | |||||
1.5 | Фонетический разбор слова | |||||
2. | Словообразование и орфография | 38 | 10 | 28 | ||
2.1 | Правописание безударной гласной в корне | |||||
2.2 | Правописание согласных в корне слова | |||||
2.3 | Правописание корней чередованием | |||||
2.4 | Гласные о-е после шипящих | |||||
2.5 | Буквы ы - и после приставок | |||||
2.6 | Гласные в приставках пре-, при- | |||||
2.7 | Разделительные Ь и Ъ знаки | |||||
2.8 | Правописание гласных и согласных в приставках | |||||
2.9 | Буквы з-с на конце приставок | |||||
2.10 | Буквы ы - и после ц. Тестирование | |||||
3. | Лексика и фразеология | 10 | 4 | 6 | ||
3.1 | Слово, его лексическое и грамматическое значение | |||||
3.2 | Синонимы. Омонимы. Антонимы | |||||
3.3 | Правописание омонимичных частей речи | |||||
4. | Морфология. Орфография | 116 | 42 | 74 | ||
4.1 | Имя существительное | |||||
а) Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | ||||||
б) Буква Ь на конце существительных (III-е склонение) | ||||||
в) Одна и две н в существительных | ||||||
г) Склонение существительных на -ия, -ий, -ие |
||||||
д) Не с существительными | ||||||
е) Морфологический разбор имени существительного | ||||||
4.2 | Имя прилагательное | |||||
а) Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | ||||||
б) Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||||||
в) Окончания имен прилагательных после шипящих и ц | ||||||
г) Одна и две н в прилагательных | ||||||
д) Не с прилагательными | ||||||
е) Морфологический разбор имени прилагательного | ||||||
4.3 | Имя числительное | |||||
а) Правописание гласных в падежных окончаниях числительных | ||||||
б) Буква ь в середине и на конце числительных | ||||||
в) Слитное и раздельное написание числительных | ||||||
4.4 | Местоимение | |||||
а) Склонение местоимений | ||||||
б) Раздельное написание предлогов с местоимениями | ||||||
в) Дефис в неопределенных местоимениях
перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое- |
||||||
г) Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. | ||||||
4.5 | Глагол | |||||
а) Глагол и его формы (орфография) | ||||||
б) Различение повелительного наклонения и формы будущего времени глагола | ||||||
в) Правописание гласных в суффиксах глаголов | ||||||
г) Правописание гласных в личных окончаниях глаголов | ||||||
д) Правописание -тся, -ться в глаголах | ||||||
е) Мягкий ь в глаголах 2-го лица единственного числа | ||||||
ж) Не с глаголом | ||||||
з) Морфологический разбор глагола | ||||||
4.6 | Причастие | |||||
а) Одна и две н в причастиях | ||||||
б) Не с причастиями | ||||||
в) Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | ||||||
4.7 | Деепричастие | |||||
а) Знаки препинания при деепричастном обороте | ||||||
б) Не с деепричастиями | ||||||
4.8 | Наречие. Категория состояния | |||||
а) Одна и две н в наречиях на -о и -е | ||||||
б) Правописание не с наречиями на -о и -е. Не- и ни- в наречиях | ||||||
в) Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий | ||||||
г) Дефис между частями слова в наречиях | ||||||
д) Буква ь после шипящих на конце наречий | ||||||
е) Изложение текста с описанием состояния человека (или природы) | ||||||
4.9 | Служебные части речи: Предлог, союз, частица |
6 | 2 | 4 | ||
а) Разделительные и слитные написания предлогов со словами. Дефис в предлогах | ||||||
б) Слитные и раздельные написания союзов | ||||||
в) Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи | ||||||
5. | Синтаксис | 18 | 6 | 12 | ||
5.1 | Словосочетание | |||||
5.2 | Простое предложение | |||||
а) Тире между подлежащим и сказуемым | ||||||
б) Предложения с однородными членами. | ||||||
в) Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | ||||||
в) Обращение. Знаки препинания при обращении | ||||||
г) Вводные слова и словосочетания | ||||||
5.3 | Сложное предложение | |||||
а) Сложносочиненное предложение | ||||||
б) Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||||||
в) Сложноподчиненное предложение | ||||||
г) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | ||||||
д) Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | ||||||
е) Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | ||||||
ж) Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным | ||||||
з) Придаточные предложения образа действия и степени | ||||||
и) Придаточные предложения места и времени | ||||||
к) Придаточные предложения условные, причины, цели | ||||||
л) Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия | ||||||
м) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | ||||||
н) Знаки препинания в них | ||||||
о) Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | ||||||
п) Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | ||||||
р) Тире в бессоюзном сложном предложении | ||||||
с) Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью, разделительные знаки препинания в них | ||||||
т) Сочетание знаков препинания в сложных предложениях | ||||||
6. | Культура речи. Работа с текстом | 9 | 7 | 12 | ||
6.1 | Изложение с элементами сочинения | |||||
6.2 | Анализ текста | |||||
6.3 | Тестирование (по печатной тетрадке) | |||||
Всего: | 162 | 56 | 106 |
Список литературы:
- Богданова Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе. Москва, "Просвещение", 2001.
- Влодовская Е.А. Русский язык. 9 класс. Методическое пособие для учителя. Москва, "Экзамен", 2006.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Под редакцией Л.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. - Москва, "Просвещение", 2001.
- Федеральный Центр тестирования. Итоговые тесты. Русский язык. 9 класс. Москва, "Коммерсант", 2005.