Задачи:
- Обучающие: учить находить изученную орфограмму, выделять орфограмму графически, обосновывать условия ее выбора, применять правило.
- Развивающие: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, формировать умения анализировать, обобщать, развивать навыки самоконтроля, обогащать словарь младших школьников.
- Воспитательные: формировать правильное представление об окружающем мире, нравственных качествах, воспитывать умение общаться и слушать
Используемые методы:
- наглядные,
- частично-поисковые;
- практические;
- проблемные.
Наглядность:
- У учащихся:
- карточки для психологической минутки
- индивидуальный веер с парными согласными
- рабочая тетрадь, учебник, письменные принадлежности
- У учителя:
- плакаты для зарядки глаз
- карточки для индивидуальной работы с учащимися, тесты для домашней работы
- компьютерная презентация Power Point, видеопроектор
Тип урока:урок закрепления нового материала и формирования умений
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас
гости – давайте поздороваемся с ними.
– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый
сложный и трудный из всех уроков в начальной
школе.
2. Психологическая минутка
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со
всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек
всё делает с хорошим настроением, с хорошими
мыслями.
– А давайте послушаем сами себя, какое
настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все
трудности на нашем уроке русского языка?
– У вас на столах лежат разноцветные карточки.
Посмотрите, какая из карточек отражает ваше
настроение. Выберите её, покажите.
– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы
вместе постараемся его исправить.
– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
3. Чистописание
А) Дети открывают тетради, записывают число и слова « Классная работа». (Слайд 2)
Б) – Катя, напомни нам, как нужно правильно положить рабочую тетрадь. (Слайд 3)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
В) Слуховой диктант с сигнальными карточками-веерами (показать букву на конце слова-отгадки)
В тетради записывают соединения: ззз ддд жжж)
Загадка 1 (слайд 4): На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой (Арбуз). Дети показывают на веере букву «з».
Загадка 2 (слайд 5): Конь – не конь, сороконожка, полотно, а не дорожка, по дорожке той ползет, весь обоз она везет (Поезд, буква «д»)
Загадка 3 (слайд 6): Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (Уж – буква «ж»)
4. Повторение
– Какой звук вы услышали на конце первого
слова? – [с] .
– А какая буква пишется? – З
– Почему? (Cлабая позиция согласного звука)
– Каким правилом вы воспользовались? (Cлайд 7)
5. Формулирование темы урока
– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». (Слайд 8)
6. Работа над новой темой
– Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что
происходит со звонкими согласными звуками на
конце слова, потренируемся подбирать
проверочные слова и применять правило на
практике.
– Посмотрите на схему. (Слайд 9) Почему у
«модели» звука грустное настроение? Итак, когда
происходит оглушение согласных? (При
произношении)
– Все ли звонкие согласные звуки оглушаются? (Нет)
Докажите. (Сон, моль, мир и др.)
– Какие пары по глухости-звонкости вы знаете? (Слайд
10)
– Как проверить согласную букву на конце слова? (Подобрать
проверочное слово)
– Вспомните удобные способы проверки.
1. Подставить слово много (гриб –
грибы) (Слайд 11)
2. Подставить слово нет (зуб – нет
зуба) (Слайд 12)
7. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания
– Давайте проверим, как вы применяли эти знания
при выполнении домашнего задания.
– Что было задано? (Выписать из словарика слова
с парными согласными на конце слова)
– Какие слова вы выписали? (Слайд 13)
– Какие слова, на ваш взгляд, являются лишними в
этой группе слов? Почему? (Вдруг, вокруг, т.к. они
не являются существительными)
– Подберите слово к схеме. (Рассказ)
– Молодцы, ребята! А сейчас для вас новое задание.
8. Закрепление
– На какие 2 группы можно разделить данные слова? (Слайд 14)
Девочки – выписывают слова со звонким
согласным на конце слова, обозначают орфограмму
Мальчики – выписывают слова с глухим
согласным на конце слова, обозначают орфограмму.
– Давайте проверим.(по слайду)
– В каком слове первого столбика звуков меньше,
чем букв? (Тетрадь) Поставьте ударение,
выполните звуко-буквенный анализ. (Слайд 15)
Проверьте!
– В каком слове второго столбика звуков больше,
чем букв? (Язык) Докажите! (Буква Я обозначает
два звука в позиции начала слова) (Слайд 16)
– Как вы думаете, о каком языке идет речь?
- Язык – родной язык
- Язык – учебный предмет
- Язык – во рту
- Язык – у колокольчика
- Язык – у ботинка
– Значит, слово «язык» – многозначное.
9. Физминутка
– Пришла пора немного отдохнуть. Нас ждет пальчиковая гимнастика. (Слайд 17)
10. Работа по развитию речи
– О каком многозначном слове мы сегодня
говорили?
– Прекрасен и богат русский язык. У вас есть
возможность расширить свои словарный запас .
– Когда так говорят? (Слайд 18)
- Храбрый как … лев
- Слепой как … крот
- Голодный как … волк
- Высокий как … жираф
– Как вы думаете, какое сравнение будет обидным
для человека? Какой вывод вы для себя сделали? (Обдумывать
каждое слово, не оскорблять окружающих, не
высмеивать недостатки людей)
– Раз мы заговорили о качествах животных,
вспомните, кто был изображен на экране во время
физминутки? (Кот, который следил за мышками)
11. Тренировочные упражнения
– Для вас – мышиные задачки! Внимание на экран. (Слайд
19)
– Как вы думаете, чем так обеспокоен мышонок?
Помогите ему правильно написать слова.
(Ответ показать на сигнальных
карточках-веерах, проверить по слайду. Слова: нож,
ёж, шалаш, мышь)
– А задание летучей мыши я прошу вас выполнить в
тетрадях. Запишите слова, обозначьте орфограмму,
подберите проверочные слова. (Слова: герб, зуб,
голубь, тулуп). (Слайд 20)
– Проверьте самостоятельно. Кто не допустил ни
одной ошибки? Молодцы! (Слайд 21)
– В каком еще значении мы употребляем в нашей
речи слово «мышь»? (Компьютерная)
– Для вас очередное задание. (Слайд 22) (Слова:
мед, сосед, огород, цвет)
– Проверьте. Все справились? (Слайд 23)
– Я вижу, в нашем классе все ребята усвоили
правописание парных согласных на конце слова. Я
рада.
12. Индивидуальная работа
– Как вы думаете, есть ли в нашем классе ребята,
в именах которых звонкие согласные на конце
слова оглушаются?
– Да (Глеб и Альфред) (Слайд 24)
– Для вас, друзья, я приготовила особые задания. (Ребята
получают карточки для индивидуальной работы)
13. Работа с учебником
– А нас ждет работа с учебником. Откройте
страницу 148, упражнение № 253. (Слайд 25)
– Прочитайте название текста.
– О чем будет текст?
– Прочитайте текст.
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Почему автор думает, что времена года «ходят
друг к другу в гости»? (Слайд 26)
– Сколько в тексте предложений? (11)
– Почему вы так решили?Докажите!
– Одинаковые ли знаки препинания стоят в конце
предложений? Почему?
– Найдите в тексте вопросительные предложения.
– Прочитайте восклицательные предложения.
– Сколько частей в тексте?
– Что вы можете сказать об авторе этого текста?
– Найдите в тексте слова с орфограммой «Парные
согласные на конце слова».
– Выпишите предложения, в которых вам
встретилась эта орфограмма. (4, 5, 6 предложения)
– Подчеркните грамматическую основу последнего
предложения.
14. Физминутка
– А сейчас немного отдохнем и выполним зарядку для глаз. (Слайд 27)
15. Самостоятельная работа
– Пришло время проверить свои знания, выполнив
самостоятельную работу. (Тетради собрать)
(Слайд 28) Списать, подчеркнуть знакомые
орфограммы:
Жил в Казани черный кот,
Он залез на пароход,
С удовольствием в буфете
Съел с колбаской бутерброд.
16. Итог урока
– Итак, подведем итог нашей работе на уроке.
– С каким явлением русского языка связана
опасность при написании парных согласных на
конце слова?
– Как проверить согласную на конце слова?
– Какие удобные способы проверки вы знаете?
Прочитаем памятку. (Слайд 29)
– Какие многозначные слова вы запомнили?
17. Рефлексия
– Чему вы научились на уроке? Оцените свою
работу. С какими трудностями столкнулись?
– Какое настроение у вас в конце урока? Поднимите
соответствующую карточку.
– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая
атмосфера, вы были активны и усидчивы.
18. Домашнее задание
– Дома я предлагаю вам выполнить задания в виде
теста (каждому ученику выдается
индивидуальный листок с заданием) и еще раз
проверить свои знания о правописании парных
согласных на конце слова.
– Спасибо за урок.