Цели:
|
Оборудование: технические средства обучения: магнитофон с записью музыки, интерактивная доска и проектор. Зимний пейзаж, плакат с названием месяцев зимы, иллюстрации с изображением Снеговика, Снегурочки, Деда-Мороза, диких животных, зимующих птиц, карточки для работы в парах, карточки с мини-текстами для читающих учеников.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Ребята, сегодня на уроке, я предлагаю отправиться на экскурсию в зимний лес полный сказок и чудес, но в нашем крае сейчас очень холодно и я предлагаю совершить экскурсию заочно, т.е. мысленно. Представим, что мы по настоящему оказались бы с вами в зимнем лесу, находясь в нашем классе. Во время нашей экскурсии, вы должны быть очень внимательными: наблюдать, примечать, вспомнить изученные буквы, читать слоги с изученными буквами, слова и тексты. Нам необходимо с вами организоваться, собраться с мыслями, многое надо вспомнить и узнать об окружающем мире. Будьте внимательными! Отгадайте загадку. Какое время года о себе говорит?
Дел у меня не мало. Я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома. Зовут меня… (Зима.)
На доску прикрепляю плакат со словосочетанием “Пришла зима”.
– Молодцы! Какое время года сейчас в нашей
местности? (Зима.)
– Сколько месяцев по календарю длится зима? (Три.)
– Назовите 1-й месяц зимы. (Декабрь.) 2-й. (Январь.)
3-й. (Февраль.)
– Какой месяц по календарю идёт сейчас? (Декабрь.)
– Прочитайте дружно название зимних месяцев с
доски. Запомните их.
Прикрепляю плакаты с названиями зимних
месяцев. Дети читают.
Включаю проектор, перед глазами детей зимний
пейзаж. (Слайд 1–2, см. Приложение 1).
Учитель.
Как прекрасен в декабре,
Лес на утренней заре!
Сосны стройные и ели
До корней заиндевели.
На осинах и берёзах
Пряжа тонкая мороза.
Спит спокойно зимний лес –
Белый иней до небес.
– Вот мы и очутились в нашем зимнем лесу.
Нравится ли вам зимний пейзаж?
– Мне тоже очень нравится! Такую картину можно
увидеть только зимой!
2. Звукобуквенный анализ слова “зима”. Закрашивание схемы
Фронтальный опрос.
– Сколько слогов в слове “зима”? (2).
– Почему два слога? (В слове два гласных звука.)
– Сколько в слове гласных столько и слогов.
Повторяем правило.
– Назовите первый слог “зи”. Второй слог “ма”.
– Какой слог ударный? (2-й.)
– Произнесите и послушайте первый звук в слоге
“зи”.
– Какой он? (Согласный, мягкий, звонкий.)
– Произнесите и послушайте 2-ой звук в слоге
“зи”.
– Какой он? (Гласный, безударный.)
– Какой звук мы произносим и слышим в слоге “ма”
первым?
– Дайте характеристику этого звука. (Согласный,
звонкий, твёрдый.)
– Какой звук мы произносим вторым в слоге “ма”.
– Какой он? (Гласный, ударный.)
– Сколько в слове звуков? (4 звука.) Сколько
букв? (4.)
– Молодцы! Вы хорошо справились со
звукобуквенным анализом слова “зима”.
Отправляемся на экскурсию. Звучит лёгкая
мелодия.
3. Первая остановка.
Нас встречает герой:
Из трёх снежных комков,
А глаза из угольков.
Нос морковкой, стоит с метёлкой.
Кто это? (Снеговик.)
На фоне пейзажа снеговик, который разбросал снежки с записанными буквами и слогами. (Слайд 3).
1. Беседа о явлениях в неживой природе зимой
Учитель. Много примет у белоснежной красавицы-зимы в неживой природе. Светит, но не греет солнце. День короткий, ночь длинная. А какие зимние приметы знаете вы?
Фронтальный опрос.
Дети перечисляют приметы зимы: выпадает снег, трещат морозы, дуют холодные ветра: вьюги и метели. Реки скованы льдом. Почва промёрзла, покрыта снегом.
– Молодцы! Вы очень наблюдательные.
– Из чего вы любите лепить снеговиков? (Из
снега.)
– Снег, ребята, это твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде кристаллов – снежинок, очень разнообразных по форме, имеющих в основном шестиугольную пластинку. В морозный день снежинки вьются в воздухе, а в более тёплые дни снег падает крупными хлопьями. Снег спасает растения от мороза. Для травянистых растений снег словно одеяло. Хорошо растения сохраняются там, где это “одеяло” толстое, т.е. снег глубокий. Снег очень важен и для животных: многие птицы и звери прячутся в снегу от холода, особенно по ночам.
– Откройте учебник “Окружающий мир” на стр. 51, вверху. Рассмотрите снежинки. Какая из них похожа на настоящую? Обведите красным карандашом. А какая – самая красивая? Обведите и её.
2. Повторение изученных букв. (Слайд 4).
– А вот и снежинки полетели. (На фоне
зимнего пейзажа прикрепляю изображения
снежинок, в центре каждой снежинки записаны
изученные буквы.)
– Пока снежинки не опустились на землю,
назовите гласные буквы.
– Почему их называют гласными? (Звуки, которые
они обозначают, во рту не встречают преграды.)
– Назовите согласные буквы.
– Почему они согласные? (Звуки, которые они
обозначают, во рту встречают преграду.)
– Вот и выпал белый и пушистый снег на землю,
прикрыл её тёплым, пуховым одеялом.
3. Чтение слогов. Слоги записаны на нарисованных снежках. (Слайд 5.)
– Снеговик предлагает поиграть в снежки. Правильно прочитанный слог – это меткое попадание в соперника.
Фронтальный опрос.
Дети по очереди читают слоги.
4. Работа в парах.
– Ребята, давайте поиграем в слоговое лото в парах. Каждая пара должна составить из данных слогов зимнее слово. Поработаем дружно, порадуем нашего гостя. (Слайд 5).
На каждой парте разложены нарисованные снежки, на которых записаны слоги. Из них дети составляют слова: зима, снежок, ветер, мороз, метели т.д.
Проверка.
– Зимние слова составлены. Прочитайте их и
подберите схему к вашему слову. (Прочитав, дети
выходят к доске, находят соответствующую схему к
словам).
– Молодцы! Вы составили слова, которые
обозначают явления неживой природы зимой, а они в
свою очередь влекут за собой изменения в живой
природе. За этим мы понаблюдаем, продолжив нашу
экскурсию. Прочитайте любимую чистоговорку
Снеговика.
5. Чтение чистоговорки с доски.
(Первую строчку читает первый ряд, вторую второй ряд, третью – третий, четвёртую все дружно, затем повторяют дружно всё сначала.)
МА – МА – МА – МА – в гости к нам пришла зима.
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – много снегу намело.
РА – РА – РА – РА – снегу рада детвора.
РЫ – РЫ – РЫ – РЫ – покатились мы с горы.
– Снеговик очень доволен и рад знакомству с вами! Но, пришла пора прощаться. На память о себе он дарит свой портрет. (Раздаю картинки-раскраски с изображением снеговика).
Физкультминутка
Мы продолжим свою экскурсию с весёлой песней. Представим, что мы едем на саночках. (Дети встают, двигаются и поют.)
Сами саночки бегут, стелется позёмка. (Лёгкий бег на месте).
И бубенчики поют на морозе звонко. (Хлопки руками над головой).
Динь-динь-динь-динь-динь синими лесами. (Поворот вправо с хлопками).
Едут, едут динь-динь-динь сани с бубенцами. (Поворот влево с хлопками).
4. Остановка
Нас встречает девица,
Сама белолица.
Вместе с Дедушкой-Морозом
К нам придет на Новый год!
Кто это? (Снегурочка.)
1. Дикие звери в нашем лесу. (Слайд 6).
На фоне пейзажа картинка с изображением Снегурочки. Вокруг Снегурочки собрались: белочка, заяц, лиса, ёж, медвежонок, которые наряжают её в дорогу.
Учитель. Бродили, наследили дикие звери в нашем лесу, не сразу поймёшь, кто тут был? Вот это заячий след. От задних лап след вытянутый, длинный, а от передних – круглый, маленький. А этот след – побольше. В снегу от когтей дырки – лисий след.
– Назовите животных, которые наряжают
Снегурочку на праздник. (Белка, ёж, волк, лисица,
медвежонок).
– Кто из них лишний? (Ёжик и медвежонок – они
зимой спят.)
– Бурый медведь – настоящий “хозяин тайги”. Его
можно встретить всюду. А зимой он спит в своей
берлоге. Это крупное, всеядное, хищное животное.
– Как проводит нашу суровую зиму белка? Лиса?
Волк?
Ученики делятся знаниями из своего жизненного опыта.
– Закрепляем их знания и исправляем неточности чтением мини-текстов.
2. Чтение мини-текстов читающими учениками.
“Белка ценный промысловый зверёк из отряда грызунов. Обитает в кронах деревьев, где устраивает шарообразное гнездо”.
– Чем питается белка зимой?
Учитель. Всем известна плутовка рыжая головка, с длинным, очень пушистым хвостом и большими острыми ушками? Что вы знаете о ней?
Выслушиваются ответы детей. Прочитывается
мини-текст.
Продолжают читать читающие ученики.
“Окраска у лисицы рыжая, часто с тёмным крестом на плечах. Грудь белая. Зимой питается грызунами, реже зайцами, птицами”.
“Волк крупный зверь с пушистым хвостом. Окраска серая. Живут стаей. Питается зимой копытными, грызунами, растительными кормами, всевозможной дичью”.
– Почему этих животных называют дикими?
Дети делятся своими знаниями, дополняю их ответы, уточняю и исправляю.
3. Работа в парах с раздаточным материалом. (Слайд 7.)
а) Соотнести предметную картинку с
изображением диких животных: волк, лиса, белка,
медведь, ёж – с соответствующим словом. “Кто? Где
живёт?
б) Соотнести слово со словосочетанием: в
дупле, в норке, в берлоге, под кустом.
4. Проверка по готовому образцу.
– Молодцы! Со всеми заданиями Снегурочки вы справились, и мы можем продолжить экскурсию, а со Снегурочкой попрощаемся ненадолго, ведь мы с ней скоро встретимся на празднике. На память Снегурочка дарит свою картинку-раскраску.
Физкультминутка
Звучит фонограмма. Дети встают и поют с движениями.
Ветер весело звенит, подгоняет санки. (Машут
руками вправо, влево).
Остаются позади – снежные полянки. (Поворот
назад.)
Динь-динь-динь-динь-динь синими лесами. (Хлопки
руками.)
Едут, едут динь-динь-динь сани с бубенцами. (Хлопки
руками.)
5. Остановка
Встречает нас мастер, который на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз!
– Кто он? (Дед Мороз.)
На фоне пейзажа появляется изображение Деда Мороза. (Слайд 8)
– Нарядил Дед-Мороз деревья в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучил им снеговые шапки, пуховые варежки на ветки одел. Не узнать деревья! Сможете ли вы, ребята, ответить на вопросы Деда Мороза?
Беседа. Наш лес зимой.
– Какие лиственные деревья растут в нашем
лесу? (Берёза, осина.)
– Как приготовились лиственные деревья к зимней
стуже? (Сбросили листья.)
– Что произошло бы с ветками лиственных
деревьев, если бы осенью они не сбросили листья? (Сломались
бы под тяжестью снега.)
– Какие хвойные деревья растут в нашем лесу? (Лиственница,
сосна, ель.)
Ответы детей прослушиваются, дополняются, исправляются.
Учитель. Ель вечнозелёное дерево. В нашем районе чаще встречается ель сибирская. Послушайте рассказ Дедушки-Мороза об одной ели.
Чтение за звуковым ориентиром. (Слайд 9).
“… Ель росла в лесу. У ели играли белки, скакали зайцы. Ель кормила птиц. Ветки укрывали зверей от ветра, морозов. Но вот настал Новый год, а ель грустит … ”
Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.
– Где росла ель? Какие звери резвились у ели?
– Кого кормила ель? (Птиц.)
– Какие птицы зимуют в нашем крае?
Загадки о птицах
После каждой отгадки на ветки деревьев прикрепляю иллюстрацию с изображением птицы. (Слайд 10)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Читающие ученики прочитывают мини- тексты об особенностях зимующих птиц нашей местности.
“ В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Зимуют в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Пищу находят во дворах, на свалках, в кормушках”.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат:
Кар-кар-кар! (Ворона.)
“Поселяются вблизи жилья. Отдалённых участков тайги избегают. Гнездятся на высоких деревьях. Всеядны. Днём вороны промышляют на свалках”.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири.)
– Обратите внимание на их толстый, короткий клюв. Этот клюв им помогает расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки.
Она маленькая птичка,
И зовут её… (Синичка.)
“В морозы ночует в дуплах и других укрытиях. Питается зимой семенами растений. Синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами”.
Учитель. Обитают в нашем районе белые куропатки. (Иллюстрация.) Зимой эти птицы чисто-белые, лапы полностью покрыты густым оперение, большие когти служат для раскапывания снежного покрова, могут удерживаться на поверхности даже рыхлого снега. Зимой собираются в стайки.
Можно увидеть на торчащих ветвях или сухих верхушках деревьев птицу-кедровку. (Иллюстрация.) Гнездится и зимует почти по всей лесной зоне нашего края.
В нашем районе гнездится на земле, обычно у ствола дерева птица-глухарь. (Иллюстрация.) Питается зимой в основном тонкими побегами, почками лиственницы и берёзы, хвоёй. Находится под охраной. Лиственничные леса и мари являются любимым местом обитания глухарей. Растения дают животным главное – пищу. К сожалению, зимой её ни всегда бывает достаточно. Вот почему человек должен приходить на помощь птицам – подкармливать их.
– Как должны люди относиться к зимующим птицам?
Птиц нужно подкармливать. Мастерить для них кормушки, подсыпать крупу, а синичкам подкладывать несолёное сало. От голода птицы гибнут в зимние морозы.
Чтение наизусть стихотворения А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
– Послушайте стихотворение А. Яшина “Покормите птиц”.
Рассказывают подготовленные дети.
1 чтец.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 чтец.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
3 чтец.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4 чтец.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Продолжение беседы по прослушанному тексту.
– Ребята, почему же грустила ель? Ведь она кормила птиц, звери веселились у ели, её ветки укрывали их от ветров и морозов! Ещё ель называют кормилицей. А она загрустила. (Ель грустит, потому что её могут срубить люди к празднику…)
– Какой праздник приближается? (Новый год.)
– А могут ли люди обойтись в этот праздник без лесной красавицы-ёлки?
Высказывания детей.
– Да, конечно! Ведь красивую ёлку к празднику можно купить и в магазине. Пусть она будет не настоящая – искусственная, но как много настоящих ёлочек может сберечь каждая семья. И будут ели в нашем лесу кормить птиц. И будут звери укрываться от вьюг и метелей под пушистыми ветками елей. А наш край будет зеленеть и хорошеть!
Работа с учебником “Окружающий мир”, стр.50. Чтение текста “Звуки зимы”.
Беседа по содержанию.
– О каких звуках зимы пишет автор?
– Какие звуки зимы услышали вы на сегодняшней
экскурсии?
6. Итог урока
– Пришло время прощаться с Дедом-Морозом и подвести итог нашей заочной экскурсии.
Отключаю проектор. Дедушка Мороз прощается с
вами и на память дарит вам свою раскраску.
Раздаю картинки – раскраски с изображением Деда
Мороза.
– Какие буквы мы повторили во время прогулки? Назовите их.
Ученики называют буквы уже по ленте букв.
– Какие зимние слова помогли нам узнать о признаках зимы? Прочитайте.
Читают слова, составленные из снежков. (Зима, метель, снежок, снежинки, лёд и т.д.)
– Что нового узнали из текстов?
– Как зимуют в лесу дикие звери? Птицы?
– Почему люди должны подкармливать зимующих
птиц?
– Посоветуете ли вы своим родным не рубить
ёлочку в лесу? Почему?
7. Домашнее задание
– Всей семьёй принять участие в изготовлении кормушек для птиц, приготовить корм для них. Нарисовать свою картину зимней природы. Прочитать текст “Зимние картины” азбука, стр. 118.