Повышение мотивации у учащихся через формирование познавательной компетенции на уроках математики

Разделы: Математика


Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот кто лучше всех откликается на происходящие изменения.
Чарльз Дарвин

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формированию у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Моя личная концепция складывается из развития у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека, в раскрытии внутренней гармонии математики, рациональном сочетании различных видов деятельности.

Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики через решение практических задач и краеведение.Я поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Это потребовало отказа от сложившейся практики построения школьного математического курса, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Я считаю, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.

Правильная организация учебно-воспитательного процесса, выбор рациональной системы, методов и приемов обучения способствуют достижению стабильных результатов обучения.

Например, на уроках геометрии при изучении темы "Теорема Пифагора" после повторения основных сведений о соотношениях между сторонами и углами треугольника, других известных учащимся сведений о прямоугольном треугольнике были предложены задачи:

  1. Стены Иркутского острога 17 века высотой 8 метров окружены рвом, заполненным водой, шириной 6 метров. Какой длины должна быть лестница, по которой можно взобраться на крепостную стену?
  2. Фонарный столб на нашей дачи, высотой 12 метров должен поддерживаться для устойчивости проволкой длинной 20 метров. На каком расстоянии от основания столба надо закрепить колышек, если другой конец проволоки закреплен у вершины столба?

Иногда предлагаю задачи олимпиадного характера:

Пловец плывет вверх против течения Иркута. Возле поселка Горького он потерял пустую фляжку. Проплыв еще 20 минут против течения, он заметил свою потерю и вернулся догонять фляжку; догнал он ее возле Иркутного моста Какова скорость течения Иркута, если расстояние между мостом и поселком равно 2 км.?

Ценность таких уроков в том, что мысль учащихся весь урок работает целенаправленно. При изучении трудных тем, чтоб не упал интерес к предмету, я перед изложением новой темы даю задачи, содержащие элементы доказательства теоремы или наоборот задачи закрепляют изученный материал.

При изучении темы: "Цилиндр" можно изучать её в течение нескольких уроков, а если в виде лекции, то в данную тему я включаю несколько параграфов сразу, кроме темы “Объем цилиндра”. На таком уроке можно сразу дать обычное определение цилиндра, которое не сразу запоминается, а можно дать развертку цилиндра, как тело вращения прямоугольника вокруг какой-либо стороны своей, а затем перейти к понятиям таким, как высота, ось, образующие цилиндра, затем на развертке показать из чего состоит цилиндр. Аналогично про конус. Рассмотреть на исторических памятниках. Работаем конкретно с данным зданием и применяем все знания по данной теме к ним: определение тел, вычисление площади поверхности и вычисления объемов.

Обыгрываю данные темы через ролевые игры – организация работы фирмы “Реставратор”, объявление тендора на реставрационные работы.

Собор Богоявления

Крестовоздвиженская церковь

Казанская церковь

Владимирская церковь

Сколько понадобиться моющего средства для мытья памятника, если надо 50 литров 15% раствора?

Что выгоднее использовать моющее средство по цене 35 рублей за 1 литр, концентрация раствора 18%, или по цене 32 рубля с концентрацией 20%?

Уроки проходят увлекательно и интересно, так как работа есть для сильных и для слабых учеников.

Задача.
Усадьба Волконских имела форму четырёхугольника ABCD, где основание DC в 1,4 раза длиннее стороны АВ; AD меньше АВ на 45 аршин; ВС короче АD на 70 аршин. Вычислите длину забора , необходимого для реставрации, если известно, что сумма двух самых длинных сторон АВ и DC на 258 аршин больше суммы его коротких сторон AD и ВС.

Есть три различных фирмы с различными условиями. Выбрать самый дешевый план реставрации.

На своих уроках организую обучение, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытие новых знаний, решая задачи проблемного характера, пользуется рациональными приемами усвоения знаний.

Чтобы вооружить учащихся этим приемом мыслительной деятельности, стараюсь исключать воспроизведение изученного материала в неизменном виде. А для этого прошу доказывать теоремы по измененным чертежам и буквенным обозначениям, при работе с выведенными формулами менять буквенные обозначения.

Принцип “спирали” позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Знакомство с архитектурными памятниками Иркутска мы начинаем с простого рассматривания фотографий. Далее идет слайд – экскурсия с небольшими комментариями, а пешеходная экскурсия дополняется более обширными пояснениями. Исследование “Иркутск и Байкал – милые моему сердцу” предполагает работу со справочной, художественной литературой, посещение художественного музея города.

Главной своей задачей считаю не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учится.

Повышение мотивации через нестандартные уроки, вовлечение учащихся в исследовательскую работу, выполнение творческих работ, участие в массовых мероприятиях по предмету различных уровне, дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады, математические бои.

Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно – ориентированного обучения математике.
  2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.
  4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность: организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами – позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.
  5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек – заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов.

Главной своей задачей считаю не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учится.