Проблема улучшения положения детей-инвалидов требует комплексного подхода, который заключается в более эффективной реализации взаимодействия различных учреждений. Сложилась парадоксальная ситуация, казалось бы, все мы, и государственные и общественные организации должны помогать и знать друг друга, а на самом деле мы работаем совершенно разрозненно и порой случайно узнаем о существовании той или иной организации. Что тут можно сказать о родителях, которые находятся в информационном вакууме. Необходимость проекта “Маленькой семье – большие возможности” возникла в процессе опроса родителей, которые не знают, куда можно обратиться в различных жизненных ситуациях.
Обращение за помощью по детским проблемам в многочисленные структуры органов власти чаще всего не дают положительного результата: все эти организации работают разрозненно, и в большинстве своем владеют узконаправленной информацией. Именно эти обстоятельства побудили нас к созданию целевой программы по вопросам общественной и государственной поддержки детей-инвалидов и их родителей. Многолетняя практика нашей работы показала, что данная программа актуальна и чрезвычайна необходима детям и родителям.
Защищенность в детстве закладывает основу для всей последующей жизни человека. От того, как мы сегодня сумеем обеспечить условия для наилучшего выполнения семей своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной, зависит, сможем ли мы изменить к лучшему собственную жизнь и жизнь наших детей. Совместными усилиями будет создан механизм взаимодействия между различными структурами по изменению реальной ситуации в отношении семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Цель проекта – усовершенствование методов и организационных подходов в разработки целевой программы реабилитации и поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида на основе сотрудничества дошкольных учреждений с общественными организациями.
Задачи:
- Вовлечение различных учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу, разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями.
- Создание системы учета и контроля государственных и общественных организаций, занимающихся проблемой детей с разным социальным статусом г. Краснодара – составление и ведение картотеки с паспортизацией.
- Организация информационного пункта для родителей.
- Создание для детей-инвалидов условий для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от социума.
- Обобщение и распространение опыта работы по проекту, выпуск информационного буклета.
Методы реализации проекта
Вся работа по проекту проходит в 4 этапа:
1. Подготовительный этапМероприятия | Результаты |
Составление картотеки о семьях, которые воспитывают ребенка-инвалида | Сбор списков из поликлиник, медицинских центров, дошкольных учреждений. |
Подготовка анкет для первоначального опроса семей, которые примут участие в проекте | Для изучения потребностей родителей в услугах образования и оздоровления. |
Рассылка информационных писем | Родителям и организациям, которые заинтересованы в проекте. |
Исследование проблематики и обработка анкет | Выявление наиболее распространенных вопросов и запросов родителей |
Составление картотеки с паспортизацией государственных и общественных учреждений | Позволит быстро и точно в информировании родителей. |
Составление информационного буклета для родителей | Куда войдут адреса учреждений, которые занимаются вопросами образования и оздоровления детей-инвалидов с краткой информацией о своей работе. |
Подбор специалистов для работы в информационном пункте | Специалисты дошкольного учреждения – социальный педагог, психолог. |
Создание методического комплекса, сбор информационного материала для учреждений, заинтересованных в реализации совместных проектов. | Информация о проектах, мероприятиях, где можно принимать участие. |
Выпуск информационного буклета для родителей. | Планируемый тираж – 1000 экземпляров. |
Подготовка опыта работы по проекту. | Для дальнейшего распространения программы среди различных учреждений. |
Работа с детьми |
|
Организация обучающих занятий для детей, не посещающих дошкольные учреждения. | |
Создать условия приобретения опыта интеграции детей-инвалидов, в среду других детей. | |
Дать возможность самореализации детей с особыми потребностями. | |
Проведение совместных праздников для детей с различным уровнем развития. | |
Работа с родителями |
|
Обеспечение родителей информационным материалом (буклеты, картотека и т. д.) | |
Оповещение родителей о новых услугах и организациях | |
Работа консультационного пункта | |
Подбор методического материала по обучению своего ребенка | |
Работа с различными организациями |
|
Информация о родителях, которые нуждаются в помощи | |
Подбор методического материала о деятельности организаций (Грантовые проекты, благотворительные мероприятия и т. д.) | |
Сбор банка данных для привлечения к совместным проектам и акциям. За счет собранной информации будет легко найти партнера для реализации совместных проектов. |
Обобщение и распространения опыта работы по программе. | Статьи в СМИ, информационные буклеты. |
Вовлечение различных органов власти и учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу | Разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями |
Привлечение к реализации проекта других организаций. | Проведение ознакомительных встреч с представителями государственных учреждений. |
Развитие и распространение данной программы. | Налаживание работы с городским методическим кабинетом. |
Ожидаемые результаты
- Благодаря целевой программе были сформулированы основные принципы многоуровневой социальной работы, при участии различных организаций.
- Услугами консультационного пункта смогли воспользоваться не только родители, но и других общественные и государственные организации.
- Благодаря созданию информационного пункта у родителей повысился уровень осведомленности о деятельности различных организациях, которые оказывают помощь в различных вопросах воспитания и обучения “особого” ребенка.
- Создание картотеки позволило родителям быстро и точно находить нужную информацию.
- Отработка различных методов взаимодействия государственных учреждений с общественными организациями, помогло развить и укрепить взаимодействие более 3 организаций, обменяться накопленным опытом и практическими приемами работы.
- Выпуск информационного буклета (тираж 1000 экземпляров), будет распространяться среди государственных учреждений и общественных организаций города и края.
- Були созданы условия для интеграции более 20 детей-инвалидов в общество. Опыт, приобретенный на совместных занятиях, поможет им преодолеть психологический дискомфорт в отношениях со сверстниками.
- Увеличилось численность детей, охваченных образованием.
Методы оценки результатов
- Создание информационной базы, на основе которой будет проводиться постоянный анализ проблем семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
- Качество работы пункта будет контролироваться путем анкетирования семей.
- К концу первого года существования пункта ее услугами должно воспользоваться более 50 семей, воспитывающих ребенка-инвалида, и знания по воспитанию и обучению “особого” ребенка должны применить не менее 30 семей.
- Использование положительного опыта государственными структурами.
- Повышение доступности для родителей информационных услуг.
- Факты сотрудничества между различными организациями.
Управление проектом
Управление проектом осуществляет Административное подразделение, в которое входят:
- Руководитель проекта,
- Бухгалтер,
- Администрация дошкольного учреждения,
- Внешние консультанты.
Административное подразделение координирует работу основного и вспомогательного подразделения. В каждом подразделении есть ответственный, который координирует работу в подразделениях.
- Административная группа будет собирать ежеквартальные собрания участников проекта, где будет проверяться соответствие проведенных работ намеченному расписанию, планируемым качественным и количественным показателям его выполнения.
- Участники проекта составляют промежуточные отчеты, на основании которых руководитель будет корректировать план работ и анализировать текущие результаты и проблемы.
- К окончанию проекта руководитель и основные участники составляют:
- Полный отчет о проведенной работе;
- Подборку методических рекомендаций.