Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
С запросом к нам в психологический центр “Шанс-Омет”, находящийся при Управлении образования города Елабуга обратилась администрация ДОУ, так как в штате детского сада нет психолога. Запрос был такого содержания: помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
С администрацией ДОУ было согласовано время проведения и продолжительность работы. Нашей задачей было дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому мы остановились на такой форме, как семинар с элементами тренинга “Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ”. Целью которого мы ставили: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.
Наш семинар “Эффективное общение” – попытка показать педагогам структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Были проведены три встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции), так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.
Занятие 1. Рефлексия как способ продуктивного общения. Самопознание и рефлексия.
Основной целью первой встречи было создание доверительных отношений, а так же сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
Занятие 2. Барьеры эффективного общения
На второй встрече проводился анализ собственного опыта общения педагога с родителями воспитанников. Отрабатывались навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.
Занятие 3. Навыки эффективного общения
Целью третьей встречи было поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии, где предусматривалась отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.
Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было прежде заметно. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно!
Занятие 1. Самопознание и рефлексия. Рефлексия как способ продуктивного общения
Цель:
- Создать благоприятные условия для работы группы;
- Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
- Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
- Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
- Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.
Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.), тетради, ручки.
Ход встречи
1. Упражнение “Мы рады вас видеть”
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь крута.
– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.
Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.
Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.
Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
2. Беседа: О сущности понятия “тренинг”
Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем ассоциируется?
(Ответы педагогов.)
Психологический тренинг — это тренировка души, разума и тела.
Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей
Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.
3. Правила работы в группе
Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.
Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы. (Приложение 1)
4. Оформление визиток
– Каждый из нас при рождении получает имя. Оно сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют знакомые, близкие и совсем незнакомые люди. Вам предоставляется возможность проявить свое творчество в оформлении визиток.
5. Вступительная бесед по теме
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.
У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.
Тема нашей первой встречи “Рефлексия как способ продуктивного общения”
Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность погрузиться в мир своих ощущений, провести определенную работу по извлечению своих скрытых потенциальных возможностей, проводя рефлексию своих чувств и состояний.
6. Упражнения “Мои ожидания от тренинга”
Цель: Создание в группе атмосферы психологического комфорта, снятия эмоционального напряжения в группе участников.
Инструкция: Каждый из нас начиная какую-либо работу, ждет от нее определенных результатов. В чем заключаются ваши ожидания и в какой степени вам важны знания в области эффективного общения?
На ватмане ведущим рисуется прямая линия, и проставляются от 1 до 10 баллов, участникам предлагается поставить точку на линии, где они себя ощущают и оценивают степень важности знаний в области общения, затем проговаривают ожидания от семинара.
7. Упражнение “Интервью”
Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.
– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. (Приложение 2)
Психолог: Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.
Вопросы к группе:
- Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
- Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
- Как вы думаете, было ли это упражнение примером рефлексии?
- Что означает рефлексия? Что мы вкладываем в понятие “рефлексия”?
- Давайте поговорим, как часто мы обращаемся к рефлексии в своей жизни и в профессиональной деятельности?
- Можем ли мы назвать обмен чувствами и мыслями рефлексией?
Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.
Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”
8. Мини-лекция “Окно Джохари”
Ведущий выполняет рисунок “Окно Джохари”.
– Что напоминает нам этот рисунок? (Окно.)
9. Техника самодиагностики
Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”. (Приложение 4)
Итог первой встречи: Наш семинар “Эффективное общение” – попытка понять структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно.
Занятие 2. Барьеры эффективного общения
Цели: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.
Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.
Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.
Ход встречи
1. Упражнение-активатор “Здравствуй друг”
2. Закрепление правил работы в тренинге
Психолог: Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
Для эффективной работы в тренинге нами были приняты определенные правила. Вспомним их. (Приложение 6)
3. Рефлексия
– Что помешало вам высказать свою точку зрения?
Наши ограничения влияют на наши взаимодействия. Как часто наши ограничения связаны с нашими установками.
Вспомните “Окно Джохари” – “Видимое” – это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.
Прошла неделя. После первой встречи эмоции улеглись, остался лишь сухой остаток. Когда приятное чувство новизны уходит, остается сухой остаток знаний. Предлагаю обменяться своими мыслями и чувствами о первой встрече.
– Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”
Обменяемся своими мыслями и чувствами (по принципу попкорна – кто готов тот и высказывается)
4. Упражнение “Сфера ответственности”
В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. Участникам предлагается встать возле определенной надписи.
Обсуждение:
– Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.
Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.
5. Упражнение “Взгляды”
Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.
– Удалось ли всем найти пару?
Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.
Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.
6. Групповая дискуссия
– Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.
7. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями”
– Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:… (Приложение 7)
Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.
Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
8. Упражнение “Построимся”
Психологический смысл упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
9. Рефлексия
Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня
Итог второй встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
10. Техника самодиагностики
Тест для самооценки затруднений в общении с родителями. (Приложение 9)
Занятие 3. “Навыки эффективного общения”.
Цель: Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.
Продолжить работу с участниками по самоизучению и самоанализу. Поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии.
Материал: планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).
Ход встречи
1. Упражнение-активатор “Поменяйтесь местами, кто...”
2. Вводная беседа
А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.
3. Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре”) с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
4. Упражнение “Диалог с ролями”
Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.
Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.
Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?
Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.
Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)
5. Мини-лекция: “Торт общения”
Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
- Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
- Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
- Я хороший – ты хороший (позиция на равных)
Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).
Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?
Общение – это деятельность, и как любая
деятельность поддается анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество
или соперничество)?
Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?
Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”
6. Мини-лекция Что такое “активное слушание?”
7. Выдача памятки “Правила активного слушания”
8. Упражнение “Активное слушание”
Цель: выработать собственную технику активного слушания.
9. Мини-лекция
Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.
Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих родителей, которые закладывают установки “должна”, “нельзя”
Позиция “Я” в роли “взрослого” – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. Характерная особенность позиции – целесообразность во всем.
Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.
Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной.
10. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении
Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.
Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).
Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.
11. Мини-лекция “Важные средства общения”
“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).
– Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать:
Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
12. Упражнение “Рюкзачок”
Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Что-то за эти 3 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.
14. Обратная связь
Литература
- Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: “ЧеРо”. – 2004.- 240с.
- Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005.- №4 – с.157-159Г
- Мириманова М.С. Конфликтология: – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.-320с.