Возможности уроков курса "Окружающий мир" в формировании исследовательской культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа


Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Курс “Окружающий мир” – один из самых сложных и интересных курсов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил гигиены до знаний о нашей планете, странах, народах мира. Интересен тем, что учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами.

В реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок окружающего мира приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: “Кто первый увидит?”, “Кто быстрей найдет?”.

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Основной целью этого метода является создание условий, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • Развивают системное мышление.

Системы действий учителя и учащихся
на разных стадиях работы над проектом

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания    
1.1. Выбор темы проекта Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Обсуждают и принимают общее решение по теме.
  Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.
  Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2. Выделение подтем в теме проекта. Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.
  Принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).
1.3. Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе подтемы и виды деятельности. Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, литературу. Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итоговой проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.
3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а затем во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.). Докладывают о результатах своей работы.
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.