Морское путешествие в Страну грамотеев. Знакомство с буквой Э (э) (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить учащихся с гласным звуком «э» и буквами Э(э);
  • формировать умение делать фонетический разбор слов «эхо», «экран»; развивать речь, расширять кругозор
  • воспитывать чувство локтя, взаимопомощи

Тип урока: комбинированный

Форма урока: игра-путешествие

Оборудование: большой рисунок-портрет бабы Яги, карта Страны грамотеев с указанным маршрутом путешествия и местом клада, отмеченным красным крестиком; вырезанный из картона маленький парусник для наглядности прикреплённый к карте путешествия, портрет Чудища морского; вырезанная из картона красочная фигура Звукомора, фигурки Звуковичков, письмо Звукомора, большая коробка, стилизованная под сундук с кладом, с изображением двух кованных замков, которые предстоит открыть; карточка с изображением буквы «Э», картинка с изображением буквы в образе ласточек, схемы слов в виде старинных ключей «экран», «эхо», фишки (красные, синие, зелёные), карточки «звуковые домики» и табло для них, разрезные карточки с печатными буквами (Аа, Яя, Оо, Ёё, Уу, Юю, Ээ); звукозапись песни И. Дунаевского «Весёлый ветер», звукозапись шума морского прибоя, песочные часы (1 минута)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши смышлёные лица, любопытные глазки. Начинаем наш урок чтения. И нам сегодня никак не обойтись без приключений и научных открытий. Скажите, готовы ли вы к новым испытаниям?

2. Цель урока

Учитель: Тогда прямо сейчас мы отправляемся в путешествие по морям Открытий и по волнам Знаний в удивительную Страну грамотеев. Говорят, кто туда попадёт, тот обязательно клад найдёт. Но это не золото и не бриллианты, не сладости, а что?
Как вы думаете?

Учитель: В любом случае, это что-то новое и интересное, которое обогатит ваши знания, сделает вас умнее и образованнее. Скажите, а на чём же нам отправиться в морское путешествие?

Учитель: Верно. Вот он наш кораблик. (На доске появляется вырезанный из картона парусник). Он стоит на рейде, готовый отправиться в плавание. Располагайтесь удобно на своих местах. Можно смело начинать путешествие с весёлого стихотворения-речёвки.

Учитель: Как живёшь?

Ученики: Вот так! (Ребята дружно вытягивают вперёд руки, сжатые в кулаки, с поднятыми вверх большими пальцами)

Учитель: Вдаль глядишь?

Ученики: Вот так! (Ребята дружно подносят руки к лицу, изображая бинокль)

Учитель: А плывёшь?

Ученики: Вот так! (Ребята дружно вытягивают вперёд руки, сжатые в кулаки, с поднятыми вверх большими пальцами)

Учитель: Полный вперёд! (Звучит фрагмент песни И. Дунаевского «Весёлый ветер»)

3. Актуализация полученных знаний

Учитель: Весёлый ветерок подгоняет наш кораблик. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Но куда плыть? Как отыскать путь в Страну Грамотеев?

Учитель: Конечно, нужна карта. Молодцы, ребята. Любое путешествие начинается с карты. Она висела на этой части доски (теперь на этом месте висит портрет Бабы Яги).
Но что такое? Всё понятно это проделки Бабы Яги. Вот и записочку она оставила. (Учитель читает) Она уверена, что вам ещё рано плыть в Страну грамотеев и согласна отдать карту, если вы ответите на 3 вопроса. Ответы должны быть полными и грамотными.

  • На какие группы можно разделить звуки речи? (Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.)
  • Что вы знаете о гласных звуках? (Гласные звуки произносятся с голосом, не встречая препятствий на своём пути, обозначаются красной фишкой.)
  • Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки при произношении встречают препятствие: язык, губы, зубы; могут быть твёрдыми или мягкими. Твердые согласные обозначаются синей фишкой, а мягкие согласные обозначаются зелёной фишкой.)

Учитель: Баба Яга согласилась вернуть карту. Вот она. Но вы посмотрите: Баба Яга всё-таки навредничала, все названия зашифровала. Но это не страшно, главное на карте отмечено место клада.

Учитель: Ребята! Земля! Мы подплыли к Стране Грамотеев. Чтобы попасть к месту клада, надо проплыть вдоль её берегов. Но здесь властвует Чудище подводное, Лихо земноводное и не всех пропускает в Страну Грамотеев. (Учитель обращает внимание на картину с изображением чудища)
Нужно только выполнить правильно задания, которые он для вас приготовил.

  • Нужно выбрать из букв на доске только строчные.

А, а, О, о, Ё, ё, Я, я, У, у, Ю, ю

Учитель: Вы очень хорошо справились с первым заданием. Молодцы.

  • Игра «Найди свой домик»

Была хорошая погода. Гласные буквы вышли погулять. Случайно или нет, но они попали на улицу согласных звуков. Вдруг небо потемнело. Солнце спряталось за тучки. Полил дождь. Каждый согласный может спрятать от дождя только одну букву. Помогите найти свой дождик.

  • Расставьте карточки с буквами в том порядке, в котором мы их изучали.

Учитель: Как легко вы справляетесь с заданиями. Молодцы! (Картину с изображением чудища учитель убирает)

Учитель: Вот мы уже и у дельты реки, ведущей к месту клада.

4. Физкультминутка

Учитель: Перед трудной дорогой нужно отдохнуть. Давайте представим, что вы чайки.

Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Поглядите чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок.
– Продолжаем наш урок.

5. Усвоение новых понятий. Поиск клада

Учитель: Вот мы и у места, где спрятан клад. Здесь письмо. (Учитель достаёт, прикреплённое к карте письмо и предлагает прочесть его хорошо читающему ученику )

Клад хочешь раздобыть?
Должен ты Букварь открыть
на странице 48.
Милости просим.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники. Обратите внимание, на странице пустые клеточки вместо звуковых моделей слов. Это злой волшебник Звукомор опять чудит: украл Звуковичков, заточил их в темницу. А вместе с ними спрятал и клад. Вот в этот сундук. Чтобы спасти Звуковичков, ребята, и узнать какие слова были в пустых клеточках вы должны правильно определить звуки в словах и обозначить их фишками. Это не просто слова. Это ключи от сундука с кладом.

(Учитель обращает внимание детей на пустые звуковые модели в виде ключей прикреплённых к доске)

Учитель: Первый ключ – слово на картинке (Учитель вызывает одного ученика для звукового анализа к доске, остальные выполняют эту работу на местах) Какое слово спрятано? А вы знаете, что означает это слово?

Учитель: Слово «экран» пришло в нашу речь из французского языка и означает устройство для получения изображения.

Сколько звуков в слове «экран»?
Сколько гласных?
Сколько согласных?

Учитель: Молодцы! Своими знаниями вы открыли первый замок.

Учитель: Второе слово – ключ вам нужно «отгадать». Прочитайте стихотворение. (Учитель предлагает прочесть его вслух хорошо читающему ученику) О чём оно? С кем сравнивает эхо Е. Благинина? Давайте при помощи фишек составим звуковую модель слова. (Учитель вызывает одного ученика для звукового анализа к доске, остальные выполняют эту работу на местах)

Учитель: Я вам открою тайну, когда-то давным-давно в древней Греции слово «Эхо» обозначало имя девушки, которая в наказание за болтливость потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов. В современном языке «эхо» означает природное явление, которое служит человеку верой и правдой и в медицине, и в исследованиях морских глубин. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах на уроках физики. А теперь вернёмся к нашему ключу. Если вы правильно ответите на вопросы. То откроете второй замок на сундуке с кладом и освободите Звуковичков.

Сколько звуков в слове «эхо»?
Сколько гласных?
Сколько согласных?

Учитель: Молодцы, ребята, вы дружно справились с испытаниями Звукомора. Смотрите, он исчез. Замки на сундуке открыты, но Звуковички бояться выходить. Думают, что снова может вернуться Звукомор. Давайте докажем, что не дадим этого сделать Звукомору своими правильными и уверенными ответами.

Учитель: Сравните слова «экран» и «эхо»

Чем отличаются?

  1. В слове «экран» – 5 звуков, а в слове «эхо» – 3.
  2. В слове «экран» – 3 согласных звука, а в слове «эхо» – 1.

Чем похожи эти слова?

  1. В слове «экран» и в слове «эхо» – все согласные звуки твёрдые.
  2. В слове «экран» и в слове «эхо» – по два гласных звука.
  3. В слове «экран» и в слове «эхо» – первый гласный звук «э».

Учитель: Звуковички на свободе. Можно и отдохнуть.

6. Физкультминутка «Если нравиться тебе, то делай так»

Учитель: Отдохнули. А теперь давайте узнаем, что за клад спрятан в сундуке. Даю вопрос-подсказку. Какой первый звук в слове «экран» и в слове «эхо»?

Учитель: Верно. Это буква Э(э). (Учитель достаёт из сундука и вешает на доску образец с печатной буквой Э(э) Вот как она выглядит. Подробнее письменный образ буквы «э» мы с вами разберём на уроке письма и научимся её очень красиво писать. А теперь ответьте мне, почему их две?

Учитель: Давайте заменим буквой «Э» звуки в моделях слов. Как вы думаете, какую букву нужно поставить в начале слов «экран», «эхо» заглавную или строчную? Почему? (Заглавная буква пишется: в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в географических названиях.)

Учитель: Замените в моделях гласных звуки на известные нам буквы.

7. Закрепление

Учитель:

Ребята, предлагаю время не терять,
А с новым звуком поиграть.
Игру «Кто больше?» предлагаю
И время строго засекаю.
У нас всего одна минута есть. (учитель выставляет песочные часы)
Со звуком «э» есть слово: честь, …

Учитель: Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук «Э» в словах: ива, эврика, этот, экскурсия. ёлка, эра, экватор, эскимо, мэр, Сэм, Мэри

Учитель: После какого согласного звука будет стоять буква «э»? Какой фишкой обозначается твёрдый согласный звук? Давайте поселим букву «э» в «звуковой домик» после синей фишки на нашем табло.

8. Итог

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться. Но возвращаемся мы не с пустыми руками. Какой клад вы добыли? Что нового вы узнали? (Мы познакомились со звуком «э» и с буквами «Э,э»)

Учитель: На что похожа буква «Э»? (Учитель вывешивает картинку с изображением буквы в образе ласточек)

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
возвращается домой.

– Ласточки весной домой возвращаются, а нам пора сейчас.

9. Рефлексия

Учитель: Закройте глазки. И послушайте шум прибоя. Вот мы и дома. Можете открыть глаза. Давайте сейчас нарисуем портрет нашего урока при помощи «смайликов». Если вам понравился урок – улыбку. Не понравился – грусть.

– Покажите мне свои карточки.
– Спасибо вам.

Учитель: Кто может поделиться впечатлением? Что понравилось и запомнилось? Считаете ли вы, что после этого путешествия вы стали грамотеями или нет? Почему?

Учитель: Верно, вам ещё многому нужно научиться. Но уже сегодня вы, ребята, проявили смекалку, показали свои знания и умения. Справляться с трудными заданиями.
Вы настоящие товарищи.Выручили из плена Звуковичков, да и друг другу активно помогали.

– Спасибо за урок!