Цели:
- Закрепить знания детей о летних и осенних изменениях в жизни растений, показать связь состояния растений летом и осенью с состоянием неживой природы;
- Познакомить учащихся с жизнью насекомых и птиц летом, с изменениями, происходящими в их жизни осенью, показать связь изменений в жизни насекомых и птиц с другими изменениями в природе;
- Развить мыслительную деятельность: умению логически мыслить, анализировать, сопоставлять и сравнивать факты, делать экологически правильные выводы ; устанавливать причинно – следственные связи;
- Развивать у учащихся наблюдательность, любознательность, бережное отношение к природе.
Оборудование: “Календарь природы”, таблицы “Поздняя осень”, “Грибы”, “Перелетные птицы”, “Насекомые”, кроссворд, г/з П.Чайковский “Октябрь”, кормушки, учебный фильм “Перелетные птицы”.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие. Мы отправляемся в гости к Осени и узнаем к нее “Почему же птицы улетают от нас в теплые края?” Но прежде чем отправится в путь, узнаем сводку погоды у дежурного синоптика и отметим в путевом листе (работа по “Календарю природы и в Дневниках наблюдений”). Теперь можно смело отправляться в путь.
1. А вот и первая остановка “Лесная” (работа по картинке “Поздняя осень”).
– Как изменилась с приходом осени деревья и кустарники?
– Какие растения первыми роняют листву?
– У каких деревьев и кустарников листья до снега остаются зелеными?
– Почему деревья сбрасывают на зиму листья?
– Про какие деревья говорят: “Зимой и летом одним цветом” (хвойные).
– А почему они так называются?
– Как вы думайте, почему эти растения благополучно переживают зиму без листопада?
Что вы еще заметили в осеннем лесу? (Пожелтели и высохли травы, цветущих растений почти нет. На растениях созрели плоды и семена, и они стали уже опадать.)
Мы выяснили, как изменились растения с приходом осени и установили, что эти изменения связаны с изменениями в неживой природе.
Теперь можно отправляться на следующую станцию. А какая эта станция вы узнаете, если отгадаете загадку:
– Маленький удаленький
Сквозь землю прошел.
Себе шапочку нашел. (Гриб.)
2. Правильно гриб и остановка “Грибная”.
Все вы любите собирать грибы.
– Какие вы грибы знаете?
– Все ли грибы можно есть?
Работа по таблице “Грибы”.
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду указывать указкой грибы, если это съедобный гриб, вы показывайте зеленый сигнал на сигнальной карточке, несъедобный – красный сигнал.
– Как надо правильно собирать грибы (правило сбора грибов).
Физкультминутка.
(Ложатся на парту и слушают музыку П.Чайковского “Октябрь” , а потом рассказывают какие картины им представились, когда они слушали музыку.)
3. Остановка “Насекомые”.
– Видели вы летом насекомых?
– Каких насекомых вы видели?
– Когда насекомых больше: летом или осенью?
– Почему насекомых осенью стало меньше?
– Куда насекомые прячутся от холода?
Но с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
4. И так следующая станция “Птицы”.
О каких птицах мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете кроссворд.
Кроссворд.
1. Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит (грач).
2. Спереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце (ласточка).
3. На тесте дворец, во дворце певец (скворец).
4. Пестрая крякуша ловит лягушек (утка).
5. Певец полей (жаворонок).
6. Он серенький на вид, но пением знаменит.
– Как называются эти птицы? (Перелетные.)
Осенью все они улетают от нас в теплые края. А почему же они улетают от нас, попробуем разобраться.
Работа по картине “Перелетные птицы”
Рассмотрим картину и скажем: чем питаются грачи? Скворцы? Перепелки и аисты?
– Чем же питаются перелетные птицы? (Насекомыми, семенами, и плодами растений.)
– Так кто же догадался, почему они улетают на юг? (Потому что им нечего есть: насекомые спрятались, семена, и плоды растений опадают.)
Первыми от нас улетают стрижи, потому что они питаются одними насекомыми, которых ловят в воздухе. Они собираются в большие стаи и с пронзительным криком носятся по городу, как бы прощаясь с родными местами, и вот такими стаями летят на юг.
А вот таким клином улетают от нас журавли. Они расположились так, что образуют острый угол и одна сторона несколько длиннее другой. Медленно, медленно они летят над городом, держась так высоко, что их трудно различить, только слышишь их жалобное курлыканье!
Позднее всех улетают дикие утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы, Утки летят вот такой цепочкой, впереди летит самый сильный и опытный вожак.
– Ребята, как вы думаете, они с радостью или с грустью расстаются с родными местами? (С грустью.)
Им грустно расставаться с родными местами. На новом месте они не вьют гнезд, не выводят птенцов и даже не поют, а еще грустно потому, что во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только самые сильные и крепкие, которые хорошо питались. Ведь они преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают, Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
А сейчас посмотрим фильм “Перелетные птицы”.
А теперь попробуем составить схему – цепочку “Почему птицы улетают на юг”.
5. Станция “Театральная”.
Ребята покажут сценку по нашей сегодняшней теме.
– Здравствуй скворушка, куда ты так торопишься?
– Пора мне, воробей, пора!
– Я ведь перелетная птица, уже улетели стрижи, щурки, иволги, кукушки, горихвостки, а я все еще здесь.
– А почему они так торопятся?
– Разве ты не знаешь, что эти птицы питаются только одними насекомыми, а они с приходом холодов все попрятались.
– Ты ведь тоже питаешься насекомыми, а я все еще здесь?
– Ведь я питаюсь не только насекомыми, но и семенами растений, поэтому птицы,
которые частично или полностью питаются растительной пищей, могут находить корм
и позднее, с этим связан более поздний отлет дроздов, перепелов, куропаток и нас
скворцов.
– Скворушка, я все хочу спросить, почему это кукушка летит в одиночку?
– А ты разве не знаешь, что кукушка выросла в чужом гнезде и никогда не
дружила с другими кукушками, вот поэтому и летит в одиночку.
– Что это все обо мне, да обо мне. А ты разве не собираешься в теплые края?
– Нет, я зимующая птица, да к тому же оседлая.
– Как это оседлая?
– Ведь я постоянно живу в данной местности, вот и оседлая.
– А кто тогда снегирь?
– Кочующая птица.
– Как это понять кочующая?
– Они кочуют ежегодно в пределах определенной области, не улетая в страны с
теплым климатом.
– А каких птиц тогда называют зимующими?
– А я и есть зимующая птица.
– Ты же оседлая птица?
– Ну и что. Все оседлые и кочующие птицы – зимующие. Их в нашей местности еще называют зимующими.
– Счастливого пути, тебе скворушка! Как я тебе завидую, ведь ты летишь в теплые края!
– Глупый ты, воробей, нашел чему завидовать. Ведь перелет выдерживают только сильные и крепкие. Но я на себя надеюсь, К тому же скажу по секрету, что на новых местах птицы ведут себя совершенно иначе, нежели у себя на Родине: там они не вьют гнезд, не выводят птенцов и даже не поют. Недаром говорится: “Нет ничего лучше и краше, чем Родина наша”.
– Вот поэтому мы, зимующие птицы, остаемся.
– А чем же вы питаетесь?
– Конечно, корм находить трудно, но хитрые синицы и поползни заранее запасают корм на зиму. Да и ребят не оставляют нас в беде, подкармливают.
– Ребята, правда, вы все подкармливаете птиц? Покажите, какой корм, и какие кормушки вы приготовили для наших пернатых друзей (показ кормушек и корма для птиц).
6. Станция “Осень”.
А теперь наведем бинокли и посмотрим, кто это нас встречает как самых дорогих гостей? (Осень.)
Она приготовила кормушки и просит поместить туда тех птиц, которые могут прилететь зимой на кормушку.
– Как называются эти птицы?
– Какие из этих птиц оседлые?
– А остальных, почему не поместили в кормушки? (Перелетные.)
7. Чтение текста по учебнику.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Прочитать материал о птицах по учебнику и найдите материал в книгах: “В какие именно теплые страны улетают птицы?”