Разработка упражнений к уроку 4 (Lesson 4) по книге для чтения (Reader) для 7-го класса

Разделы: Иностранные языки


При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. Основным компонентом обучения чтению является работа с иноязычным текстом. Чтобы сформировать аналитические умения учащихся, необходимо так построить работу над иноязычным текстом, чтобы она способствовала развитию мыслительных задач, а именно умению анализировать, сопоставлять, делать умозаключения. Для формирования аналитических умений необходимо использовать поэтапную работу над иноязычным текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. На каждом этапе ставится и реализуется определенная цель. Приемы оперирования с материалами текста на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования: упражнения на узнавание по формальному признаку, упражнения на узнавание слова по семантическому признаку, упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц, упражнения на различение грамматических явлений, упражнения на прогнозирование содержания читаемого, трансформационные, подстановочные упражнения. На текстовом этапе предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста: упражнения на свертывание текста, упражнения на цитирование, на реконструкцию текста, на перефразирование, упражнения на выявление авторского отношения и оценке в тексте, упражнения на обобщение материала. На послетекстовом этапе приемы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста: упражнения на выявление темы, идеи текста, упражнения на передачу сюжета, на составление характеристики персонажей, упражнения на оценку узловых моментов текста.

В качестве примера мною разработаны упражнения  к уроку 4 (Lesson 4) по книге для домашнего чтения (Reader) для 7 класса школ с углубленным изучением английского языка (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова), Москва, Просвещение, 2009.

Lesson 4.
Chapter 4. A Visit to the Island.

Цели:

  • общеобразовательная – изучить новые лексические единицы, научить употреблять их в речи, развивать умение логически сочетать различные структуры в связной речи по теме, развивать навыки монологической речи;
  • развивающая – показать роль и значение иностранного языка в формировании личности;
  • воспитательная – воспитывать у учащихся чувство уважения и зародить интерес к литературе страны изучаемого языка, формировать навыки умственного труда, навыки самостоятельной работы и критической самооценки, добиваться добросовестности и четкости в выполнении заданий.

Задачи:

  • развивать языковую догадку;
  • научить читать текст с извлечением необходимой информации;
  • научить сокращать текст с целью его пересказа, интерпретации;
  • развивать критическое отношение к прочитанному;
  • развивать умение высказывать одну законченную мысль, утверждение по заданной теме;
  • формировать умение логически сочетать различные структуры в связной речи.

I. Дотекстовый этап

1. Упражнения на узнавание по семантическому признаку

1) Заполните пропуски подходящими по смыслу словами:

a) big broken …                                             1) fire                              a-5
b) a ruined …                                                2) doorway                      b-2  
c) … with grass                                             3) overgrown                   c-3
d) … walled, … roofed room                        4) castle                           d-6
e) a … place                                                 5) archway                       e-1
f) mysterious…                                             6) stone                            f-4

Дифференцированное задание для слабых учащихся – перевести эти словосочетания

2) Найдите в тексте слова, соответствующие следующим определениям:

a) magnificent, glorious, dignified, excellent
b) astonishing, excellent
c) regular rise and fall of sea due to attraction of moon and sun
d) small arm of sea
e) domesticated, not wild or shy
f) loud noise accompanying lightning; resounding loud deep noise
g) violent disturbance of atmosphere with high winds and usually thunder, rain or snow
h) sinking or running aground of ship; ship that has suffered wreck
i) to supply with food; keep supplied with

1) splendid
2) marvellous
3) tide
4) inlet
5) tame
6) thunder
7) storm
8) wreck
9) to feed

Дифференцированное задание для слабых учащихся – перевести предложения с этими словами.

2. Подстановочные упражнения

1) Составьте предложения из слов, данных вразброс:

a) Anne frightened quite felt a way in such that blew round wind the.
b) Little the ruined room lighted was soon flames dancing by.
c) Looked George too almost excited speak to.
d) The wreck was it, out its of lifted place high sleeping put the and on nearby rocks.

  • The wind blew round in such a way that Anne felt quite frightened.
  • Soon the little ruined room was lighted by dancing flames.
  • George looked almost too excited to speak.
  • It was the wreck, lifted high out of its sleeping-place and put on the rocks nearby.

Дифференцированное задание для слабых учащихся – перевести эти предложения на русский язык.

II. Предтекстовая ориентировка читающего

1. Определите верные и неверные утверждения (True/False)

  • Anne didn’t believe George that the storm was coming.
  • The children had a bag of food with them.
  • George rowed very fast.
  • The rabbits on the island were afraid of people.
  • There were 2 rooms that were quite whole in the ruined castle.
  • Anne called the ruined castle a perfectly lovely place.
  • Two hours later the weather changed for the worse.
  • The children could not build up a fire.
  • The children fed Tim with sandwiches and biscuits.
  • The strange ship on the rocks was absolutely green with seaweeds.

2. Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:

Read the title of the text and say what it is going to be about.

III. Текстовый этап

1. Ответить на вопросы:

1) What was the weather like when the children got up? What made George think that it was better for all of them to stay at home?
2) Why did George pull the boat high up on the sand when they arrived at the island?
3) How had the weather changed since the time they arrived at Kirrin Island?
4) How did the children build up a fire?
5) What did the children and their dog have for lunch?
6) Why did George tell Tim that her cousins were really nice?
7) Who saw something strange on the rocks?
8) Why did George throw some more sticks on the fire before they left the room?
9) What happened to the crew of the ship according to Dick’s opinion?
10) What did the storm do with the old wreck?

Дифференцированное задание для слабых учащихся – ответить на вопросы по- русски.

2. Упражнения на цитирование: act out the talks between:

1) George and Anne about the coming storm.
2) George, Anne and Julian about the island and the castle.
3) The four children during the storm when they were in the ruined castle.
4) Julian, George and Dick discussing the ship.

Дифференцированное задание для слабых учащихся – перевести диалоги главных героев из текста на русский язык.

3. Упражнения на реконструкцию текста: составить высказывание из заданных ключевых фраз:

1) the signs that showed a storm was coming
2) the ruined castle
3) the storm and what the children did during it
4) the ship that had appeared near Kirrin Island.

Дифференцированное задание для слабых учащихся – найти эти описания в тексте и перевести их на русский язык.

4. Упражнения на перефразирование: восстановите недостающие пункты плана:

Plan:

I. A Visit to the Strange Island.
         1) Changing … weather
         2) Rabbits.
         3) The castle.
II. The storm.
         1) The great storm.
         2) The behaviour of … children
         3) The behaviou r… the dog  
III. The surprise.
         1) A strange ship-wreck

5. Упражнение на выявление авторского отношения и оценки в тексте: перескажите текст, выражая собственное отношение.

Дифференцированное задание для слабых учащихся: перескажите текст, опираясь на план.

IV. Послетекстовый этап

1. Упражнения на составление характеристики персонажей:

а) отберите сцены, где содержатся только косвенные характеристики персонажей.

Дифференцированное задание для слабых учащихся: перевести на русский язык эти характеристики.

b) answer the questions: Whom do you like most? Why? Who isn’t worth your attention? Why?

2. Определите стилистические приемы в следующих предложениях:

  1. It sounded like a big dog barking in the sky.
  2. Tim heard it and barked back, sounding like a small roll of thunder himself.
  3. … an enormous drop fall on the hand.
  4. I’ve never, never heard the sea making such an awfull noise. Never! It really sounds as if it’s shouting at the top of its voice.
  5. Something dark, something big, something that seemed to come out of the waves and settle down again.
  6. It was a big ship – not a sailing-boat, or a fishing-boat.
  7. The sea was bringing the ship nearer to shore.
  8. A ray of pale sunshine.
  9. No wonder it looked strange. No wonder it looked so old and dark.
  10. Let’s explore the island, let’s explore the island.
  11. It’s a perfectly lovely place, perfectly and absolutely lovely.

a) – simile
b) – simile
c) – epithet
d) – repetition-anadiplosis
e) – repetition- anaphora
f) – repetition-epiphora
g) – metaphor
h) – epithet
i) – repetition-anaphora
j) –  repetition-anaphora
k) – repetition-anadiplosis

Дифференцированное задание для слабых учащихся: 1) перевести эти предложения на русский язык; 2) дать правильный перевод следующих словосочетаний:
the biggest disappointment, waves tear up the inlet, awfully tame, to light a fire to make things a bit more cheerful, armful of sticks, to feed the fire, at the top of his voice, tremendous loud sound, lifted high out of its sleeping-place.

3. Аргументируйте собственную оценку описываемых в тексте событий.

Continue the sentences:

  • If I were George …
  • If I were Julian …
  • If I were Anne …