Местное самоуправление

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • выработать понимание особенностей местного самоуправления в России;
  • обучать и просвещать будущих избирателей и вовлекать их в активную политику; социальной позиции и основ правовой культуры;
  • формировать активную жизненную позицию, основы правовой  и политической культуры.

После изучения темы учащиеся должны:

  • Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;
  • Знать некоторые особенности истории земства и земского движения в России;
  • Характеризовать функции местного самоуправления.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • ПК;
  • доска;
  • раздаточный материал для учащихся

План

  1. Из истории местного самоуправления
  2. Европейская хартия и Конституция РФ о местном самоуправлении
  3. Основные черты местного самоуправления
  4. Функции местного самоуправления
  5. Отличия местного самоуправления от государственного управления
  6. Польза местного самоуправления для общества

ХОД УРОКА

– Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему местное самоуправление. Оглашаются цели, план.
Каждый из вас получил материал к уроку на бумажном носителе. Задания мы обсуждаем и вносим правильные, на ваш взгляд, ответы в свой экземпляр материалов. После  этого на слайде презентации будут выведены правильные ответы. Сравниваем, исправляем.

1. Из истории местного самоуправления. Вставить пропущенные слова или словосочетания.

Земская реформа Ивана  Грозного призвана уничтожить систему _________. Земские или губные старосты избирались ________. В их задачу входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего – сбор ________. Решение местных проблем – второстепенное дело. Прогрессивный элемент – внедрение _________ начала в управление.

(Кормлений, налогов, выборный, население)

В 1708 Петром I  создано 8 губерний, к концу царствования их 12. Управление губернией в руках –_______ чиновников. Их главная функция – организация _____ и изыскание финансов на ее содержание.
С 1719 г. Упразднены ландратские введены ______ коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции на _________. Во главе поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра.
С 1714 учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового _______ – подушной подати. Он выбирался _________ сроком на год, был ответственным перед избирателями и даже подвергался суду за упущения по службе.
1699 – Указ об учреждении Бурмистрской палаты в Москве и об открытии земских изб в остальных городах, в 1718-1724 они были заменены ___________.

(Армия, дворянское общество, дискриты, налоги,  коронные, центральные, магистраты)

В  1766 г. Екатерина II издает манифест об избрании депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд.  Дворяне по депутату от _______, городские обыватели по одному от _______, прочие – по одному от _______.  Империя делится на губернии, а губернии на уезды. Городское общество избирало ________ думу, которая заведовала городским хозяйством. Общая дума избирала ________ думу, которая заведовала текущими городскими делами. В их состав входили _____________и шесть гласных по одному от каждого из разрядов городского общества.
В 1786 новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем и в других городах. Но роль самоуправления осталась незначительной.

(Уезда, всесословную, городской голова, шестигласную, города, провинции)

После реформы 1861 г. Устройство сельской местности представляло собой ________ волости. Волостное управление составляли волостной _______, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности замещались по выбору на _______ года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское _______ управление. Противоречия между крестьянами и помещиками разбирали мировые посредники из числа потомственных дворян-помещиков, на основании ________ ценза.
Недостаток – сохранение _________ принципа в формировании крестьянского самоуправления.

(Сословные, общественное, имущественного, сословного, сход, три)

Положение 1864 г. делило избирателей на 3 _________: землевладельцев, горожан-собственников недвижимости в городе, сельских обществ. В основе – имущественный ценз.
Городовое положение 1870 – практически каждый горожанин обладал избирательным правом. Но все делились на три разряда и от каждого выбирается 1/3 голосов. Распорядительные функции выполняла городская ________, исполнительные – _________. Голова избирался думой и утверждался в должности ________ или _________.
Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену идеи централизации и укрепления принципа бюрократического самодержавия.
12 июня 1890 г. было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное Александром III, восстановившее ________ избирательных групп и, благодаря изменению ценза, еще более усилившее представительство от дворян. По положению 1890 г. были лишены ________ прав: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также евреи.
Городовое Положение 1892 г. значительно урезало избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз. Управа была поставлена в более независимое от ________ положение, права городского головы, как председателя думы, значительно расширены за счет прав гласных, дума лишена была права отдачи под суд членов управы.
Декретом ________ от 27.12. 1917 образован комитет по роспуску земств.

(Курии, сословность, избирательных, дума, министр внутренних дел, дума, управа, губернатор, СНК)

Возрождение местного самоуправления началось с принятия в ________ законов о местном самоуправлении.
В 1993 г. были изданы указы президента России по этому вопросу, утвердившие «Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции 22 декабря 1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.). Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на ________  органы в системе местного самоуправления.
28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне он действует в редакции от 4 августа 2000 г.), который определяет _______ местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

(Исполнительные, 1991 г., роль)

2. Исправь ошибки в тексте

Подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1998 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11. 04. 98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1996 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1980 года.
Европейская хартия местного самоуправления дает понятие государственного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории государственным самоуправлением (ст. 5), обязанность местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6), положения об условиях осуществления дел на местном уровне (ст. 7), об источниках денежных кладов органов местного самоуправления (ст. 9), об уголовном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст. 8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст. 11).
Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации не признается и не гарантируется местное самоуправление». Конституция Российской Федерации не содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133), а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46. 68 Конституции Российской Федерации.
С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

  • местное самоуправление в пределах своих полномочий зависимо;
  • органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти;
  • местное самоуправление не обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью
  • государственное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
  • структура органов местного самоуправления определяется государством самостоятельно;
  • изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается без  учета мнения населения соответствующих территории.
    Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
  • управление частной собственностью;
  • формирование, утверждение и исполнение семейного бюджета;
  • установление федеральных налогов и сборов;
  • осуществление охраны общественного порядка;
  • иные вопросы местного значения.

Конституцией Российской Федерации закреплены следующие гарантии местного самоуправления:

  • право на защиту адвоката;
  • право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решении, принятых органами государственной власти;
  • запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция Российской Федерации в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий – контролироваться государством.

3. Выберите характеристики соответствующие только местному самоуправлению

  • Имеет особый субъект, которым является население, граждане.
  • Обеспечение прав и свобод граждан.
  • Это форма осуществления публичной власти, власти народа.
  • Муниципальная власть и власть государственная – это формы публичной власти, власти народа.
  • Развитие парламентаризма.
  • Согласование интересов всех социальных групп.
  • Имеет особый объект управления: вопросы местного значения.
  • Самостоятельность как форма организации и осуществления власти.
  • Собственная ответственность муниципальных образований.

4. Ниже приведены функции местного самоуправления. В них одна из функций не соответствует местному самоуправлению. Какая?

  • Обеспечение участия населения в решении вопросов местных дел;
  • Управление муниципальной собственностью, финансовых средств муниципального управления;
  • Обеспечение  развития территории муниципального образования;
  • Обеспечивает исполнение законов и других актов законодательной власти РФ
  • Обеспечение потребности населения в социально культурно, коммунально-бытовых и др. жизненно важных услугах;
  • Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности;
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
  • Самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления.

5. Отличия местного самоуправления от государственного управления. Установите соответствия.

власть – суверенная, верховная
власть – подзаконная
ограниченность круга полномочий и дел
ограниченные территории
вся территория государства
обязательный выборный принцип организации власти
обеспечение прав и свобод граждан

6. Польза местного самоуправления для общества. Дополните список.

Близость нужд и проблем граждан;
Развитие самостоятельности, энергии и предприимчивости в гражданах;
Общественная жизнь распределяется равномерно по всему государству, а не стягивается к центру;
Связывает администрацию с народом;
Дает гражданам ближайшее и практическое знакомство с общественными делами.

Домашнее задание

Используя параграф учебника закончите предложение: в Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как ….
Или
Объясните каким образом выполняются функции местного самоуправления;
Или
Исторический опыт показал, что путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление. Раскройте взаимосвязь самоуправления, правового государства и гражданского общества.
Или
Расскажите об особенностях местного самоуправления нашего района.
Всем – § 18 учебника.

Приложение