Проект "Тепло родного очага"

Разделы: Работа с дошкольниками


«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое»

П. Валери

 В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа. Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы определили следующие направления работы:

Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном  педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить ее можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, свою работу мы начали с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества и знакомства с ними детей.

Первые годы  жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края – все это влияет на становление человека. Во все времена действенным оставалось народное слово. Народные пословицы, поговорки, пестушки, потешки, сказки – это родник народной мудрости, выражение философских взглядов и опыта воспитания. Мы с огромной радостью используем в своей работе с детьми  устное народное творчество.

Поэзия пествования  – удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия»,оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Педагогика как академическая наука существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать  и передавало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли.

Пословицы, песни, обряды, сказки. давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не наказывай», «Яблоко далеко от яблони не падает» и мн. др.).

Только глубокое всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. «У народа, – пишет В.А Василенко, – были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой». Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями», а может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии часто являются высоко художественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно. Но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам. представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений сложно. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавляются интересы и устремления фольклористики, этнографии, педагогики и психологии детства. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике. и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Список использованной литературы:

  1. Ф.М. Литвинова “Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста” Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л. Князева, М.Д.Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: детство-Пресс, 2004.
  3. И.Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СП.: детство-пресс, 2008.
  4. И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты занятий, картотека игр. – СП.: детство-пресс,. 2009.
  5. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: детство-пресс, 2004.
  6. Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 20051. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). М., 1988.
  7. Аникин В.П. «Русская народная сказка», М.:Художественная литература, 1984.