Интегрированный урок (окружающий мир + литература) "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Интеграция предметов: окружающий мир и литература.

Цели:

  • формировать представление о возникновении славянской азбуки, первых рукописей, возникновении литературы, появлении письменности на Руси,
  • продолжить знакомство с творчеством М. Горького,
  • познакомить с новым жанром художественного произведения - очерком,
  • работать над развитием техники чтения, средствами выразительного чтения,
  • развивать умение делать выводы, обобщать, развивать речь, мышление, воображение детей,
  • прививать любовь к Родине, к её историческому прошлому.

I. Создание психологической комфортности на уроке.

Здравствуйте, юные исследователи! Рада, что снова мы вместе.

Серьёзные проблемы сегодня
Будем решать.
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
"Книжная сокровищница - это важно или нет?"

а) Повторение правил работы в группах:

  • внимательно слушай товарища,
  • говори по очереди,
  • не перебивай друга,
  • уважай мнение ребят,
  • помоги товарищу, если ему понадобится помощь.

Как вы думаете, ребята, от кого зависит успех нашего урока?

(Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас).

б) "Лесенка успеха"

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, успеха и удачи.

II. Сообщение темы урока.

СЛАЙД 1

Этот урок мы проведём в творческой лаборатории научно-исследовательского института 4 "А" класса.

А что делает исследователь, чтобы выполнить работу хорошо?

СЛАЙД 2

Всё это нам потребуется в ходе наших исследований. Работу по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" будут осуществлять отделы:

Эти отделы уже начали работу дома, а сегодня мы продолжим их работу на уроке и подведём итоги исследовательской научной работы.

III. Работа со словарём Ожегова.

Вначале нам предстоит ответить на вопрос: что такое сокровище?

Обратимся к словарю Ожегова. Историки, вам слово.

СОКРОВИЩЕ - драгоценность, дорогая вещь.

А что является сокровищем для вас? Что бы вы могли назвать сокровищем?

А что такое сокровищница, аналитикам слово.

СЛАЙД 4

(Если сокровище - драгоценность, дорогая вещь, то сокровищница, мы считаем, - это хранение, сосредоточение чего-нибудь очень ценного).

IV. Постановка проблемы.

А сейчас мы с вами отправляемся к истокам русской письменности и литературы. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем - самого великого чуда на свете. О чём пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: "Ты беседуй чаще с ней - будешь вчетверо умней".

СЛАЙД 5

Эпиграфом к уроку я взяла слова М. Горького: "Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего".

СЛАЙД 6

Итак, внимание! "Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?" - на этот вопрос мы должны будем дать ответ в конце своих исследований.

V. Актуализация знаний.

Наши предки почитали стариков, т. к. только они передавали опыт старших поколений. Но человеческая память несовершенна. Многое забывалось, искажалось, передаваясь из поколения в поколение.

Что заставило людей искать способы записи информации?

(потребность передать свои мысли на расстояние или во времени, закрепить их, надолго запомнить, сохранить).

VI. Исследовательская работа. СЛАЙД 7, 8

Работники всех отделов, внимание! Вам предстоит исследовательская работа.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ. ИСТОРИКИ. У вас на столе текст. Поработайте с ним и приготовьте сообщение "Как родилась книга?"

АРХИВ. Работа с учебником на стр. 56-57. (Прочитайте, назовите особенности рукописных книг).

ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Работа с дополнительным текстом "Какая бывает информация?"

АНАЛИТИКИ. Литературный памятник. Что это?

ТВОРЧЕСКИЙ. Пользуясь текстом, расскажите о первой "Азбуке".

VII. Самостоятельная работа отделов.

VIII. Отчёт отделов о проделанной работе. СЛАЙД 9

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ, ИСТОРИКИ, вам слово.

Задумывался ли ты когда-нибудь о том, какой была книга? Оказывается, самой первой была "человек-книга".

В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти.

До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации.

Один из них - узелковое письмо. СЛАЙД 10

Для него требовалась толстая верёвка и тоненькие шнурки разной длины. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Чёрный узел обозначал смерть, белый - мир, зелёный - хлеб, жёлтый - золото.

Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи.

У некоторых племён вместо верёвок и шнурков для узелкового письма использовались морские раковины. Принцип передачи был тем же - по цвету.

Своё древнее значение цвета в ряде случаев мы сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных жизненных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг - значит, просит перемирия, человек весь в чёрном - траур по умершему. А сигналы на путях движения транспорта? Это ведь тоже сохранившееся до нашего времени цветовое письмо.

На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. СЛАЙД 11

Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленным на дичь.

Позже на каменных плитах стали появляться надписи - иероглифы - знаки египетского письма. СЛАЙД 12

Длинными срочками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, ястребы, львы, руки, головы, люди.

Вперемежку с этими изображениями - причудливые значки - дужки, чёрточки, петли.

Со временем возникло более простое письмо - буквенное. СЛАЙД 13

Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, потом на пергамент или бересту, а потом уже на бумагу.

В прославленном музее Санкт-Петербурга в Эрмитаже хранятся тонкие жёлтые свитки папируса. СЛАЙД 14

Папирус нередко называют дедушкой бумаги. Его изготовляли из листьев тростника - растения, похожего на болотную осоку.

Высушенные под грузом листья папируса склеивали и скатывали в трубку - свиток, подобно тому, как мы сейчас сворачиваем географические карты или листы ватмана. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и носили его за спиной.

Так появились книги-свитки. Греки такие свитки назвали библос. От этого слова и произошло название библиотека - собрание книг, написанных на свитках.

Позже стали писать на тонко выделанной телячьей шкуре - пергаменте.

СЛАЙД 15

Пергамент был удобным материалом для письма, но очень дорогим. Отдельные листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже книгой, какой она является и сейчас. Правда, была такая книга огромной, тяжёлой. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали камнями, книга закрывалась на замки, которые запирались.

В библиотеке такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы никто не мог их украсть. Такие старинные книги из пергамента хранятся в библиотеках Европы. Есть они и в России - в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Это церковные книги и летописи.

В Древней Руси распространённым писчим материалом была тонкая кора берёзы - береста. Из неё делали книги - берестяные грамоты.

СЛАЙД 16

Большое количество берестяных грамот найдено при археологических раскопках в древнем городе Новгороде Великом.

Следовательно, книга - великое изобретение человечества. Книга - источник знаний. А любое знание - это информация. Большинство книг содержат графическую информацию в виде напечатанных текстов и рисунков.

"ОТДЕЛ АРХИВ" расскажет об особенностях рукописных книг.

Писали гусиным пером, первую букву рисовали, оформляли орнаментом, она была очень красивая, отсюда и пошло название - красная строка.

СЛАЙД 17

Краски, которыми рисовали, делали на яичном желтке с добавлением натуральных красителей, позтому они не потускнели до нынешнего дня.

Первые книги появились в монастырях. Их переписывали монахи, знающие грамоту. Почему? Потому, что монахи в то время были самыми грамотными. На переписку книги уходило несколько лет. Затем листы сшивали, "одевали" в переплёт, обтягивали кожей, украшали драгоценными камнями. Такие книги стоили дорого, и позволить себе иметь книгу могли лишь самые богатые. Читать такие книги было тоже нелегко, т. к. писали без отступа, на греческом и латинском языках.

Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время год на Руси называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном историческом событии начинался словами : "В то лето:". Так появилось слово летопись.

На стр. 56 учебника найдите и прочитайте, как называлась самая известная летопись Древней Руси, и кто её написал.

СЛАЙД 18

"Творческий отдел".

Что вы сможете нам рассказать об изобретении славянской азбуки?

Необходимость иметь свою азбуку возникла у славян после крещения Руси: СЛАЙД 19

":.земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас, и толковал святые книги", поэтому славяне пришли к греческому царю Михаилу с просьбой: ":.пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их:"

Византийский император послал к ним братьев Кирилла и Мефодия, которые и создали славянскую азбуку. СЛАЙД 20

24 мая 863 год - рождение славянской азбуки.

Сейчас это праздник - День славянской письменности и культуры.

Азбуку ещё называли кириллицей.

Людей, способных прочитать книги, стало больше, но книг по-прежнему не хватало. Положение дел в книжном деле изменилось с появлением первого печатного станка.

Познакомимся с автором "Азбуки" - первой учебной книги. Он же и написал её. Это был Иван Фёдоров.

СЛАЙД 21

Иван Федоров работал над устройством первой типографии. Сам строил станок, отливал формы для букв, набирал и правил текст.

Этот памятник установлен в г. Москве в 1909 году недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.

Ребята, за окном ХХI век. Но мы до сих пор продолжаем считать их великим чудом на свете. Что это за чудо? Ну, конечно же, книги!

Работники АРХИВНОГО отдела! Дома вы готовили пословицы о книгах. Послушаем их.

(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга ярче звёздочки светит. Книга поможет в труде, выручит в беде. Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде).

Какая из пословиц понравилась больше? Объясните её смысл.

Недаром пословицы часто называют золотыми зёрнами, маленькими жемчужинками, сокровищем народной мудрости.

IХ. ФИЗМИНУТКА.

Х. Знакомство с очерком М. Горького "О книгах" СЛАЙД 22

А сейчас мы узнаем, что значили книги для М. Горького?

- работа со словарём на странице учебника, объяснение значения слова "очерк";

Объясните значение слова "очерк", пользуясь словариком в книге. (Очерк - это произведение, в котором отражены действительные события, взгляды автора. В очерке в отличие от художественного рассказа нет вымысла).

Послушайте внимательно текст и ответьте на вопрос: почему М. Горький советует любить книгу? Докажите свой ответ, пользуясь текстом.

- знакомство с текстом (читает вслух заранее подготовленный ученик);

- выборочное чтение.

ХI. Рубрика "Мастерская слова наших сотрудников". СЛАЙД 23

Каждый сотрудник нашей лаборатории получал творческое домашнее задание: составить рассказ или стихотворение на тему "Книга - мой лучший друг", или "Книга в моей жизни".

Что значат книги для вас, мы сейчас и послушаем. (Выступления детей)

ХII. Продолжение отчётов отделов о проделанной работе.

Послушаем отдел АНАЛИТИКОВ. Литературный памятник - что это?

"Разве можно так сказать?" - удивишься ты. Оказывается, можно.

Так называют старинные книги, рукописи, записи летописцев.

СЛАЙД 24

Таким литературным памятником является "Повесть временных лет".

Она составлена летописцем Нестором и рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до 12 века.

"Домострой" - тоже литературный памятник. Он был создан в ХVI в и рассказывал о правилах культурной жизни в семье, а также давал советы по домоводству. Вот один пример из этой интересной книги: "Каждая хозяйка должна уметь хлеб печь, а также пироги и блины. Варить еду мясную, рыбную, всякие щи и кисели".

Как ты думаешь, подходит ли этот наказ для современных хозяек?

О том, какой бывает информация, мы послушаем ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

Отвечая на вопрос: для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык,

чувствительная кожа?, в ходе исследований мы установили, что с помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, т. е. получает о нём различную информацию - звуковую, зрительную, вкусовую, обонятельную, осязательную. СЛАЙД 25

Вопрос: только ли из окружающей среды люди получают информацию? Какие современные источники информации ты знаешь? (газеты, книги, телефон, телевизор, компьютер и др.) СЛАЙД 26

В современном языке появились новые слова, связанные сновыми источниками информации и её источниками. Это сложные слова с частями АУДИО и ВИДЕО.

Например, аудиотехника - устройство для воспроизведения звука (магнитофон, музыкальный центр),

Аудиовидеотехника - устройство для записи и воспроизведения изображения и звука (телевизор, видеокамера). Особенно широкими возможностями в обмене информацией обладает Интернет. СЛАЙД 27

Выскажи предположение: вытеснит ли Интернет книгу?

ХIII. Подведение итогов работы. СЛАЙД 28

Итоги работы подведут сотрудники творческого отдела.

Отвечая на вопрос: какой драгоценный груз несут книги от поколения к поколению?, мы бы хотели прочитать стихи, которые, на наш взгляд, и являются ответом на вопрос.

С.Михалков.

Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Ты представь себе на миг:
Как бы жили мы без книг?

В. Боковой.

Книга - учитель,
Книга - наставница,
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота - набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.

Книга - советчик,
Книга - разведчик,
Книга - активный борец и боец,
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке. (РЫВКИ РУКАМИ)

То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (ПОВОРОТЫ)

Приседанье начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись. (ПРИСЕДАНИЯ)

И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо,
Поворот налево плавный.
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
От души мы потянусь
И за парты вновь вернулись.