Река в природе и на карте

Разделы: География


Учебно-воспитательные задачи:

– формирование знаний о водах суши; реках, строении речной долины, питании, режиме рек;
– формирование умения самостоятельной работы с разными источниками информации, умения выделять необходимые знания и устанавливать между ними логические связи;
– развивать у учащихся воображение, логическое мышление, умение организованно работать в группе;
– прививать интерес детей к окружающей природе.

Тип урока – изучение нового материала.

Форма организации урока – работа учащихся в исследовательских группах.

Оборудование урока:

1. Термины темы на классной доске:

исток
устье
приток
речная система
бассейн реки
водораздел
паводок
питание реки
половодье
межень
режим реки
порог
водопад
дельта
эстуарий
губа
ледоход
ледостав



 

 

2. Интерактивная карта “Физическая карта полушарий”;

3. Электронный учебник “География 6 класс”.

4. Слайды презентации.

Организационно-мотивационные вопросы:

– Изучаем воды суши. Какие части гидросферы относятся к водам суши?

– Отгадайте загадку: “Течет, течет не вытечет, бежит, бежит не выбежит” – что это?

Тема урока. “Река в природе и на карте”.

– Что такое река?

– Человеку, родившемуся на маленьком острове, где нет рек, как объяснить, что такое река, или инопланетянину, прилетевшему на Землю с другой планеты.

(Учащиеся отвечают на вопрос, развивая фантазию и воображение.)

(Слайд 1.)

Тема урока: Река в природе и на карте.

Реки – кровеносная система Земли”

Река – это…

Озеро – это…

Море – это …

Подземные воды – это …

А. водоем суши несвязанный с океаном

Б. жидкая вода в горных породах

В. часть гидросферы, отличающийся соленостью и температурой.

Г. постоянный водоток на суше.

(Сопоставить термин и определение.)

– Река – постоянный водоток на суше. Благодаря какому природному процессу реки текут по поверхности Земли? (Мировой круговорот воды, сила притяжения Земли.)

– Рассказ о путешествии капельки (дмашнее сочинение) зачитывают учащиеся.

– Реки – это живые организмы. Они имеют свое строение, питание, режим жизни, зависящий от сезона года, имеют свой дом – речную долину, которую сами строят.

С жизнью рек мы будем сегодня знакомиться. Для этого разделимся на исследовательско-поисковые группы. У каждой группы план – задание, которое надо выполнить на уроке. Затем обменяемся результатами работы и многое узнаем нового и закрепим полученные знания.

Работа в группах 7–10 мин.

1-я группа – рисуют речную систему, называют ее части, подчеркивая их в списке терминов на доске;

2-я группа – подписывают источники питания и элементы режима рек, выделяют в списке терминов на доске;

3-я группа – готовит рассказ о строении речной долины, используя схему на слайде из электронного учебника;

4-я группа – узнают о причинах возникновения порогов и водопадов.

Сочинение о песчинке (домашнее сочинение) зачитывают дети.

5-я группа – показывает “рекордсменов” среди рек мира на интерактивной карте.

После обмена информацией, переходим к практической работе на контурных картах.

– Учимся обозначать реки и их бассейны на контурной карте.

На контурной карте России обозначить реку Енисей – название реки подписываем у истока и устья реки; притоки – р.Ангара, р. Подкаменная Тунгуска, обвести бассейн реки красной линией – это водораздельная линия.

(Слайд 2)

Закрепление:

– В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река.)

– Сани бегут, а оглобли стоят. (Река, берега, строение речной долины.)

– Зимой скрываюсь,
весной появляюсь,
летом веселюсь,
осенью спать ложусь. (Режим реки.)

(Слайд 3.)

Проблемные вопросы:

– На каких участках суши рек нет?

– У какой реки мира в нашей стране самый большой бассейн?

– Какое преимущественно питание у рек Африки?

– Когда бывает ледоход на реках Австралии?

– Почему вода в океане соленая, хотя реки впадающие в него пресные?

– Где находится самый высокий водопад в мире?

(Слайд 4, 5, 6, 7, 8.) Фотографии местной реки, показывающие элементы режима реки в разные сезоны года – половодье, межень; речную долину.

(Слайд 10.)

Домашнее задание:

Параграф № 30, в 1–8. В Рабочих тетрадях выполнить задания на стр.49–54.

Привести примеры влияния реки на жизнь человека и о влиянии человека на жизнь реки.

Исследовательская группа № 1 “…………………………………………………………………………………………”

Цель: изучить строение речной системы, схематично ее изобразить.

Ключевые термины: Исток, Река, Притоки, Устье, Речная система, Бассейн реки, Водораздел.

Дополнительные термины: дельта, эстуарий, правые притоки, левые притоки.

Источники знаний:

– учебник (2) стр.147–150; прочесть в учебнике текст не выполняя заданий.

По стр.150 на рис.134 выполнить следующие задания:

– найти на карте реку Волгу;

– определить ее исток (возвышенность ……..);

– определить направление течения реки по сторонам горизонта, и куда река впадает (море);

– какую форму имеет устье реки – дельта или эстуарий?

– найти ее притоки – р.Оку, р.Каму, определить какой из них левый, а какой правый;

– найти границу бассейна реки – водораздельную линию;

Выполнить эти же задания по физической карте России в атласе на примере реки Обь;

– Какую форму устья имеет Обь – дельта или эстуарий?

В “Рабочих тетрадях” (5) выполнить зад.2, 3 на стр.50.

Отчет по выполненной работе:

На классной доске нарисовать схему речной системы, назвать ее части. Обозначить бассейн реки.

Речная система = ………+………..+………+…….

Итог моей работы:

  • Мне все понятно, я справился с заданиями –
  • Мне все понятно, но не все задания выполнил –
  • Мне непонятно, задания сложные –

Выбери вариант для оценки своей работы.

Исследовательская группа №2 “…………………………………………………………………………………………”

Цель: узнать о питании и режиме рек.

Ключевые термины: дождевое питание, снеговое питание, подземное питание, ледниковое питание, смешанное питание, режим реки, ледостав, ледоход, половодье, межень.

Источники знаний:

– учебник(1) стр. 90–91, прочитать, находя ключевые слова.

Ответить на вопросы:

– какое питание у рек Африки, Австралии?

– какое питание у рек Северной Америки и Евразии?

– какое питание у рек Южной Америки?

– какое питание у рек России?

– есть ли в режиме рек Африки, Южной Америки, Австралии ледостав и ледоход? Если да, почему и если нет – почему?

– от чего зависит питание и режим рек?

– какое питание у нашей реки Пур?

Отчет о проделанной работе:

Написать на классной доске: источники питания рек; выделить в списке элементы режима рек.

Режим реки в умеренном тепловом поясе = …….+……..+……….+………

Ответить на вопрос – от чего зависит питание рек и режим?

Итог моей работы:

  • Мне все понятно, я справился с заданиями –
  • Мне все понятно, но не все задания выполнил –
  • Мне непонятно, задания сложные –

Выбери вариант для оценки своей работы.

Исследовательская группа №3 “…………………………………………………………………………………………”

Цель: узнать строение речной долины.

Ключевые термины: русло, пойма, склон долины, ущелье.

Дополнительные термины: пойма широкая или узкая, склоны долины пологие или крутые, обрывистые, строение долины реки в верхнем течении (ущелье) и в нижнем течении реки.

Источники знаний:

– учебник (1) стр.87, рис.57; стр.92, рис.60.

Ответить на вопросы используя рисунки:

– какие элементы выделяются в строении речной долины?

– на каком рисунке показана речная долина в верхнем течении реки (у истока), а на каком – в нижнем течении реки?

– как различается строение речных долин у горных рек и у равнинных?

– в пойме какой реки находится наш поселок?

Отчет по выполненной работе:

Рассказать о строении речной долины.

Речная долина = …… +…... +………

Итог моей работы:

  • Мне все понятно, я справился с заданиями –
  • Мне все понятно, но не все задания выполнил –
  • Мне непонятно, задания сложные –

Выбери вариант для оценки своей работы.

Исследовательская группа №4 “…………………………………………………………………………………………”

Цель: узнать, какую роль играет река в образовании и изменении горных пород.

Ключевые слова: галька, гравий, песок, обломочные горные породы, водопад, порог.

Дополнительные термины: перенос горных пород, отложение горных пород, образование плесов, островов, дельт.

Источники знаний:

– учебник (3) стр.95 , пятый абзац, прочитать.

Ответить на вопросы:

– какие горные породы образует река?

– из каких горных пород образуются плесы, острова на реках и дельты рек?

– какие горные породы в русле реки в горах и на равнинах?

– почему вода в реках пресная, а в морях, в которые они впадают – соленая?

– где образуются водопады и пороги?

Отчет о проделанной работе:

Ответить на вопрос :

– Где образуются пороги и водопады?

– Какие горные породы образует река?

Итог моей работы:

  • Мне все понятно, я справился с заданиями –
  • Мне все понятно, но не все задания выполнил –
  • Мне непонятно, задания сложные –

Выбери вариант для оценки своей работы.

Исследовательская группа №5 “…………………………………………………………………………………………”

Цель: узнать мировых “рекордсменов” среди рек

Ключевые названия: р. Нил (6671км), р. Амазонка (6400км), вдп. Анхель (1054 м), вдп. Виктория (120 м), вдп.  Ниагарский (51 м), р. Миссисипи, р. Лена (4400 км), р. Обь (2990 кв.км), р. Енисей.

Источники знаний: справочник, справочный материал атласа, (1) учебник § 30.

Ответить на вопросы и найти объекты на карте:

– самая полноводная река мира –….

– самая полноводная река России –….

– самая полноводная река Северной Америки –…

– самая длинная река мира –….

– самая длинная река России –….

– самый высокий водопад мира –…

– самый большой водопад Северной Америки –…

– самый большой водопад Африки –….

– река, имеющая самый большой бассейн –…

– река России, имеющая самую большую площадь водосбора …

Отчет о проделанной работе:

Показать на настенной карте эти объекты.

Итог моей работы:

  • Мне все понятно, я справился с заданиями –
  • Мне все понятно, но не все задания выполнил –
  • Мне непонятно, задания сложные –

Выбери вариант для оценки своей работы.

Список литературы:

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.Начальный курс географии: Учебник для 6 кл, общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003.
  2. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение.6кл. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа,2008.
  3. Кошевой В.А., ЛобжанидзеА.А. География. Земля.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА.2004.
  4. Летягин А.А. География:6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.П.Дронова. – М:Вентана-Граф,2007.
  5. Шатных А.В. Начальный курс географии. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “Начальный курс географии. 6кл.” – М.: Дрофа, 2009.