Работа с текстильным материалом. Аппликация из ниток "Паучок"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с техникой выполнения аппликации из цельных ниток; расширять кругозор; развивать глазомер, мелкую моторику рук, эстетический вкус; воспитывать терпение и усидчивость, бережное отношение к природе.

Оборудование: нитки, цветной картон, карандаш, линейка, ножницы, пинцет, клей ПВА, кисточка для клея, тряпочка, компьютерная поддержка.

Ход урока:

I. Вводная часть.

  1. Приветствие.
  2. Организация рабочего места.
  3. Повторение правил техники безопасности.

II. Вступительная беседа. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте и отгадайте две загадки: (Приложение. Слайд 1.)

  1. Наткёт, наплетёт,
    Сядет и добычи ждёт. (Паук.)
  2. Муха ахнула сперва:
    “Ах, какие кружева!”-
    И пропала голова!
    Бедняжка, словно в тине,
    Увязла в …(Паутине.)

– Как связаны между собой отгадки?

– Что вы знаете о пауках?

Мир пауков удивителен и разнообразен. Мы в этом можем убедиться прямо сейчас.

(Слайды 2–10.)

– Знаете ли вы легенды связанные с пауками?

– Что такое легенда?

– Послушайте одну из легенд Древней Греции.[2]

Одной из почитаемых богинь Древней Греции была Афина Паллада. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

– Как вы думаете, что можно сделать из паутины?

В реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир – чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию “О пользе паучьего шелка”, в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.

Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна. И в ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы, Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей.

Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее, любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях.

Я предлагаю вам попробовать сплести паутину и сделать паука.

Тема нашего урока: “Аппликация из ниток “Паучок””. (Слайд 11.)

Цель урока: познакомиться с техникой выполнения аппликации из цельных ниток.

III. Практическая работа

– Рассмотрите внимательно работу. Из скольких частей она состоит?

– Сколько лапок у паука?

– Как вы думаете, в какой последовательности выполняется данная работа?

Приступаем к выполнению работы. (Включить тихую музыку.)

Технология выполнения изделия из ниток “Паучок”[1]

(Для работы используем белые и черные швейные нитки. В данной работе используют только клей ПВА. При высыхании он дает эластичную, прозрачную пленку, почти незаметную на основе.)

1) Для основы берем плотную, окрашенную в какой-либо цвет бумагу. Например, можно использовать настольную бумагу, которую покрывают жидким раствором клея, слой должен быть достаточно насыщенным и равномерным. Потом на клеевую основу кладем несколько перекрещивающихся белых нитей. Чтобы нить легла ровно, один конец придерживаем заточенной палочкой в виде лопаточки, другой натягиваем 'пинцетом. (Слайды 12–13.)

Физкультминутка.

2) Берем длинную нить и накладываем по спирали, образуя паутину. Эскиз в данной работе не нужен, так как отклонения в размерах или расстояниях между нитями существенной роли не играют. Клей ПВА быстро высыхает, поэтому, обнаружив, что нить не приклеивается, можно вновь смазать линию, на которую она будет ложиться. Операцию повторяем несколько раз до завершения работы. После высыхания клея полностью этих следов не будет видно. Работать надо аккуратно, чтобы не оставить отпечатков пальцев или царапин от палочки и пинцета. (Слайд 14.)

3) Когда сделана паутина, берем черные нитки и делаем паучка. Центр дополнительно еще раз смазываем клеем и по круговой линии накладываем нить, чтобы получился круг нужного размера. (Слайд15.) Аналогичным способом делаем голову паучка. ( Слайд 16.) Лапки делаем из маленьких кусочков ниток, конец сгибаем пинцетом. (Слайд 17.) Работу оставляем до полного высыхания клея.

IV. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Что нового узнали?

– Выставка работ, оценивание.

Я внимательно наблюдала за вашей работой на уроке и хочу сказать, что вы все сегодня молодцы. (Слайд 18.)

Литература:

  1. Перевертень Г. И. “Самоделки из текстильных материалов” – Москва; Просвещение, 1990г.;
  2. Тараканова Н. А. Технология 3 класс. Поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой “Уроки мастерства” – Волгоград; “Учитель”, 2008г.