Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе.
Задачи.
- Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
- Сформировать умения вычленять части из целого и составлять целое из частей.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в микрогруппах.
Оборудование: сюжетные картинки, фишки, наглядное пособие “Гусеница”, карточки со слогами, карандаши, карточки для определения звука в слове по количеству детей.
Ход занятия
- Дети, мы с вами в течение года честно трудились, учились правильно
произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные
рассказы, и надеюсь что вы готовы пойти в школу и учиться на “4” и “5”. Это
так?
Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза, и повторим все вместе.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях. - Сегодня мы будем говорить о предложении, слове, слоге и звуке.
I задание. Исправьте ошибку.
- Юркий воробей собирать крошки.
- Черный скворец поселиться в скворечнике.
- Тетерев жить в лесу.
- В лесу растут сосна.
Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).
II задание. Составление предложения (сюжетные картинки).
Возьмите картинки на столе и вернитесь в круг. Даю 1 минуту на составление предложения.
III задание.
– Из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
- Наступила весна.
- Саша рисует красивый кленовый лист.
- Посадил дед репку.
IV задание. Как правильно назвать предметы, в которые кладут?
Хлеб – хлебница;
Сухари – сухарница;
Салфетки – салфетница;
Суп – супница;
Соль – солянка;
Перец – перечница;
Салат – салатница;
Чай – заварник;
Масло – масленка;
Молоко – молочница.
V задание. Поиграем в игру “Молчанка”. (Стоя).
Я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопком и показываете количество слогов на пальцах.
(Миша, сорока, мел, супница, картинка, машина.)
VI задание. Дети, посмотрите, эта гусеница не простая, а слоговая. Слоги могут в слова превращаться.
Ребята, возьмите каждый по карточке и найдите вторую половинку слова. Тот, кто найдет пару, подойдите ко мне, я проверю правильность выполнения.
VII задание. Пирамидка. (Сидя).
Необходимо вам составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.
VIII задание. Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще и громче.
Тот, кто догадается, что это за звук скажет мне на ухо. Догадайтесь какое слово получилось.
- В шалаше шуршат мыши.
- Не красна изба углами, а пирогами.
- На горе Арарат растет красный виноград.
– Что за слово получилось? (Шар.)
– Давайте попробуем образовать новое слово.
Потребуется новая скороговорка.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
Какое слово получится, если заменить первый звук в слове шар, на “ж” (жар). Молодцы!
IX задание. Какие бывают звуки?
– Какие могут быть согласные (твердые и мягкие).
– Каким цветом мы обозначаем гласные (красным).
– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные (синим).
– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные (зеленым).
Подвиньте карточки. Я называю звуки, а вы показываете карточки.
А, в, вь, о, м, ль, н, ы, ф, и,, к, ть, д.
X задание. Игра “Поймай звук”. (Стоя).
Поймай звук “м” если он есть в данном слове.
Машина, соль, сук, сок, дом, хата, мука, шум, маска, мышка, лампа, молоко, стул.
XI задание. Звуковой анализ слова. (По карточкам.)
Подвиньте к себе карточки, возьмите карандаши. Отметьте, где находиться звук “с” в начале, конце или середине слова. Закрашиваем клетки.
Итог: Дети, я в течение 4 лет радовалась вашим успехам и огорчалась неудачам, но сегодня вы показали хорошие знания. Я убедилась, что вы все готовы к обучению в школе.