Конспект итогового занятия по обучению грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе.

Задачи.

  1. Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
  2. Сформировать умения вычленять части из целого и составлять целое из частей.
  3. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
  4. Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в микрогруппах.

Оборудование: сюжетные картинки, фишки, наглядное пособие “Гусеница”, карточки со слогами, карандаши, карточки для определения звука в слове по количеству детей.

Ход занятия

  • Дети, мы с вами в течение года честно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы, и надеюсь что вы готовы пойти в школу и учиться на “4” и “5”. Это так?
    Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза, и повторим все вместе.
    Мы спокойны, мы спокойны,
    Говорим всегда красиво,
    Четко и неторопливо
    Вспомним обязательно,
    Что учили на занятиях.
  • Сегодня мы будем говорить о предложении, слове, слоге и звуке.

I задание. Исправьте ошибку.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Тетерев жить в лесу.
  4. В лесу растут сосна.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

II задание. Составление предложения (сюжетные картинки).

Возьмите картинки на столе и вернитесь в круг. Даю 1 минуту на составление предложения.

III задание.

– Из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.

  1. Наступила весна.
  2. Саша рисует красивый кленовый лист.
  3. Посадил дед репку.

IV задание. Как правильно назвать предметы, в которые кладут?

Хлеб – хлебница;
Сухари – сухарница;
Салфетки – салфетница;
Суп – супница;
Соль – солянка;
Перец – перечница;
Салат – салатница;
Чай – заварник;
Масло – масленка;
Молоко – молочница.

V задание. Поиграем в игру “Молчанка”. (Стоя).

Я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопком и показываете количество слогов на пальцах.

(Миша, сорока, мел, супница, картинка, машина.)

VI задание. Дети, посмотрите, эта гусеница не простая, а слоговая. Слоги могут в слова превращаться.

Ребята, возьмите каждый по карточке и найдите вторую половинку слова. Тот, кто найдет пару, подойдите ко мне, я проверю правильность выполнения.

VII задание. Пирамидка. (Сидя).

Необходимо вам составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.

VIII задание. Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще и громче.

Тот, кто догадается, что это за звук скажет мне на ухо. Догадайтесь какое слово получилось.

  1. В шалаше шуршат мыши.
  2. Не красна изба углами, а пирогами.
  3. На горе Арарат растет красный виноград.

– Что за слово получилось? (Шар.)

– Давайте попробуем образовать новое слово.

Потребуется новая скороговорка.

  1. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Какое слово получится, если заменить первый звук в слове шар, на “ж” (жар). Молодцы!

IX задание. Какие бывают звуки?

– Какие могут быть согласные (твердые и мягкие).

– Каким цветом мы обозначаем гласные (красным).

– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные (синим).

– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные (зеленым).

Подвиньте карточки. Я называю звуки, а вы показываете карточки.

А, в, вь, о, м, ль, н, ы, ф, и,, к, ть, д.

X задание. Игра “Поймай звук”. (Стоя).

Поймай звук “м” если он есть в данном слове.

Машина, соль, сук, сок, дом, хата, мука, шум, маска, мышка, лампа, молоко, стул.

XI задание. Звуковой анализ слова. (По карточкам.)

Подвиньте к себе карточки, возьмите карандаши. Отметьте, где находиться звук “с” в начале, конце или середине слова. Закрашиваем клетки.

Итог: Дети, я в течение 4 лет радовалась вашим успехам и огорчалась неудачам, но сегодня вы показали хорошие знания. Я убедилась, что вы все готовы к обучению в школе.