Цели:
- познакомить учащихся с основными проблемами современного города;
- познакомить с источниками загрязнения водоемов, почвы, воздуха в городах;
- познакомить учащихся с тем, как загрязнения окружающей среды влияют на здоровье человека;
- выработать основные правила охраны окружающей среды;
- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников;
- уметь работать с текстом, выделять главное;
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать желание узнавать новое, развивать воображение, познавательный интерес, умение рассуждать.
Оборудование на уроке:
- О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Учебник. 2 класс.
- О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.
- О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Тестовые задания. 2 класс.
- О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Методические рекомендации к учебнику. 2 класс.
- Журнал «Начальная школа». 2006. №7
- Журнал «Начальная школа». 2006. №10
- Журнал «Начальная школа». 2008. №5
- Журнал «Начальная школа». 2009. №11
- Н.Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы.
- Проектные работы учащихся класса, рисунки, фотографии по теме.
- Доска, мел.
- Материал игры «Наведем порядок».
Ход урока
I. Мобилизующее начало.
Приветствие гостей.
II. Проверка домашнего задания.
1) – Подумайте, вспомните и расскажите об условиях жизни человека в городе [1. стр. 90 – 92]
2) Проверочная работа.
– У каждого из вас на парте есть листок самопроверки.
– Возьмите ручки и подпишите листочки. А теперь ответьте на поставленные вопросы.
- В городской или сельской местности находится твой дом? (городской)
- Кто проектирует городские постройки? (архитектор)
- Какие постройки, кроме жилых домов, есть в городе? Перечисли. (магазины, стадионы, театры, библиотеки, больницы, школы)
- Какие зоны есть в городе? (жилые, промышленные)
- Что используют жители города для перемещения по городу? (транспорт)
- Напиши для чего используется транспорт: пассажирский (перевозка людей), грузовой (перевозка грузов).
- Чем занимаются специальные службы в городах? (озеленение, уборка)
– Работы сдать.
III. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
– Какие зоны есть в городе? (жилые, промышленные)
– Чем занимаются специальные службы в городах? (озеленение, уборка)
– Для чего нужно это делать? (чтобы город был чистым и красивым)
– Городское хозяйство большое и сложное, а значит, и проблем много.
– Сегодня мы поговорим об основных проблемах современного города.
IV. Проблема первая – чистота улиц и дворов.
На доску вывесить табличку «Грязь на улицах и во дворах».
– Ребята, послушайте небольшой рассказ.
– Подумайте, все ли верно сделали главные герои.
Однажды мы с Павкой отправились в зоопарк. День был прекрасный, ярко светило солнце. Выйдя из автобуса, мы выбросили билет на остановке и быстро добрались до ворот зоопарка. На входе продавали эскимо, и мы с Пашкой купили себе по порции. Прогулка обещала быть увлекательной. Но солнце припекало, и подтаявшее мороженое выпало у меня из рук. «Ну, и пусть», – обиделся я сам на себя и, оставив таять мороженое на дорожке, отправился догонять друга. А вот и птицы. У Пашки были семечки, которыми мы покормили галку и сороку, а часть стали грызть сами прямо на дорожку. И тут я увидел пустую консервную банку. Вот это удача! Я размахнулся и со всей силы, как великий футболист, запиннул её прямо в озеро. Вот это было зрелище: одни утки разлетелись в разные стороны, другие юркнули в кусты, громко расквакались лягушки. Но нас почему-то за это выругали и попросили больше в зоопарк не приходить.
– Что, на ваш взгляд, неверно сделали ребята? (бросили билет, упало мороженое, грызли семечки прямо на дорожку, пиннули пустую консервную банку в озеро, напугав птиц)
– Почему этого нельзя делать?
– Что нужно делать, чтобы наши улицы были чистыми? (весь мусор выбрасывать в мусорку)
– Чтение статьи учебника [1. стр. 94]
– Кто следит за чистотой городских улиц? (дворники, специальная техника)
– Какую работу по уборке улиц они выполняют? (убирают снег, листву, мусор, прочищают колодцы)
– Ребята, как вы думаете, как наличие мусора влияет на человека, его здоровье? (портит настроение из-за того, что улицы и дворы грязные)
V. Проблема вторая – отходы.
На доску вывешивается табличка «Отходы бытовые и промышленные».
– Что называется отходами? (ненужные, вышедшие из употребления вещи – бытовые отходы, ненужные составляющие производства – промышленные)
– Какие их виды могут быть у школьников? (отработавшие ручки, тетради, карандаши, ластики)
– Какие виды отходов у городских жителей? (остатки вещей, продуктов, бумага, грязная вода)
– У заводов и фабрик? (грязная вода, обрубки ткани, бумага, металлическая стружка, зап. части)
– Какие городские службы решают проблему отходов? (мусоровозы)
– Что такое свалка? (место, где складируются бытовые и промышленные отходы)
– Ребята, как вы думаете: создание свалок – это выход из положения по утилизации отходов или нет? (свалки занимает много места, отравляет воздух, почву, водоемы)
Интересные сведения о мусоре
- Сейчас на околоземной орбите насчитывается 7000 единиц космического мусора.
- За день 75 свиней могут съесть тонну пищевых отходов.
- В Нью-Джерси США открыт музей мусора.
- Впервые проблемой переработки мусора занялись в Англии 200 лет назад.
- Время разложения пластиковых бутылок в морской воде составляет 400 лет.
- Самая большая в мире свалка находится в Нью-Йорке, он открылась в 1948 году и за день принимает 14 тонн отходов.
- Получение электричества за счет сжигания мусора в британском городе Эдмонтоне ежегодно экономит 100 тысяч тонн угля.
- В Вене и немецком Саарбрюккине отходы сжигают в специальных агрегатах ТЭЦ с выработкой электрической и тепловой энергии.
- В Венгрии из бытовых отходов получают биогаз.
- В Бельгии, Германии, США, Японии, Канаде и Латинской Америке развивается экологическое направление – сжигание отходов в цементных печах, которые не требуют дорогостоящего оборудования.
- С каждым годом количество бытовых и промышленных отходов возрастает. Уже сейчас на одного жителя планеты в среднем приходится от 150ти до 600 килограммов мусора в год. И эта цифра не перестает расти. Лидером в этой области является США, где на одного жителя приходится 520 кг отходов и каждый год образуется 160 миллионов тонн бытовых отходов. В Испании и Норвегии по 200-300 кг. В России этот показатель 350 кг на одного жителя год.
- Большую часть бытового мусора составляют полимеры и пластмассы, которые очень долго разлагаются. Благо сейчас начато производство этих синтетических материалов и продукции из них с добавлением специальных молекул – светоулавливающих химических элементов. Они позволяют веществу с большей скорость разлагаться на части и не требует сжигания в печах.
- Большую угрозу несет одноразовая посуда. Её изготавливают из специального полимера – страйроформа. Мало того, что она не разлагается в природе, так еще и при производстве выделяется газ, который разрушает озоновый слой Земли.
– Знакомство со статьей учебника. [1. стр. 95-96]
Факты загрязнения водоемов
Факты, опубликованные совсем недавно в одном из журналов: на участке речного дна длиной 5 км ученые обнаружили 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 84 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 газовых плит, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и еще много другого мусора.
Не случайно с началом купального сезона в поликлиники и больницы попадает много людей, в том числе и детей с тяжелыми травмами, полученными при купании, особенно при нырянии. Вот почему, выбрасывая мусор в водоем или даже просто оставляя его не берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастье другим людям.
– Слово предоставляется ребятам.
– Стихотворение И. Кучерова «Моя речка» (читает ученик наизусть).
Бежит она, струится,
Сверкает и журчит.
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною,
Ой, небо голубое!
Ой, реченька – река!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою….
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
– Ребята, как вы думаете, как наличие свалок бытовых и промышленных отходов влияет на человека, на его здоровье? (развиваются разные болезни дыхательных путей, раковые заболевания, расстройства желудка – от грязной воды, аллергия)
VI. Проблема третья – транспорт
На доске появляется табличка «Транспорт».
Чтение статьи учебника [1. стр. 98].
Беседа по содержанию статьи учебника.
– Какой вид транспорта встречается на улицах города? (пассажирский, грузовой)
– Какие машины имеют специальные сигналы? (скорая, милиция, пожарная, газовая служба)
– Что должны сделать другие водители других машин, когда видят специальный транспорт? (остановиться)
– Сравните автобусы и троллейбусы. Чем они похожи, чем отличатся? (перевозят пассажиров, автобус – работает на бензине, загрязняет воздух, троллейбус – работает на электричестве, не загрязняет воздух – экологически чистый транспорт)
– Какой вид транспорта меньше всего загрязняет окружающую среду? (троллейбусы, трамваи)
– Как транспорт загрязняет окружающую среду? (выхлопные газы – воздух, мытье машин – почва, водоемы)
– Как называют профессию людей, которые управляют транспортом? (водитель, шофер)
– Ребята, как вы думаете, как влияет на человека, на его здоровье большое количество транспорта в городе? (развиваются разные болезни дыхательных путей, раковые заболевания, психические расстройства – от постоянного шума)
VII. Выводы по теме. Закрепление изученного материала.
1. Работа с таблицей. (Приложение 1 и рис. 1). У каждого ученик есть индивидуальный листок со схемой «Факторы загрязнения окружающей среды». В ходе ответов на вопросы учителя, заполняется схема.
– Какие основные проблемы современного города нам теперь известны? (мусор на улицах и во дворах, отходы бытовые и промышленные, транспорт)
– Что засоряется, как это отражается на природе? (загрязнение воздуха, загрязнение вод озер и водоемов, загрязнение почвы)
– Как это влияет на человека? (поступление загрязняющих веществ в организм человека – а это приводит к проблемам со здоровьем)
Схема: «Факторы загрязнения окружающей среды в современном городе»
Рисунок 1.
2. Игра «Наведем порядок». (Приложение 2). На доске картинка с изображением грязного, разоренного города черно-белого цвета. Выбираются учащиеся в 2 команды по 6 человек. Из разрезных картинок в цветном варианте нужно составить другую картинку – чистый, в порядке город.
VIII. Презентации, подготовленные учащимися по изучаемой теме
- Карякин Кирилл «Проблемы современного горда. Транспорт в современном городе»
- Красовская Ксения «Проблемы экологии современного города»
- Якушева Дарья «Проблемы современного горда. Загрязнение воздуха, почвы, водоемов, улиц»
- Мягкий Егор «Факторы загрязнения окружающей среды»
- Петрова Вероника «Загрязнения водоемов»
- Агибалова Светлана «Загрязнение воздуха в городах»
IX. Итог урока. Домашнее задание.
Учащиеся вручают гостям подарки – изготовленные из пластиковых бутылок поделки «Ваза с цветами».
Учебник [1] стр. 94–97, читать, отвечать на вопросы, уметь рассказать по таблице изученный материал.
Рабочие маменты урока в Приложении 3.