Современное экологическое воспитание учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели: 

  • познакомить учащихся с основными проблемами современного города;
  • познакомить с источниками загрязнения водоемов, почвы, воздуха в городах;
  • познакомить учащихся с тем, как загрязнения окружающей среды влияют на здоровье человека;
  • выработать основные правила охраны окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников;
  • уметь работать с текстом, выделять главное;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать желание узнавать новое, развивать воображение, познавательный   интерес, умение рассуждать.

Оборудование на уроке:

  • О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Учебник. 2 класс.
  • О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.
  • О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Тестовые задания.  2 класс.
  • О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Методические рекомендации к учебнику.  2 класс.
  • Журнал «Начальная школа». 2006. №7
  • Журнал «Начальная школа». 2006. №10
  • Журнал «Начальная школа». 2008. №5
  • Журнал «Начальная школа». 2009. №11
  • Н.Т. Брыкина. Нестандартные  и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы.
  • Проектные работы учащихся класса, рисунки, фотографии по теме.
  • Доска, мел.
  • Материал игры «Наведем порядок».

Ход урока

I. Мобилизующее начало.

Приветствие гостей.

II. Проверка домашнего задания.

1) – Подумайте, вспомните и расскажите об условиях жизни человека в городе [1. стр. 90 – 92]

2)  Проверочная работа.

– У каждого из вас на парте есть листок самопроверки.

– Возьмите ручки и подпишите листочки. А теперь ответьте на поставленные вопросы.

  • В городской или сельской местности находится твой дом? (городской)
  • Кто проектирует городские постройки? (архитектор)
  • Какие постройки, кроме жилых домов, есть в городе? Перечисли. (магазины, стадионы, театры, библиотеки, больницы, школы)
  • Какие зоны есть в городе? (жилые, промышленные)
  • Что используют жители города для перемещения по городу? (транспорт)
  • Напиши для чего используется транспорт: пассажирский (перевозка людей), грузовой (перевозка грузов).
  • Чем занимаются специальные службы в городах? (озеленение, уборка)

– Работы сдать.

III. Постановка учебной задачи.  Актуализация знаний.

– Какие зоны есть в городе? (жилые, промышленные)

– Чем занимаются специальные службы в городах? (озеленение, уборка)

– Для чего нужно это делать? (чтобы город был чистым и красивым)

– Городское хозяйство большое и сложное, а значит, и проблем много.

– Сегодня мы поговорим об основных проблемах современного города.

IV. Проблема первая – чистота улиц и дворов.

На доску вывесить табличку «Грязь на улицах и во дворах».

– Ребята, послушайте небольшой рассказ.

– Подумайте, все ли верно сделали главные герои.

Однажды мы с Павкой отправились в зоопарк. День был прекрасный, ярко светило солнце. Выйдя из автобуса, мы выбросили билет на остановке и быстро добрались до ворот зоопарка. На входе продавали эскимо, и мы с Пашкой купили себе по порции. Прогулка обещала быть увлекательной. Но солнце припекало, и подтаявшее мороженое выпало у меня из рук. «Ну, и пусть», – обиделся я сам на себя и, оставив таять мороженое на дорожке, отправился догонять друга. А вот и птицы. У Пашки были семечки, которыми мы покормили галку и сороку, а часть стали грызть сами прямо на дорожку. И тут я увидел пустую консервную банку. Вот это удача! Я размахнулся и со всей силы, как великий футболист, запиннул её прямо в озеро. Вот это было зрелище:  одни утки разлетелись в разные стороны, другие юркнули в кусты, громко расквакались лягушки. Но нас почему-то за это выругали и попросили больше в зоопарк не приходить.

– Что, на ваш взгляд, неверно сделали ребята? (бросили билет, упало мороженое, грызли семечки прямо на дорожку, пиннули пустую консервную банку в озеро, напугав птиц)

– Почему этого нельзя делать?

– Что нужно делать, чтобы наши улицы были чистыми? (весь мусор выбрасывать в мусорку)

– Чтение статьи учебника  [1. стр. 94]

– Кто следит за чистотой городских улиц? (дворники, специальная техника)

– Какую работу по уборке улиц они выполняют? (убирают снег, листву, мусор, прочищают колодцы)

– Ребята, как вы думаете, как наличие мусора влияет на человека, его здоровье? (портит настроение из-за того, что улицы и дворы грязные)

V. Проблема вторая – отходы.

На доску вывешивается табличка  «Отходы бытовые и промышленные».

– Что называется отходами? (ненужные, вышедшие из употребления вещи – бытовые отходы, ненужные составляющие производства – промышленные)

– Какие их виды могут быть у школьников? (отработавшие ручки, тетради, карандаши, ластики)

– Какие виды отходов у городских жителей? (остатки вещей, продуктов, бумага, грязная вода)

– У заводов и фабрик? (грязная вода, обрубки ткани, бумага, металлическая стружка, зап. части)

– Какие городские службы решают проблему отходов? (мусоровозы)

– Что такое свалка? (место, где складируются бытовые и промышленные отходы)

– Ребята, как вы думаете: создание свалок – это выход из положения по утилизации отходов или нет? (свалки занимает много места, отравляет воздух, почву, водоемы)

Интересные сведения о мусоре

  • Сейчас на околоземной орбите насчитывается 7000 единиц космического мусора.
  • За день 75 свиней могут съесть тонну пищевых отходов.
  • В Нью-Джерси США открыт музей мусора.
  • Впервые проблемой переработки мусора занялись в Англии 200 лет назад.
  • Время разложения пластиковых бутылок в морской воде составляет 400 лет.
  • Самая большая в мире свалка находится в Нью-Йорке, он открылась в 1948 году и за день принимает 14 тонн отходов.
  • Получение электричества за счет сжигания  мусора в британском городе Эдмонтоне ежегодно экономит 100 тысяч тонн угля.
  • В Вене и немецком Саарбрюккине отходы сжигают в специальных агрегатах ТЭЦ с выработкой электрической и тепловой энергии.
  • В Венгрии из бытовых отходов получают биогаз.
  • В Бельгии, Германии, США, Японии, Канаде и Латинской Америке развивается экологическое направление – сжигание отходов в цементных печах, которые не требуют дорогостоящего оборудования.
  • С каждым годом количество бытовых  и промышленных отходов возрастает. Уже сейчас на одного жителя планеты в среднем приходится от 150ти до 600 килограммов мусора в год. И эта цифра не перестает расти. Лидером в этой области является США, где на одного жителя приходится 520 кг отходов и каждый год образуется 160 миллионов тонн бытовых отходов. В Испании и Норвегии по 200-300 кг. В России этот показатель 350 кг на одного жителя год.
  • Большую часть бытового мусора составляют полимеры и пластмассы, которые очень долго разлагаются. Благо сейчас начато производство этих синтетических материалов и продукции из них с добавлением специальных молекул – светоулавливающих химических элементов. Они позволяют веществу с большей скорость разлагаться на части и не требует сжигания в печах.
  • Большую угрозу несет одноразовая посуда. Её изготавливают из специального полимера – страйроформа. Мало того, что она не разлагается в природе, так еще и при производстве выделяется газ, который разрушает озоновый слой Земли.

– Знакомство со статьей учебника. [1. стр. 95-96] 

Факты загрязнения водоемов

Факты, опубликованные совсем недавно в одном из  журналов: на участке речного дна длиной 5 км ученые обнаружили 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 84 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 газовых плит, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и еще много другого мусора.

Не случайно с началом купального сезона в поликлиники и больницы попадает много людей, в том числе и детей с тяжелыми травмами, полученными при купании, особенно при нырянии. Вот почему, выбрасывая мусор в водоем или даже просто оставляя его не берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастье другим людям.

– Слово предоставляется ребятам.

– Стихотворение  И. Кучерова «Моя речка» (читает ученик наизусть).

Бежит она, струится,
Сверкает и журчит.
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною,
Ой, небо голубое!
Ой, реченька – река!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою….
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

– Ребята, как вы думаете, как наличие свалок бытовых и промышленных отходов влияет на человека, на его здоровье? (развиваются разные болезни дыхательных путей, раковые заболевания, расстройства желудка – от грязной воды, аллергия)

VI. Проблема третья – транспорт

На доске появляется табличка «Транспорт».

Чтение статьи учебника [1. стр. 98].

Беседа по содержанию статьи учебника.

– Какой вид транспорта встречается на улицах города? (пассажирский, грузовой)

– Какие машины имеют специальные сигналы? (скорая, милиция, пожарная, газовая служба)

– Что должны сделать другие водители других машин, когда видят специальный транспорт? (остановиться)

– Сравните автобусы и троллейбусы. Чем они похожи, чем отличатся? (перевозят пассажиров, автобус – работает на бензине, загрязняет воздух, троллейбус – работает на электричестве, не загрязняет воздух – экологически чистый транспорт)

– Какой  вид транспорта меньше всего  загрязняет окружающую среду? (троллейбусы, трамваи)

– Как транспорт загрязняет окружающую среду? (выхлопные газы – воздух, мытье машин – почва, водоемы)

– Как называют профессию людей, которые управляют транспортом? (водитель, шофер)

– Ребята, как вы думаете, как влияет на человека, на его здоровье большое количество транспорта в городе? (развиваются разные болезни дыхательных путей, раковые заболевания, психические расстройства – от постоянного шума)

VII. Выводы по теме. Закрепление изученного материала.

1. Работа с таблицей. (Приложение 1 и рис. 1). У каждого ученик есть индивидуальный листок со схемой  «Факторы загрязнения окружающей среды». В ходе ответов на вопросы учителя, заполняется схема.

– Какие основные проблемы современного города нам теперь известны? (мусор на улицах и во дворах, отходы бытовые и промышленные, транспорт)

– Что засоряется, как это отражается на природе? (загрязнение воздуха, загрязнение вод озер и водоемов, загрязнение почвы)

– Как это влияет на человека? (поступление загрязняющих веществ в организм человека – а это приводит к проблемам со здоровьем)

Схема: «Факторы загрязнения окружающей среды в современном городе»

рис.1

Рисунок 1.

2. Игра «Наведем порядок». (Приложение 2).  На доске картинка с изображением грязного, разоренного города черно-белого цвета. Выбираются учащиеся в 2 команды по 6 человек. Из разрезных картинок в цветном варианте нужно составить другую картинку – чистый, в порядке город.

VIII. Презентации, подготовленные учащимися по изучаемой теме

  1. Карякин Кирилл  «Проблемы современного горда. Транспорт в современном городе»
  2. Красовская Ксения «Проблемы экологии современного города»
  3. Якушева Дарья  «Проблемы современного горда. Загрязнение воздуха, почвы, водоемов, улиц»
  4. Мягкий Егор «Факторы загрязнения окружающей среды»
  5. Петрова Вероника «Загрязнения водоемов»
  6. Агибалова Светлана  «Загрязнение воздуха в городах»

IX. Итог урока. Домашнее задание.

Учащиеся вручают гостям подарки – изготовленные из пластиковых бутылок поделки «Ваза с цветами».

Учебник [1] стр. 94–97, читать, отвечать на вопросы, уметь рассказать по таблице изученный материал.

Рабочие маменты урока в Приложении 3.