«Движенью истина нужна,
Но если взвесить строго,
Важна не истина, важна
До истины дорога»
М. Дудин
Проектной и исследовательской деятельностью учащиеся занимаются и при обучении на уроках, начиная с начальной школы. Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. В рамках школьного обучения научно-исследовательская работа представляет собой один из способов обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт. Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему научное понимание действительности. Разве нельзя назвать исследователем учащегося 7 класса, который рассчитал стоимость «продовольственной корзины» и сравнил ее с доходом, получаемым его семьей, сделал собственные выводы?
В настоящее время метод проектов получил довольно большое распространение. Во многом это связано с тем, что и во взрослой жизни учащиеся практически неизбежно сталкиваются с процессом проектирования. Таким образом, проект можно рассматривать как своеобразный «мостик» между школой и трудовой деятельностью. Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем. Часто учащиеся 10-11 классов берутся за исследование вопросов, которые могут быть связаны с выбранной профессией.
Учащиеся нашей школы, начиная с 8-9 классов ежегодно принимают участие в районной научно-практической конференции, и каждый раз сталкиваются с трудностями при выборе тем работ, написании и оформлении работ, защитой собственного труда. Элективный курс «Первые шаги в науку» призван оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в этих вопросах.
Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного 9 класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;
- выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
- воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.
Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Это выражение Эсхила определяет основные знания, которые должны усвоить ученики в процессе изучения данного элективного курса.
Итак, по окончании курса учащиеся должны знать:
– что такое проект и исследование, чем они
отличаются;
– приемы и методы исследовательской работы;
– основные понятия научно-исследовательской
работы;
– технологическую цепочку проекта и
научно-исследовательской работы;
– формы защиты проекта и
научно-исследовательской работы;
– клише для научных работ.
Форма защиты элективного курса для получения зачёта – презентация своей работы.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во |
Формы обучения |
Элементы содержания образования |
1. | Вводное занятие. | 1 | Презентация курса с элементами беседы, тестирование. | Что мне даст этот курс? Тесты на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься научной деятельностью; позволяющих прогнозировать успехи в различных сферах деятельности. |
2. | Проект или исследование. | 1 | Семинар-практикум. | Что такое проект, чем он отличается от исследовательской работы? Классификация проектов. Этапы проектной деятельности. Исследование. |
3. | Мотивационная деятельность при выполнении исследований и проектов. Приёмы и методы исследовательской работы. | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа. | Мотивация: Внешняя и внутренняя
мотивация. Повышение мотивации. Многообразие
методов проектов: – исследовательские
(экспресс-исследование, полевой практикум,
экскурсионный отчёт…); –
ролево-игровые (составление коллажа, рациона
питания, разработка и проведение игры…); |
4. | Технологическая цепочка выполнения научно-исследовательской работы. Структура и оформление работы. | 1 | Практикум. | Этапы технологической цепочки
выполнения научно – исследовательской работы: – диагностический, – теоретический, – практический, – рефлексивный. Алгоритм и логическая взаимосвязь выполнения научно-исследовательской работы. Общие требования и правила к оформлению работы. |
5. | Основные понятия научно-исследовательской работы. | 1 | Практическая работа. | Специфичность языка науки. Основные термины и понятия: аналогия, актуальность темы, аспект, гипотеза, идея, дедукция, концепция, объект исследования,… |
6. | Клише – это удобно. | 1 | Семинар. Практическая работа. |
Отбор словарного аппарата и грамматических конструкций, образующих язык и стиль научной работы. |
7. | Распространённые ошибки при выполнении
работ. Формы защиты проектов и научно-исследовательских работ. |
1 | Семинар. Практическая работа. Тренинг. |
Формулировка темы работы.
Интерпретация полученных результатов.
Соответствие результатов и выводов. Публичный доклад. Презентация научно-исследовательской работы. Буклет. Плакат. Модель. Фильм. И т. д. |
8. | Работа с Интернет-ресурсами. | 1 | Практическая работа. | Возможности сайтов в Интернете. Поиск нужной информации на основных сайтах. |
9. | Выбор темы для зачёта. | 1 | Практическая работа. Консультирование. |
Формулировка темы работы. |
10. | Практическая работа по оформлению научно-исследовательской работы. | 7 | Практическая работа по оформлению научно-исследовательской работы | Учитель выступает в роли консультанта. |
11. | Защита своей работы. | 1 | Защита своей работы. |
Список используемой литературы:
1. Елена Бабина, Статья «Проект или
исследование?» Гимназия № 6, г. Губкин Эту же
статью можно найти по ссылке http://www.researcher.ru/methodics/method/metodicOID/edgap.html
на Интернет-портале «Исследовательская
деятельность школьников».
2. Земляненко Н.В., МОУ СОШ №27 г. Таганрога.
«Приемы и методы исследовательской работы»
Методические рекомендации к занятию.
3. Алексей Обухов кандидат
психологических наук, доцент МПГУ, Статья «На
пересечении интересов ученика и учителя к
вопросу о мотивации исследовательской
деятельности учащихся».
4. Осипова Г.И. Опыт организации
исследовательской деятельности школьников:
«Малая Академия наук» Издательство
«Учитель», Волгоград 2007.
5. Счастная Т.Н. Статья «К вопросу о
методологии научного творчества» http://www.researcher.ru/methodics/method/metodicOID/a_150toc.html