Элективный курс по физике "Первые шаги в науку"

Разделы: Внеклассная работа


«Движенью истина нужна,
Но если взвесить строго,
Важна не истина, важна
До истины дорога»

М. Дудин

Проектной и исследовательской деятельностью учащиеся занимаются и при обучении на уроках, начиная с начальной школы.  Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. В рамках школьного обучения научно-исследовательская работа  представляет собой один из способов обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт. Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе  совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему  научное понимание действительности. Разве нельзя назвать исследователем учащегося 7 класса, который рассчитал стоимость «продовольственной корзины» и сравнил ее с доходом, получаемым его семьей, сделал собственные выводы?

В настоящее время метод проектов получил довольно большое распространение. Во многом это связано с тем, что и  во взрослой жизни учащиеся практически неизбежно сталкиваются с процессом проектирования. Таким образом, проект можно рассматривать как своеобразный «мостик» между школой и трудовой деятельностью. Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем. Часто учащиеся 10-11 классов берутся за исследование вопросов, которые могут быть связаны с выбранной профессией.

Учащиеся нашей школы, начиная с 8-9 классов ежегодно принимают участие в районной научно-практической конференции, и каждый раз сталкиваются с трудностями при выборе тем работ, написании и оформлении работ, защитой собственного труда. Элективный курс «Первые шаги в науку» призван оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в этих  вопросах.

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного 9 класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;
  • выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.

Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.

 «Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Это выражение Эсхила определяет основные знания, которые должны усвоить ученики в процессе изучения данного элективного курса.

Итак, по окончании курса учащиеся должны знать:

– что такое проект и исследование, чем они отличаются;
– приемы и методы исследовательской работы;
– основные понятия научно-исследовательской работы;
– технологическую цепочку проекта и научно-исследовательской работы;
– формы защиты проекта и научно-исследовательской работы;
– клише для научных работ.

Форма защиты элективного курса для получения зачёта – презентация своей работы.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы обучения

Элементы содержания образования

1. Вводное занятие. 1 Презентация курса с элементами беседы, тестирование.  Что мне даст этот курс? Тесты на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься научной деятельностью; позволяющих прогнозировать успехи в различных сферах деятельности.
2. Проект или исследование. 1 Семинар-практикум. Что такое проект, чем он отличается от исследовательской работы? Классификация проектов. Этапы проектной деятельности. Исследование.
3. Мотивационная деятельность при выполнении исследований и проектов. Приёмы и методы исследовательской работы. 1 Лекция с элементами беседы, практическая работа. Мотивация: Внешняя и внутренняя мотивация. Повышение мотивации. Многообразие методов проектов:

– исследовательские (экспресс-исследование, полевой практикум, экскурсионный отчёт…);    – ролево-игровые (составление коллажа, рациона питания, разработка и проведение игры…);
– информационные (создание презентационных тематических докладов);
– творческие (проектирование объектов, дизайн, составление родословной, буклетов…);
– практико-ориентированные (внеурочная деятельность с личным интересом, увлечением, появившихся противоречиях).

4. Технологическая цепочка выполнения научно-исследовательской работы. Структура и оформление работы. 1 Практикум. Этапы технологической цепочки выполнения научно – исследовательской работы:
– диагностический,
– теоретический,
– практический,
– рефлексивный.
Алгоритм и логическая взаимосвязь выполнения научно-исследовательской работы. Общие требования и правила к оформлению работы.
5. Основные понятия научно-исследовательской работы. 1 Практическая работа. Специфичность языка науки. Основные термины и понятия: аналогия, актуальность темы, аспект, гипотеза, идея, дедукция, концепция, объект исследования,…
6. Клише – это удобно. 1 Семинар.
Практическая работа.
Отбор словарного аппарата и грамматических конструкций, образующих язык и стиль научной  работы.
7. Распространённые ошибки при выполнении работ.
Формы защиты проектов и научно-исследовательских работ.
1 Семинар.
Практическая работа.
Тренинг.
Формулировка темы работы. Интерпретация полученных результатов. Соответствие результатов и выводов.
Публичный доклад. Презентация научно-исследовательской работы. Буклет. Плакат. Модель. Фильм. И т. д.
8. Работа с Интернет-ресурсами. 1 Практическая работа.  Возможности сайтов в Интернете. Поиск нужной информации на основных сайтах.
9. Выбор темы для зачёта. 1 Практическая работа.
Консультирование.
Формулировка темы работы.
10. Практическая работа по оформлению научно-исследовательской работы. 7 Практическая работа по оформлению научно-исследовательской работы Учитель выступает в роли консультанта.
11. Защита своей работы. 1 Защита своей работы.  

Список используемой литературы:

1.  Елена Бабина, Статья  «Проект или исследование?» Гимназия № 6, г. Губкин Эту же статью можно  найти по ссылке http://www.researcher.ru/methodics/method/metodicOID/edgap.html на Интернет-портале «Исследовательская деятельность школьников».
2. Земляненко Н.В., МОУ СОШ №27 г. Таганрога. «Приемы и методы исследовательской работы»  Методические рекомендации к занятию.
3. Алексей Обухов  кандидат психологических наук, доцент МПГУ, Статья «На пересечении интересов ученика и учителя к вопросу о мотивации исследовательской деятельности учащихся».
4. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»  Издательство «Учитель», Волгоград 2007.
5. Счастная Т.Н.  Статья «К вопросу о методологии научного творчества» http://www.researcher.ru/methodics/method/metodicOID/a_150toc.html