Программное содержание:
- Закрепить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
- Развивать музыкальность, двигательные, нравственно-коммуникативные качества личности.
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Предварительная работа:
- В течении года занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Беседы о сезонных изменениях в природе, жизни животных.
- Чтение познавательной художественной литературы, заучивание стихотворений.
- Изготовление дидактической изоэкологической игры “Круглый год”.
- Слушание музыкальных произведений “Времена года” П.И. Чайковский.
- Разучивание музыкально-ритмических композиций.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации по временам года.
- Изоэкологическая игра “Круглый год”.
- Мольберты, цветные мелки.
- Гимнастические палки, стулья, цветы на руки.
- Музыкальный центр.
- Подарки для детей.
Ход занятия
Дети входят в зал, встают врассыпную.
Музыкально-подвижная игра “Поздороваемся” (совместно с родителями): звучит музыка, участники свободно двигаются по залу, по команде находят себе пару и здороваются за руку. Следующий музыкальный фрагмент – свободное движение, по команде находят себе пару и здороваются коленками, носами, плечами, мизинцами и т.д. (можно использовать музыку “Добрый жук” М. Спадавеккиа или другую по выбору педагога) .
Родители занимают свои места.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами немного попутешествуем. Проведем разминку. Дети исполняют музыкально-ритмическую гимнастику “Губки бантиком” в исп. К. Орбакайте, последний припев: родители повторяют движения за детьми (Приложение 1).
Мы готовы отправиться в путь. Отгадайте загадку: “Приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. Кто они?”.
Ответы детей.
Ведущий: Да ребята, вы абсолютно правы. Мы с вами отправляемся в путешествие по временам года. Сколько всего времен года? С какого месяца начинается год? Правильно Новый год начинается с января. Но мы с вами скоро пойдем в школу, и началом учебного года будет сентябрь. А к какому времени года относится сентябрь? Я вам немного подскажу:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
у березы на плечах.
Утром мы во двор идем.
Листья сыплются дождем!
Е. Трутнева
Ответы детей.
Ведущий: Правильно. Давайте вспомним приметы начала осени.
Ответы детей: деревья постепенно одеваются в сказочный наряд. На полях собирают урожай. Звери готовятся к зиме.
Ведущий: А что же происходит в середине осени? И какой это месяц?
Ответы детей с опорой на иллюстрации: птицы улетают в теплые края, дни становятся короче. Чаще льет дождь, дует холодный ветер.
Ведущий: Но мы не боимся непогоды. Берем зонтики и отправляемся на прогулку. (Группа детей исполняет музыкально-ритмическую композицию с гимнастическими палками под песню “Зонтик” М. Скупченко. Приложение 2).
Ведущий: В конце осени на землю выпадает первый снег. Кто мне подскажет, какое время года приходит за осенью?
“Настали дни холодные, повсюду снег и лед.
Пути застыли водные, и лишь метель поет”.
А. Дельвиг
Мы попали в зимнюю сказку. Что же происходит зимой?
Ответы детей: падает снег, играет вьюга, дети катаются на лыжах, коньках, лепят снеговиков, встречаем Новый год, наряжаем елку и т.д.
Ведущий: Молодцы ребята, все правильно назвали. А знаете ли вы, что есть у нас на земле место, где зима круглый год. Может кто-нибудь из вас назовет это место? Северный полюс. Кого из животных и птиц мы можем там встретить? Живут там очень забавные птицы, хотя на птиц они не очень похожи. И ходят они смешно и забавно. Посмотрите, а вот и они. (Мальчики исполняют танец “Пингвины” в исп. гр. Инь-Янь. Приложение 3).
Ведущий: Наше путешествие продолжается.
Кто пришел так тихо, тихо?
Ну конечно не слониха,
И уж точно бегемот,
Тихо так прийти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна!
Что же происходит весна?
Ответы детей: тает снег, появляются проталины, дни становятся длиннее, капают сосульки, бегут ручьи, возвращаются из теплых краев птицы, распускаются первые цветы.
Ведущий: посмотрите и на нашем пути распускаются нежные весенние цветочки. (Девочки исполняют музыкально – ритмическую гимнастику “Волшебный цветок” Ю. Чичиков. Приложение 4).
Ведущий: А про это время года говорят: “Красное лето никому не докучало”.
Ходят ножки босиком, по дорожке прямиком,
Стало сухо и тепло, это лето к нам пришло.
Чем нам нравится лето?
Ответы детей: летом тепло, мы загораем, купаемся, собираем полевые и луговые цветы, попевает земляника и другие ягоды.
Упражнения на стульях “Оранжевая песня” в исп. А. Стоцкой (Приложение 5), последний припев родители выполняют упражнения вместе с детьми.
Ведущий: Вот мы с вами и побывали в гостях у времен года, пора возвращаться в детский сад.
Посмотрите, в нашем зале находятся 4 мольберта. Как вы думаете, что мы можем на них изобразить? (на мольбертах подсказки – ткани четырех цветов, символизирующих времена года). Приглашайте родителей рисовать вместе с нами.
(После того как закончат рисовать , все желающие могут пройти посмотреть, что получилось. )
В завершение нашей встречи предлагаем поиграть в “Разноцветную игру” (музыка Б. Савельева Приложение 6).
Раздача сюрпризов (веселые мячики на резинке – символы “солнышка”).
Используемая литература:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Гризик Т.И. Познаю мир.– М.: Просвещение, 2000.
- Кузнецова Е.В. Ритмическая гимнастика в детском саду. – М., 2003.
- Л. Селихова. Интегрированные занятия “Ознакомления с природой”. 0 М.: Мозаика – Синтез, 2005.