Вертикальная интеграция. Тема урока "Союзы И, А, НО" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:
  1. Знакомство с понятием СОЮЗ и его ролью в предложении.
  2. Развитие логического мышления, навыков синтеза и анализа.
  3. Воспитание морально-нравственных устоев семьи.

Оборудование: словарь иностранных слов, музыка А. Бородина “Струнный квартет. Ноктюрн”, книга А. Райдль. “Самое заветное желание” (краеведческий материал), презентация по теме урока – Приложение 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание. (Учитель начальных классов.)

АЯИМИЛФ

– Соберите слово. ФАМИЛИЯ.

– Какой звук стоит в начале слова? (Согласный, глухой, твердый.)

– Как называется буква?

Прописывание с проговариванием соединений: Фф, фа, фам, фами, фамил, фамилии, фамилия.

3. Словарная работа. (Учитель русского языка и литературы.)

Выделение орфограмм.

– Что такое ФАМИЛИЯ? Чтение детьми заранее подготовленных статей из словаря иностранных слов.

Вывод на доске:

ФАМИЛИЯ – СЕМЬЯ – СОЮЗ

Фамилия – это название семьи, или сама семья, род.

– Кто создает семью? Родители. Они вступают в брак. Брак – это семейный СОЮЗ.

– Сколько детей может быть в семье? Кто еще может входить в семью?

На доске: А. Бородин “Струнный квартет. Ноктюрн”.

– Прочитайте. Где здесь фамилия? (Бородин.) Запишите в тетрадь.

Прослушивание фрагмента.

– Прослушайте и скажите, сколько человек в этой семье, которая собралась за завтраком.

– Как различили? (Различия переданы с помощью тембров четырех инструментов, темпа мелодии.)

4. Тема и цель. (Учитель начальных классов.)

– Итак, семья за завтраком. Запишем два предложения.

ЖИЛ В ПОСЕЛКЕ ПИРСЫ МАЛЬЧИК ИЛЬЯ ПО ФАМИЛИИ АКАТЬЕВ. УТРОМ СЕМЬЯ АКАТЬЕВЫХ ДРУЖНО ЗАВТРАКАЕТ.

– Из какого произведения эти герои? Райдль. “Самое заветное желание”. Мы читали эту повесть. Кто ее главный герой? Где живет семья Акатьевых? (Илья Акатьев – герой книги – и его семья живут в поселке Пирсы Архангельской области на речке Левковке, которая впадает в Северную Двину – великую северную реку.)

– Продолжим разговор о семье Акатьевых.

ПрезентацияПриложение 1. (Учитель русского языка и литературы.)

– Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?

Разделите на группы по частям речи.

– Что такое А? Назовите тему сегодняшнего урока. СОЮЗЫ.

– Знаете ли вы еще ИС, глаголы, наречия, предлоги, союзы?

– Зачем они нужны в предложении?

Цель урока – итак, сегодня мы узнаем, какие еще есть союзы и для чего они нужны в предложении.

5. Работа по теме.

– Составьте предложение.

ИЛЬЯ ПОЛОЖИЛ ВИЛКИ СЛЕВА ОТ ТАРЕЛКИ, А НОЖИ СПРАВА.

Запись с проговариванием орфограмм.

Диктант. (Учитель начальных классов.)

ОН ОЧЕНЬ ХОЧЕТ ЕСТЬ, НО ТЕРПЕЛИВО ЖДЕТ. МАМА ПРИГОТОВИЛА БЛИНЫ С ВАРЕНЬЕМ И СМЕТАНОЙ. СЕМЬЯ СОБРАЛАСЬ ЗА СТОЛОМ, И МАМА ВНЕСЛА ЦЕЛУЮ ГОРУ БЛИНОВ.

– Найдите союзы. (Учитель русского языка и литературы.)

– Что общего в двух последних предложениях? Союз И.

– В чем разница между ними? Запятая.

– Сделаем разбор предложений по членам предложения и частям речи.

– Т.О. если союз И соединяет одинаковые члены предложения, то запятая не ставится, если союз И соединяет два простых предложения в одно, то запятая ставится обязательно.

– Итак, какие есть союзы и для чего они нужны в предложении? Соединяют два одинаковых члена предложения или два простых предложения в одно.

6. Закрепление. (Учитель русского языка и литературы.)

– Прочитайте. (Выпущены союзы.)

Что выпущено? Попробуем вставить союзы.

– Можно ли убрать союзы из предложения? Попробуем. А предлоги?

– Сделайте вывод. (Союзы можно пропустить, а предлоги нет, но от того, что мы пропускаем союзы, наша речь обедняется.)

7. Итог урока. (Учитель начальных классов.)

– О чем мы сегодня говорили на уроке?

– Что вы о них узнали?

– А есть ли еще союзы в русском языке? Где узнать? (Словари, справочники, учебники старших классов, обращение к учителю русского языка и литературы.) (Учитель русского языка и литературы знакомит детей с многообразием союзов – беседа.)

– Есть множество союзов, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

8. Домашнее задание. Мини – сочинение о семье.