На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. И то и другое людям так же необходимо, как хлеб, воздух, общение.
В связи с обновлением содержания дошкольного образования стала очевидной необходимость введения в учебный план ознакомления детей с традициями русского народа, с введением в обиход детей русского фольклора. При правильной организации учебного плана погружение детей в мир народной культуры активизирует творческий потенциал ребенка, способствует гармоническому и духовному развитию личности, повышает социальную активность и духовную самозащищенность. Используя материал русского фольклора, и опираясь на его педагогический потенциал, можно достичь высокого раскрытия творческих способностей детей, формирования познавательного интереса к истории России и национальной культуре. Использование элементов фольклора в занятиях с детьми дошкольного возраста помогает детям углублять знания об окружающем мире, приобщает к традициям национальной культуры, помогает выявить и развить творческие способности детей.
Посредством системы разнообразных творческих заданий (драматизация сказок, участие в викторинах, сочинение детьми сказок, небывальщин, участие в народных праздниках и играх, участие в выставках по изобразительной деятельности и т.д.) дети учатся понимать и ценить произведения искусства.
Работа с пословицами и поговорками формирует речевую культуру детей, обогащает словарный запас. Слово и музыка, движение и звучащий человеческий голос – всё это сохранено в детском фольклоре.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским исскуством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (Д.С. Лихачев).
Программное содержание
- Формировать эмоционально-окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, и нравственно-патриотические позиции.
- Знакомить детей с историческими корнями, различными обрядами и традициями в жизни русских людей, со связью поговорок, народных примет с крестьянским трудом.
- Воспитывать уважение к труду и таланту мастеров.
- Формировать речевую культуру у детей на основе приобретения навыков образной метафорической речи (работа с пословицами, загадками, фразеологизмами, народным красноречием).
- Развивать творческие способности детей посредством системы разнообразных заданий: драматизации, музыкальной и изобразительной деятельности, изготовление поделок.
- Приобщать родителей к дальнейшей работе по воспитанию у детей интереса к народным традициям, народному искусству и культуре.
Предварительная работа
- Цикл занятий в музее «Русской старины» и в группе по ознакомлению детей с обычаями, культурой и осенними обрядовыми праздниками русского народа. Знакомство с покровителями ремесел святыми Козьмой, Демьяном и святой Параскевой – Пятницей.
- Разучивание пословиц, поговорок, загадок; народных игр, песен и танцев.
- Обучение игре на русских народных инструментах: ложках, трещотке, доске, рубели и т.д.
- Изготовление костюма и подарков для Параскевы.
- Совместное творчество детей с родителями: изготовление поделок, атрибутов к занятию, выпечка пирогов, угощения для детей и гостей.
- Организация выставки прикладного искусства «Умелые руки не знают скуки».
Зал украшен под русскую избу. Хозяйка приглашает детей пройти в «избу». Дети входят в зал в русских костюмах и рассаживаются на скамейках.
Хозяйка. Здравствуйте, добры молодцы
да красны девицы.Садитесь рядком да поговорим
ладком. Сегодня у нас праздник ремесел, а
покровителями ремесла были святые Козьма, Демьян
и святая Параскева-Пятница (показывает
экспозицию с иконами святых).
Рада я, что собрались у меня в избе на посиделки:
пряжу попрясть, песни попеть, в игры поиграть, на
других посмотреть да себя показать.
Дети: Спасибо, хозяюшка, что позвала нас в гости в избу твою жаркую. Пришли мы с подарками: песнями, играми да плясками.
– На дворе пасмурно, а у нас тепло.
– Наша изба ровно тепла.
– Живи, изба, здорово, живи богато!
– Дай тебе, Боже, что и нам тоже:
– Мерку жита, кусок сала,
– Карен яиц, да и этого мало.
– Жить-поживать, да добра наживать!
– Без зла и без вихря, без всякого лиха,
– Чтобы было тепло, чтобы было светло,
– Чтобы все водилось, да и нам хватило.
Хозяйка.Спасибо на добром слове. В старые давние времена детей к труду приучали с малолетства. Девочек с 5 лет сажали за прялку пряжу прясть, учили вышивать платочки, ладно щи варить. А мальчиков обучали разным ремеслам – плотницким да кузнечным. Послушайте, как об этом поется в песне.
Дети поют песню «Было у матушки двенадцать дочерей»[3].
Хозяйка. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Святые Кузьма и Демьян – покровители ремесел, кузнечного искусства. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.
- Кузьминки – об осени поминки.
- Кузьминки – встреча зимы.
- Кузьма и Демьян – большие работники.
Они и кузнецы, и плотники.
Парням помогают хлеб молотить, дома рубить.
- Не умеете шить золотом, так стучите молотом.
- В наковальню бьем, колокольчики куем!
Колокольчики звенят, молоточки гремят,
Тук-тук, тук-тук, приударим разом вдруг!
Хозяйка.А теперь пойдем в кузницу.
Логоритмика «Кузнецы» [4].
Идет Кузьма из кузницы,
Несет Кузьма два молота.
Для всех людей
Накует гвоздей.
Все вместе. Хозяева, кузнецы нужны?
Хозяйка. А что вы умеете делать?
Все вместе. А вот что!
Дети инсценируют песню «Во кузнице» [3].
Ребенок. Вот вам хозяева и уменье наше в дом пригодится.
Хозяйка. Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы. А еще народ Кузьму и Демьяна называл кашенниками.
1 ребенок.
Печка – барыня,
Не вари кашу круту,
Вари мягоньку
И разваристу.
Хозяйка достает из печи горшочек с кашей, приговаривая: За крутой кашей и разговор краше.
Хозяйка. Святая Параскева-Пятница – покровительница женского рукоделия. С давних времен на нашей земле сеяли лен. Русские женщины в долгие темные вечера при свете лучины пряли и ткали холсты, вязали и вышивали. После сбора урожая, прежде чем заняться рукоделием, отмечали в деревнях праздник «Обряжение Параскевы», украшали костюм Параскевы. Давайте и мы это сделаем.
Дети по очереди подходят к Параскеве и дарят ей подарки:
1 ребенок.
Иголка, иголка,
Ты тонка и колка
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик.
2 ребенок.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
На тебя я глядела,
На камушке сидела,
Иголочки острила,
Рубашечки шила,
Наметочки белила.
3 ребенок.
А теперь загадка:
Надену – ободом сведет,
Сниму – он лентой упадет.
Тепла не дает,
Но без него холодно.
Что это такое? (Пояс)
4 ребенок (берет в руки пояс):
Пояс в руки я возьму,
Сарафан им подвяжу,
Всех злых духов прогоню.
5 ребенок (вынимает из шкатулки рябиновые бусы):
У плетня посиживаю
И на шелковину
Осторожно я нанизываю
Ягодку рябинку.
Бусы красны нанизала,
Параскеву обряжала.
(Надевает бусы на Параскеву).
6 ребенок.
Шалью голубою
Плечи я накрою,
Чтобы любовались
Люди все тобою.
Мальчик.
Нынче гуляшки и завтра гуляшки –
Находишься без рубашки.
Девочка. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?
Хозяйка.
Старым старушкам – шерсти клок,
А красным молодушкам – белый ленок.
Девочки.
Тут и прялица стоит,
Напрясть пряжи нам велит.
Девочки, сидя у прялиц, поют песню «Уж ты, прялица»[3].
Весело поется, весело прядется.
Про нашу пряжу худо не скажут.
Что выпрялось, то и выткалось.
Невелико веретено, а всех одевает оно.
Логоритмика [4].
Тяни холсты на покроичку.
Тяни холсты на рубашечку.
Тяни, тяни, потягивай,
Да поперек покладывай.
Это маме холст,
Это тяте (папе) холст,
А Вовочкин холст
С мышиный хвост.
Мальчик.
Девушки, девушки!
Рукам работа, а душе праздник!
Хозяйка.
Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Мальчик.
Расступись, народ честной,
Не пыли, дорожка!
На деревню мы пойдем
Погулять немножко!
Звучит русская народная музыка «Во саду ли, в огороде», дети встают в хоровод, исполняют русскую пляску.
Хозяйка.
Кто сказал: – частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!
Частушки
Начинаем петь частушки, Мои щечки что листочки,
Просим не смеяться; Глазки как смородинки.
Тут народу очень много, Давай, милый, погуляем,
Можем растеряться! Пока мы молоденьки.Я не с вашего селенья Ваня – парень ничего,
И не с вашего села. Только он кусается.
Не по-вашему танцую, Все собаки от него
Посмотрите на меня. Наутек бросаютсяМы с товарищем плясали Ох, кончаем мы плясать,
Сапоги резиновы. Дома нечего кусать.
На нас публика смотрела Сухари да корки,
Все-то рты разинули. На ногах опорки.
Девочка. На плечах платок, а на нем завиток.
Девочки встают в хоровод «Завиток» под русскую народную песню «Ой, ниточка тоненькая»
Ребенок.
Собирайся, народ!
Шире, шире хоровод!
Будем в прялицу играть,
Самых лучших выбирать,
Крепко, крепко обнимать.
Игра «Прялица»
Хозяйка. Мы плясали, веселились, а мальчик Дрема лежит целый день, лениться.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Сонливый да ленивый два родных братца.
- Наши пряли, а ваши спали.
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Не жнет и не косит, а обедать просит.
Хозяйка. Давайте Дрему будить.
Игра «Дрема» [3].
Девочка.
Меня милый подхватил,
По деревне прокатил.
Что с ногами, не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так плясать и просятся!
Исполняется «Веселая кадриль» (муз В.Темного, сл. О. Левицкого).
Ребенок.
Мы на празднике с друзьями
Славно время проведем,
Чтобы было веселее,
Ложкарей мы позовем.
Игра на ложках, трещотке, доске (муз. «Байновская кадриль» обр. М. Иорданского).
Хозяйка. Вот и погуляли мы на Кузьминках.
Дети (по очереди)
Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Хозяйка. А вот вам печенье, примите от нас угощенье!
Дети покидают зал под веселую музыку.
Литература:
- Науменко Г. «Чудесный короб», Изд-во «Детская литература», Москва, 1998 г.
- «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» под редакцией Орловой А.В., Изд-во Владимир 1995 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот», Изд-во «Композитор» СПб, 2003 г.
- Федорова Г.П. «На златом крыльце сидели», Изд-во «Детство-Пресс» СПб, 2000 г.