Незабываемые сказки А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа


Тема: Незабываемые сказки А.С. Пушкина.

Цель: Познакомить с неизвестными страницами жизни А.С.Пушкина. Углубить знания детей о творчестве поэта-сказочника. Развивать творческие способности, уверенность в собственных силах. Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книжная выставка сказок А.С.Пушкина,  “дуб” со съемными бумажными листочками, шкатулка с “золотыми” орехами-вопросами, листки с кроссвордами для домашнего задания, индивидуальные карточки, выставка детских рисунков на тему “Сказки А.С.Пушкина”, контрольные листы,  тексты сказки “О медведихе”, ТСО.

Ход урока

1. Организационный этап.

Чтение наизусть: Все в нем Россия обрела – свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи, что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа его стихами говорит.   

 
рис.1

– 6 июня 1799 года, в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин.

рис.2

В семье Пушкиных было пятеро детей. Александр рос молчаливым и замкнутым ребенком. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям нанимали гувернёров-иностранцев. Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Благодаря книгам он в совершенстве знал французский язык и литературу.

рис.3

2. Закрепление и обобщение.

Игра «Молчанка». Чтение отрывков наизусть учениками, остальные – на листочках вписывают названия сказок.

1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…

 

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”…

4. Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет – пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля…

Проверка в парах по ключу.

– К некоторым сказкам  А.С. Пушкина композиторы написали музыку. Послушайте фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. (Сопровождается иллюстрациями на интерактивной доске) Вспомните, о каких трех чудах говорилось в сказке?

Чтение текстов учениками:

– Первое чудо-белочка.
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поёт.
При честном, при всем народе
“Во саду ли, в огороде”.

– Второе чудо – 33 богатыря.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жарь горя,
33 богатыря.

– Третье чудо – прекрасная царевна Лебедь.
Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

рис.4
рис.5
рис.6

Шкатулка с “золотыми” орехами-вопросами, индивидуальные карточки. Проверка по интерактивной доске в парах.

  1. Как называлось жилище старика со старухой?
  2. Сколько раз закидывал невод старик в море?
  3. Кем хотела быть старуха?
  4. Какое желание рыбка так и не выполнила?
рис.7

Викторина. Учащиеся по желанию срывают с «дуба» листочки с вопросами:

  1. Какими словами петушок предупреждал царя Дадона об опасности? (“Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку”.)
  2. Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (Повар, плотник, конюх)
  3. Как поп должен был с Балдой рассчитываться? (в год по три щелчка по лбу)
  4. Что просил себе на обед поп? (вареную полбу). Что это такое? (каша)
  5. Работал балда за семерых, а ел…(за четверых)
  6. Что “Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки на сквозь…” (яблоко)
  7. Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана и в кого он превращался? (три: муха, комар, шмель)
  8. Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочет)
  9. С какими словами обращалась злая царица к зеркальцу? (“Свет, мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румянее и белее?”)

Ответы на интерактивной доске проверяют с помощью звукового сигнала.

На интерактивной доске. Установите соответствие. Учащиеся по желанию выходят к доске.

1. Царь …(Салтан)

2. Князь …(Гвидон)

3. Работник … (Балда)

4. Дядька …(Черномор)

5. Царевна …(Лебедь)

6. Сватья баба …(Бабариха)

7. Пес …(Соколко)

8. Остров …(Буян)


рис.8

Заставка на интерактивной доске:

рис.9

– А.С. Пушкин написал шесть сказок. Шестая сказка называется “Сказка о Медведихе”. Но закончить её поэт не успел. В 37 лет Пушкин был убит на дуэли французом Дантесом.

Чтение учителем отрывка сказки.

Приглашение к прочтению.

Словарная работа. Объясните слова.

рис.10

– Эти слова устаревшие, но когда-то они существовали в активной речи, употреблялись в литературных произведениях.

3. Итог урока.

– Сказки А.С. Пушкина – наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А.С.Пушкина, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что-то новое.

Комментирование оценок.

4. Домашнее задание по желанию: заполнить кроссворд, составить викторину по сказкам, заучить отрывок из сказки.

Кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.

По горизонтали: 2. Дерево, которое было украшено золотой цепью. 4. Предмет, который бросила царевне в руки нищая черница. 7. Предмет, который хранила огромная говорящая голова. 8. Кто пытался спасти царевну, пока богатыри охотились. 11. Трусливый соперник жениха Людмилы. 13. Оружие витязей. 14. “Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает …” 16. Имя царя, подслушавшего мечты трех девиц. 17. Где живет золотая рыбка. 18. Имя девушки, которую любил Финн. 19. Кто укусил повариху. 22. Княжеский титул, принятый у кочевых народов, который носил один из соперников жениха Людмилы. 24. Предмет, доставивший на пустынный остров царицу с сыном. 26. Кто просил себе в награду Шамаханскую царицу. 30. Устаревшее название долины. 31. Жених Людмилы. 32. Самое скромное желание старухи, жившей “у самого синего моря”. 35. Имя царя-обладателя Золотого петушка. 36. Кто был спасен царевичем, убившим стрелою чародея. 37. Старинный сосуд для “кипящего пива и вина”. 38. “в тот же день стал княжить он, и нарекся князь…” 40. Предмет, в который был помещен чародей после того, как лишился бороды.

По вертикали: 1. Сосуд, из которого пили вино. 3. Чем разрешают спор соперники-батыри. 5. Попов работник “…стал веревку крутить да конец ее в море мочить”. Кто после этого действия вышел из моря. 6. Сколько братьев-богатырей сваталось к красавице царевне. 8. “Все в том городе богаты, изоб нет, одни…”. 9. “Ткачиха, повариха, сватья баба…” 10. Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 12. Имя несостоявшегося жениха Людмилы. 16. Предмет, на котором сидел Золотой петушок. 20. Что вытребовал с чертей работник попа. 21. Название острова, мимо которого проплывали торговые гости. 23. Часть лица бабы Бабарихи, которую не пощадил шмель. 24. Имя попова работника. 25. Имя предводителя морских витязей. 27. Государь. 28. Имя царевича, разговаривавшего с Солнцем, Месяцем и Ветром. 29. “Там … с Бабой-Ягой” 33. Волшебная жидкость, которая в сказках бывает живой и мертвой. 34. Органы, пострадавшие у ткачихи и поварихи. 35. Неописуемая красота, чудо. 39. Духовой инструмент, вызвавший Карлу на бой.

рис.11