Программа факультативного курса "Мир чисел и множеств"

Разделы: Математика


Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания школы не владеют в полной мере элементарными математическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить социальную адаптацию в обществе наших учеников, директор школы Калашникова Любовь Михайловна предложила мне вести факультативный курс по математике в коррекционной школе.

Математика является гуманитарным предметом, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, оказывает существенное влияние на развитие детей, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Задачами данного факультативного курса являются углубление знаний учащихся по математике, повышение общего уровня развития детей и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развитие мышления и речи.

Я составила программу факультативного курса по математике. Данная программа была утверждена директором школы и одобрена на заседании педагогического совета, а затем программа получила рецензию Министерства образования Ставропольского края (рецензент: зав кафедрой социализации школы-личности и коррекционной педагогики СКИПКРО кандидат педагогических наук Панасенкова М.М.)

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Программа составлена для обучающихся государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы- интерната VIII вида в возрасте 12-13 лет.

Пояснительная записка

Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Задача данного факультативного курса состоит в том, чтобы дать учащимся более глубокие знания по математике, использовать процесс обучения математике на факультативе для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать мышление и речь; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся.

Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.

ПРОГРАММА

6 КЛАСС
(2 ч. в неделю)

Многозначные числа. Высказывания истинные и ложные. Множества. Подмножество. Элемент множества. Занимательные задачи.

Логические задачи. Нестандартные задачи. Графы. Задачи на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Многогранники.

Учебно-тематический план

№ п/п Тематика Количество часов
Всего В т.ч.
Теор. Практич.
I полугодие (32 часа )
1 Многозначные числа. Решение задач арифметическим способом. 6 2 4
2 Решение задач алгебраическим способом. 4 2 2
3 Высказывание верное (истинно), неверное (ложно) 2 1 1
4 Множество. Элемент множества. 4 2 2
5 Занимательные задачи. 2 1 1
6 Графические задачи 6 2 4
7 Нестандартные задачи 4 1 3
8 Логические задачи 4 1 3
2-е полугодие (34 ч.)
1 Умножение и деление на двузначное число. Решение задач арифметическим способом. 6 2 4
2 Решение задач на движение. 6 2 4
3 Графические задачи 3 1 2
4 Множество. Подмножество. 4 2 2
5 Логические задачи 4 1 3
6 Задачи на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. 4 2 2
7 Многогранники. Изготовление моделей. 5 2 3
8 Множества и его элементы. 2 - 2

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • арифметический способ решения задач;
  • алгебраический способ решения задач;
  • понятие множества, элемента множества;
  • понятие графы.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи арифметическим способом;
  • определять истинно или ложно высказывание;
  • классифицировать множества;
  • решать задачи на логическое мышление и на смекалку.

Диагностический инструмент для оценки качества знаний программы:

№ п/п

Критерий оценки Уровни
высокий средний низкий

1

 

 

2.

 

3.

Высокий  (3б)

Решает самостоятельно задачи арифметическим способом; определяет истинное или ложное высказывание; классифицирует множества, умеет найти пересечение множеств, объединение множеств; решает задачи на логическое мышление и на смекалку; умеет строить развертку модели многогранника.

Средний  (2б)

Решает задачи с помощью педагога; определяет истинное или ложное высказывание по образцу, умеет классифицировать множества, решает простейшие задачи на смекалку.

Низкий (1б)

Решает задачи с помощью педагога; имеет понятие о множестве; решает некоторые задачи на смекалку.

 

 

 

Список литературы

  1. Гарднер М. “Математические головоломки и развлечения”. Пер. с английского Ю.А. Данилова. Под ред. Смородинского. М., “Мир”, 1971 г., 511 стр.
  2. Жикалкина. “Игровые и занимательные задания по математике”. Пособие для учителя. М..: Просвещение, 1989 г. 63 стр.
  3. Копытов Н.А. “Задачи на развитие логики” Книга для учителей, детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г. 240 стр.
  4. Левитас Г. “Нестандартные задачи на уроках математики” - М.: Илекса, 2002 г. – 60 стр.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990 г. - 94 стр.
  6. Перова М.Н. “Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”: Пособие для учителя – 2-е издание М.: Просвещение, 1966 г. 144 стр.
  7. Пате Ф., Пате Ж. “Дети и графы”. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. Брюссель – Монреаль – Париж, 1968 г. Пер. с франц. М., “Педагогика”, 1974 г., 192 стр.
  8. Решебник по математике (задачи повышенной сложности). – М.: Школьные технологии; Народное образование, Илекса, Ставрополь; Сервисшкола, 2003 г. – 304 стр.
  9. “Час занимательной математики”. Под редакцией Л.Я. Фальке. Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003 г. – 176 стр.
  10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. М.: Просвещение, 1995 г. – 80 стр.