Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания школы не владеют в полной мере элементарными математическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить социальную адаптацию в обществе наших учеников, директор школы Калашникова Любовь Михайловна предложила мне вести факультативный курс по математике в коррекционной школе.
Математика является гуманитарным предметом, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, оказывает существенное влияние на развитие детей, имеющих интеллектуальную недостаточность.
Задачами данного факультативного курса являются углубление знаний учащихся по математике, повышение общего уровня развития детей и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развитие мышления и речи.
Я составила программу факультативного курса по математике. Данная программа была утверждена директором школы и одобрена на заседании педагогического совета, а затем программа получила рецензию Министерства образования Ставропольского края (рецензент: зав кафедрой социализации школы-личности и коррекционной педагогики СКИПКРО кандидат педагогических наук Панасенкова М.М.)
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Программа составлена для обучающихся государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы- интерната VIII вида в возрасте 12-13 лет.
Пояснительная записка
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Задача данного факультативного курса состоит в том, чтобы дать учащимся более глубокие знания по математике, использовать процесс обучения математике на факультативе для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать мышление и речь; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся.
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.
ПРОГРАММА
6 КЛАСС
(2 ч. в неделю)
Многозначные числа. Высказывания истинные и ложные. Множества. Подмножество. Элемент множества. Занимательные задачи.
Логические задачи. Нестандартные задачи. Графы. Задачи на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Многогранники.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика | Количество часов | ||
Всего | В т.ч. | |||
Теор. | Практич. | |||
I полугодие (32 часа ) | ||||
1 | Многозначные числа. Решение задач арифметическим способом. | 6 | 2 | 4 |
2 | Решение задач алгебраическим способом. | 4 | 2 | 2 |
3 | Высказывание верное (истинно), неверное (ложно) | 2 | 1 | 1 |
4 | Множество. Элемент множества. | 4 | 2 | 2 |
5 | Занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
6 | Графические задачи | 6 | 2 | 4 |
7 | Нестандартные задачи | 4 | 1 | 3 |
8 | Логические задачи | 4 | 1 | 3 |
2-е полугодие (34 ч.) | ||||
1 | Умножение и деление на двузначное число. Решение задач арифметическим способом. | 6 | 2 | 4 |
2 | Решение задач на движение. | 6 | 2 | 4 |
3 | Графические задачи | 3 | 1 | 2 |
4 | Множество. Подмножество. | 4 | 2 | 2 |
5 | Логические задачи | 4 | 1 | 3 |
6 | Задачи на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. | 4 | 2 | 2 |
7 | Многогранники. Изготовление моделей. | 5 | 2 | 3 |
8 | Множества и его элементы. | 2 | - | 2 |
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- арифметический способ решения задач;
- алгебраический способ решения задач;
- понятие множества, элемента множества;
- понятие графы.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи арифметическим способом;
- определять истинно или ложно высказывание;
- классифицировать множества;
- решать задачи на логическое мышление и на смекалку.
Диагностический инструмент для оценки качества знаний программы:
№ п/п |
Критерий оценки | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1
2.
3. |
Высокий (3б) Решает самостоятельно задачи арифметическим способом; определяет истинное или ложное высказывание; классифицирует множества, умеет найти пересечение множеств, объединение множеств; решает задачи на логическое мышление и на смекалку; умеет строить развертку модели многогранника. Средний (2б) Решает задачи с помощью педагога; определяет истинное или ложное высказывание по образцу, умеет классифицировать множества, решает простейшие задачи на смекалку. Низкий (1б) Решает задачи с помощью педагога; имеет понятие о множестве; решает некоторые задачи на смекалку. |
3б |
2б |
1б |
Список литературы
- Гарднер М. “Математические головоломки и развлечения”. Пер. с английского Ю.А. Данилова. Под ред. Смородинского. М., “Мир”, 1971 г., 511 стр.
- Жикалкина. “Игровые и занимательные задания по математике”. Пособие для учителя. М..: Просвещение, 1989 г. 63 стр.
- Копытов Н.А. “Задачи на развитие логики” Книга для учителей, детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г. 240 стр.
- Левитас Г. “Нестандартные задачи на уроках математики” - М.: Илекса, 2002 г. – 60 стр.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990 г. - 94 стр.
- Перова М.Н. “Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”: Пособие для учителя – 2-е издание М.: Просвещение, 1966 г. 144 стр.
- Пате Ф., Пате Ж. “Дети и графы”. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. Брюссель – Монреаль – Париж, 1968 г. Пер. с франц. М., “Педагогика”, 1974 г., 192 стр.
- Решебник по математике (задачи повышенной сложности). – М.: Школьные технологии; Народное образование, Илекса, Ставрополь; Сервисшкола, 2003 г. – 304 стр.
- “Час занимательной математики”. Под редакцией Л.Я. Фальке. Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003 г. – 176 стр.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. М.: Просвещение, 1995 г. – 80 стр.