Интегрированный урок (технология + производственное обучение) по теме "Поузловая обработка изделий"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: интегрированный, закрепление знаний.

Цели  урока:

  • Обучающая: Закрепить и пополнить знания по обработке ткани, закрепить умения по монтажу изделия, научить применять самостоятельно приобретённые из разных источников знания.
  • Развивающая: Развивать профессиональные навыки учащихся по обработке отдельных деталей и узлов изделий, логическое  и системное мышление, интерес к профессии через проектный метод обучения, коммуникативные умения.
  • Воспитательная: Формировать творческое отношение к труду; прививать самостоятельность и умение работать в творческой группе; воспитывать аккуратность, ответственность, чувство коллективизма; расширять кругозор учащихся; готовить учащихся к профессиональному самоопределению с учетом их способностей, интересов.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, рассказ), показ, опрос по карточкам-заданиям, исследовательский метод и метод проектов.

Межпредметные связи:

№ п.п.

Предмет

Тема

1. Материаловедение. «Строение и свойства ткани», «Ассортимент ткани»
2. Оборудование. «Характеристика и конструктивные особенности машин челночной однолинейной строчки», «Приспособления малой механизации», «Неполадки в работе швейных машин»
3. Технология последовательность обработки изделия. «Ручные работы», «Машинные работы»,  «ВТО», «Технология обработки отдельных деталей»

4.

Эстетика.

«Внешний облик человека», «Культура одежды»

Материально-техническое оснащение:

Ноутбук, диапроектор, карточки-задания, карточки дефектов, карточки самоконтроля, инструкционно-технологические карты, эталон швейного изделия, плакаты: «Мир клетки», «Обработка низа изделия», «Обработка низа рукава с манжетом».

Структура урока

Теоретическая часть урока

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие учащихся.

1.2. Проверка присутствующих и их готовность к работе.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация опорных знаний и умений.

4. Защита творческих проектов «Модели детской сорочки».

4.1. Обоснование проблемы и потребностей.

4.2. Выбор модели.

4.3. Выбор ткани.

4.4. Выбор оборудования и средств.

4.5. Раскладка изделия.

4.6. Технологическая последовательность изготовления изделия.

4.7. Охрана труда.

4.8. Себестоимость изделия.

4.9. Самоанализ выполненной работы, оценка качества и сложности проекта.

5. Выводы и обобщения по проектам.

6. Подведение итогов теоретической части урока.

Практическая часть урока

1. Вводный инструктаж.

1.1. Сообщение темы и цели урока.

1.2. Повторение теоретических знаний учащихся по теме «Обработка деталей и узлов изделий».

1.3. Расширение знаний по теме урока (рассказ и показ мастера).

1.4. Вторичное закрепление учебного материала (рассказ и показ учащихся).

2. Текущий инструктаж.

2.1. Проверка организации рабочего места учащихся.

2.2. Практическая работа учащихся по обработке рукава манжетами.

2.3. Целевой обход:

  • проверка соблюдения правил техники безопасности.
  • проверка соблюдения технических условий и правильности выполнения технологических операций учащихся.
  • оказание отстающим учащимся практической помощи.

2.4. Заполнение карточки взаимоконтроля и самоконтроля.

3. Заключительный инструктаж.

3.1. Подведение итогов урока.

  • характеристика работы группы.
  • оценка за выполненную работу учащихся.
  • демонстрация лучших работ учащихся.

3.2. Задание на дом.

3.3. Уборка мастерской.

Ход урока

Теоретическая часть интегрированного урока:
«Поузловая обработка изделий»
Защита выполненного проекта

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие учащихся.

1.2. Проверка присутствующих и их готовность к работе.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня будет проводиться необычный урок, который будет состоять из двух частей.

Первая часть – теоретическое обучение по «Технологии швейного производства» по теме «Поузловая обработка изделий», защита выполненного проекта. В этой части урока мы закрепим знания, полученные в поузловой обработке изделия. Проверим уровень усвоения знаний методом проекта, который в дальнейшем будет выполнен на практических уроках.

Вторая часть – производственное обучение по теме «Обработка низа рукава манжетами». В этой части вы познакомитесь с приемами обработки низа рукава.

Первую часть урока мы проведем в форме защиты проекта, для выполнения которого вы получили задание, выбрать модель детской сорочки для мальчика. Защита «Проекта детской сорочки для мальчика» по заданной схеме (на экране высвечивается презентация).

рис.1

3. Повторение по пройденным темам

Исходя из имеющегося ассортимента ткани, группами была выбрана сорочечная х\б ткань в клетку. При выборе руководствовались гигиеническими, экономическими, эстетическими, технологическими  свойствамиданной ткани.

1 вопрос − Перечислить эти свойства:

  • Эта ткань  выработана из хлопкового волокна – экологически чистого продукта, поэтому никаких экологических ограничений для этого проекта нет.
  • Ткань мягкая, обладает значительной прочностью, легкостью, тело в ней хорошо "дышит", легко впитывает в себя влагу, ткань легко стирается, ее почти не надо гладить, не линяет, не дает усадки, красива удобна вноске.

2 вопрос – Какие ткани можно использовать для изготовления детской рубашки?

  • для пошива рубашки можно использовать и другие ткани: ситец, плательную и рубашечную ткань,
  • лен, плотную хлопчатобумажную ткан,
  • легкую шелковую ткань в полоску или плотная хлопчатобумажная ткань в полоску,            
  • батист, поплин, рубашечную ткань;
  • трикотажные ткани: хлопчатобумажный спандекс,  
  • вельвет, двустороннею ткань в контрастную прямоугольную клетку из хлопка или смешанных волокон,
  • джинсовую ткань, двойную ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку (пике).

Вам было дано задание найти интересные факты о клетчатой ткани.

С завидным постоянством модные журналы время от времени провозглашают клетчатые ткани модным трендом сезона. И действительно, как и рисунки под шкуры животных и рептилий или «горох», клетка периодически входит в моду, становясь одной из тенденций сезонной моды. Клетка является  приметой классического стиля – например, шотландского, стиля «колледж» или кантри (клетчатые ковбойки), что мы и наблюдаем в коллекциях современных дизайнеров, которые в очередной раз проявляют интерес к клетке.

Выразительно смотрятся клетчатые ткани в коллекции Dolce & Gabbana. Романтические шелковые платья макси из красно – синей шотландки, мужские и женские жакеты, пальто, брюки, юбки – все в лучших классических традициях. Любимица русских женщин строгая марке Chanel показывает на подиуме мини – платья простого кроя в крупную клетку.

От туманного Альбиона до Страны восходящего солнца мирные крестьянки и грозные воины, короли и шуты, знаменитые актрисы и их поклонницы на протяжении всей современной истории носили клетчатые костюмы. Сложно представить себе более популярный рисунок.

4. Защита творческой модели детской сорочки для мальчиков.

Основные проблемы выполнения проекта вы видите на экране.

При защите проекта будут соревноваться три творческие группы. Творческая группа № 1 «Швея», творческая группа № 2 «Клетка», и творческая группа № 3 «Модница». Базовую основу сорочки для мальчика мы с вами выполняли на дополнительных занятиях.Используя знания, полученные по обработке отдельных узлов, монтажу изделия, а также базовую выкройку, каждая группа подготовила свой проект.

Каждый этап выполнения данного проекта будет оцениваться по пятибалльной системе. Результаты будут отражены в оценочном листе. В роли экспертов будет выступать преподаватель, и гости, а ассистентом экспертов будет одна из учащихся.

Сообщения творческих групп.

Мы сейчас прослушаем три творческие группы:

Каждой группе на защиту своего проекта даётся по 10 мин., каждый этап выполнения проекта  и защиты проекта оценивается и результаты заносятся в контрольный лист по группе. Оценивание производится по пяти бальной системе. Та группа которая набрала больше всех баллов та и победила.

Сейчас мы прослушаем ваши творческие проекты.

5. Вывод и обобщение по проектам

6. Подведение итогов I части урока

Прошу сдать творческим группам свои проекты экспертной комиссии. Она еще раз просмотрит и скажет свое слово.

Слово предоставляется членам комиссии:

Преподаватель объявляет 5-ти минутный перерыв. Перерыв используется для отдыха и подготовки к практической части урока. (физ. пауза)

Практическая часть урока:
«Обработка низа рукава манжетами»

1. Вводный инструктаж.

1.1. Сообщение темы и цели урока.

Теоретическими знаниями поузловой обработки изделий вы обладаете в полном объеме, поэтому на сегодняшнем практическом занятии, мы закрепим знания, умения и навыки по обработки низа рукава  манжетами. Эти навыки будут вам необходимы для практического воплощения вашего проекта. Нам необходимо вспомнить ранее изученные темы.

1.2. Повторение теоретических знаний учащихся по теме «Обработка деталей и узлов изделий». (см. презентацию)

Для этого вам необходимо вспомнить ряд заданий:

Задание 1: Необходимо установить правильную последовательность операций обработки борта отрезными подбортами.

№ п/п

 

Наименование операции

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Приутюжить край борта

Обтачать срезы борта подбортами

Обработать внутренний срез подборта

Продублировать подборта

Прострочить отделочную строчку по краю борта

Проверить качество

Вывернуть подборт на изнаночную сторону изделия, выправить кант из полочки

Ответ: 1–Г, 2–А, 3–В, 4–Б, 5–Ж, 6–Д, 7–Е

Время для выполнения – 2 мин. Учащиеся проверяют правильные ответы на экране.

Задание 2: Для выполнения этого задания вам необходимо по рисунку определить способы обработки низа рукава.На экране даются зарисовки обработки назовите их:

рис.2

Задание 3:  Дается криптограмма с вопросами по деталям кроя

рис.3
  1. Деталь одежды, закрывающая вход в прорезной карман.
  2. Внутренняя сторона одежды.
  3. Деталь одежды для ее закрепления на фигуре человека или декоративного оформления.
  4. Конструктивный элемент в одежде, предназначенный для придания ей формы.
  5. Основная деталь плечевого изделия.
  6. Деталь изделия для обработки срезов, карманов.
  7. Деталь кармана, предохраняющая его от растяжения.
  8. Деталь одежды в виде узкой полоски на поясе для поддержания ремня.

Слово по вертикали в рамке обозначает деталь прорезного кармана.

1.3. Расширение знаний по теме урока (рассказ и показ мастера).

Изложение и показ нового материала.

Подходите к столу. Сейчас я вам расскажу, как правильно обрабатывать низ рукава  манжетами.

Виды манжет: прямые и фигурные; притачные и отложные; замкнутые с застежкой на петли и пуговицы или с застежкой запонками.

  • детали необходимые для обработки низа рукава манжетами;
  • последовательность обработки низа рукава  манжетами, демонстрация приемов;
  • притачивание замкнутых мажет в рукавах без застежки,
    • обработка низа рукава притачным манжетам,
    • обработка низа рукава отложными манжетами (обработка низа рукава отложным манжетам без дополнительных деталей, обработка низа рукава с помощью обтачки).
  • технические условия для обработки низа рукава  манжетами;
  • дефекты, причины их возникновения и способы устранения;
  • соединение манжета с рукавом;
  • технические условия;
  • способы проверки качества выполняемой работы.

Какие вопросы возникли вопросы по обработке? Кто из вас сможет повторить последовательность обработки низа рукава манжетами?

При показе обработки низа рукава манжетами вспомним технику безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.

1.4. Вторичное закрепление учебного материала (рассказ и показ учащихся).

Закрепление нового материала. Сейчас мы с вами по образцам определите дефекты обработки и предложите способы их устранения.

Учащиеся, займите свои рабочие места и приступайте к обработки низа рукава манжетами. Необходимые детали кроя, инструкционные карты располагаются в папках  на рабочих местах. Карточки самоконтроля, карточки взаимоконтроля после заполнения соберут лидеры группы после заполнения каждого учащегося. Время для выполнения на задания – 4 часа.

2. Текущий инструктаж.

2.1. проверка организации рабочего места.

2.2. проверка соблюдения правил техники безопасности.

2.3. целевые обходы.

  • оказание практической помощи;
  • контроль за качеством выполнения работ;
  • контроль за соблюдением технологического процесса;
  • контроль за соблюдением технических условий.

3. Заключительный инструктаж.

  1. Проверка выполненных работ
  2. Подведение итогов занятия.
  3. Анализ типичных ошибок.
  4. Отметить лучшие работы.
  5. Выставление оценок
  6. Дать задание на дом.

Карточка взаимоконтроля для практической работы

Ф.И.О контролера

Ф.И.О контролируемого

Организация рабочего места

Соблюдение Т.У

Качество выполнения работы

СоблюдениеТБ

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

Карточка самоконтроля для практической работы

Ф.И.О. уч-ся

Организация рабочего места (правильная / неправильная)

Соблюдение технологической последовательности технолог. операций (соблюдение / нарушение)

Правильность выполнения трудовых приёмов (правильно / неправильно)

Межоперационный  контроль (был / не был)

Устранения дефектов (выполнялось / невыполнялось)

Время выполнения задания

 

 

 

 

 

1

2