“Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.
Ян Амос Каменский
Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, – в зрелости потеряло свое очарование. Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Ситуация неопределенности зачастую лишает нас изначального стремления к свершению открытий. Прекращая реагировать с исследовательской позиции на разнообразие жизненных ситуаций, мы, воспитатели, можем оказаться в ситуации, когда утрачивается интерес к постоянному познанию.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задаётся взрослым, и направленно на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
Цель данного проекта заключается в том, чтобы сформировать знания о природе у детей старшего дошкольного возраста путем поисково-познавательной деятельности и постоянного общения с живыми объектами.
Для того чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.
Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников стали подлинными приметами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Для развития исследовательских способностей детей изучению природы отводится особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.
Огромную роль в познании окружающей действительности ребенком играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях нашей местности.
На территории детского сада создана «Экологическая тропинка», на которой представлены точки-объекты деревьев. Наблюдая за объектами тропинки, дети задают очень много вопросов: почему мало хвойных деревьев, почему они всегда зеленые, почему не опадает хвоя на зиму? Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная наша задача – помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем – создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Учитывая интересы детей нашей группы, мы разработали познавательно-исследовательский проект: «Зимой и летом одним цветом». В процессе исследовательской деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
Ресурсы, задействованы в выполнении проекта
|
Ресурсы |
Потенциал |
Дефицит |
1. Содержание воспитательно-образовательного процесса. |
Программа «Мы» Н.Кондратьевой |
Модульная программа Л.О Манько «Тропинка» |
Изменение структуры планирования |
2. Форма организации воспитательно-образовательного процесса. |
«Наше дерево»
|
Занятия по развитию исследовательских способностей в ЦЭВД |
Интегрированные занятия Недостаточно занятий с использованием собственной исследовательской практики детей. |
3. Материально-техническая база. |
|
Проживание в таёжной местности (Видовое разнообразие хвойных деревьев). |
Создание мини-музея «Хвойные деревья» Отсутствие на экологической тропинке детского сада следующих пород хвойных деревьев: ель, кедр, лиственница, пихта. |
4. Внешние и внутренние связи. |
Методическое объединение педагогов по экологическому воспитанию Проведение экологических праздников, акций |
Городской краеведческий музей, программа «Таёжные сказки» Взаимодействие с ЦЭВД: получение информации о хвойных деревьях нашей местности. |
|
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
Срок реализации |
Подготовительный 2010 г. |
|
Май Сентябрь |
Исследовательский 2011 г. |
|
В течение года совместно с ЦЭВД В течение года |
Обобщающий 2012 г. |
|
В течение года |
Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:
Разработали перспективный план, целью которого является развитие поисково-познавательной активности об окружающем мире, активизация различных форм приобретения опыта детьми, помогающих получить знания; формирование положительного отношения к миру. (Приложение 1)
Свою работу с детьми мы ведем по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
В содержание проекта включены традиционные занятия с включением элементов собственной исследовательской практики детей (Приложение 2), а также дидактические игры (Приложение 3), способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Элементарные опыты, лабораторные занятия, наблюдения, экскурсии – активные способы познания природы. Наблюдения и экскурсии, являясь важным методом познания природы, дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, учат ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. На занятиях по развитию исследовательских способностей используются задания, направленные как на развитие умения наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, так и на развитие способностей делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.
Активно включаем в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Широко используются проблемные задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес детей.
Формы работы с детьми:
Содержание проекта позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получить новые знания на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания закрепляются с помощью продуктивных видов детской деятельности, разгадывания кроссвордов, практической работы с природным материалом.
Особенность опыта в том, что занятия построены таким образом, что ребенку не даются знания в готовом виде, а создаётся среда, где ребёнок имеет возможность «добыть» эти знания самостоятельно.
Изучение нового материала проходит в процессе активной творческой деятельности и основывается на личном опыте ребенка. Это важно, потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Опыт показывает, что даже проявляющаяся спонтанно поисковая, исследовательская активность детей может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями. Но несложно заметить, что этот процесс наиболее эффективно протекает в условиях специального обучения.
В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:
Литература:
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево» ТЦ «Сфера», 2006
- Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4–6лет Волгоград, 2009.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. М., 2008
- Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и её обитателях. М., 2009
- Лукашевич О.Д. Лесной теремок Т., 2009
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5/2003, № 1/2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.